Posted 14 августа 2018, 13:04

Published 14 августа 2018, 13:04

Modified 1 октября, 14:43

Updated 1 октября, 14:43

Дом из "12 стульев" в Ростове спасли от фейковой угрозы, но не от времени

14 августа 2018, 13:04
Мистическая угроза сноса заставила ростовчан вспомнить о доме купца Кисина, описанном в романе "Двенадцать стульев", но запала активистов хватило лишь на сбор нескольких сотен подписей в защиту здания, которое продолжило медленно разрушаться.

В июле в социальных сетях появились призывы выйти к дому, который якобы решили снести. Однако авторы призывов не предоставили ссылок на источник информации о сносе, эти данные не подтвердились и в дальнейшем. В то же время угроза разрушения неизвестно кем неизвестно чего не оставила равнодушными около 300 горожан, которые выстроились в очередь, чтобы оставить подписи в защиту дома. Операцию можно считать успешной, потому что памятник архитектуры избежал сноса, а ее авторы в очередной раз отработали методы управления толпой.

Корреспонденты RostovGazeta побывали внутри старого особняка, поговорили с общественниками, и узнали, что значит жить в памятнике архитектуры, а также как эти памятники погибают.

Снаружи и внутри

Доходный дом Кисина - это старый дом, построенный еще в 1899 году и расположенный по адресу улица Московская, дом 72 в Ростове-на-Дону. В годы Великой Отечественной войны в здание попала немецкая бомба и уничтожила треть дома. Сейчас на месте разрушенного когда-то третьего подъезда стоит двухэтажное здание. Стоит отметить, что дом Кисина был увековечен в свое время в романе "Двенадцать стульев" писателей Ильфа и Петрова. Они расположили в нем адресное бюро, в которое заходил персонаж книги отец Федор Востриков.

При одном только взгляде на здание в глаза сразу бросается былое богатство и красота дома и ветхость его современного облика.

В левом подъезде, где еще живут люди, стоит входная железная дверь. За нее не попасть без ключа. "Когда еще железной двери не было, а стояла деревянная, здесь постоянно творился беспредел - пьянки, общественный туалет. К счастью, как поставили эту дверь - все это осталось в прошлом", - сказал корреспонденту RostovGazeta житель дома Кисина Олег Бахтин. Все прочие "доступы" в дом заколочены. Общественники позаботились о том, чтобы дом Кисина не постигла судьба многих других домов России, что находятся в таком же плачевном состоянии. Именно они были инициаторами того, чтобы все доступные для случайных людей проходы были заблокированы.

По этой причине дом, который и так пострадал от времени, не был испорчен граффити или уничтожен пожаром. "Мы заблокировали все двери вне жилого подъезда, чтобы туда не мог зайти посторонний человек с улицы. Договорились об установке видеонаблюдения в доме напротив, чтобы здание все время находилось под присмотром", - сообщил корреспонденту RostovGazeta председатель совета Ростовского регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории культуры Александр Кожин. Корреспондент RostovGazeta побывал во втором нежилом подъезде. Оказалось, что здесь многое из того, что можно было украсть и как-то продать (двери с большими деревянными резными львами, трубы, батареи, ванные и просто металл), было украдено.

Усилиями активистов некоторая часть мусора была убрана, однако работы остается еще не мало. "Мы делаем то, что по силам сделать. Например, занимаемся уборкой мусора. Первый этаж убрали, на втором и третьем уборка еще продолжается. Приводим помещение в порядок, чтобы потом можно было проводить реставрационные работы", - сказал Кожин. В первом же подъезде, где еще живут люди, стараются как-то поддерживать порядок. В коридорах и на лестничных площадках стоят коробки, в которых лежат вещи собственников. При этом неблагополучие данного дома внутри видно лишь в старых, местами разрисованных граффити, стенах и ветхости прочей архитектуры.

Жизнь в памятнике

Владельцы комнат рассказывают, что жить в этом доме непросто. Ведь дом медленно, но верно рушится. Трубы постоянно рвутся. Первой начала рваться канализационная. Она, видимо, была установлена еще после войны, и постоянно выходила из строя, пока старые чугунные трубы не поменяли на новые пластиковые. Сейчас, по словам одного из жильцов, в доме осталась только его семья, живущая на втором этаже, и женщина инвалид второй группы, эпилептик, на третьем. Он говорит, что плюсов в таком жилье очень мало: разве что расположение - центр города, высокие потолки. А вот минусов множество. Один из них - неадекватная цена коммунальных услуг. Летом около 3,8 тысячи рублей, а зимой где-то 5,5 тысячи. "Вот мой знакомый за трехкомнатную квартиру площадью 80 квадратных метров, в которой прописано четыре человека, платил меньше, чем я за комнату в коммуналке. И это не единичный случай", - прокомментировал Бахтин.

Он рассказал, что отопление в доме начинают считать с 1 октября, а по факту его дают в конце декабря. И то, лишь после того, как Бахтин идет лично разбираться с этой проблемой в соответствующие инстанции. Владелец квартиры вспоминает показательную историю с владельцем магазина в помещении на первом этаже, которое к настоящему моменту выкупила администрация города. Бахтин рассказывает, что когда магазин только открывался, он подошел к владельцу и сказал, что дом аварийный, старый, все течет, трубы с водой часто рвет. Он объяснил ему, что часто бывают потопы. На что тот ответил, что ничего страшного, все решит. И он решал - когда на потолке проступала хоть капля, тот просто перекрывал воду жильцам. С владельцем магазина пытались бороться. Каждый раз, когда тот перекрывал воду, жильцы вызывали полицию. Полиция приезжала, воду подавали, а спустя два часа история повторялась. Жильцы дома, бывало, неделями сидели без воды. Все это продолжалось до тех пор, пока администрацией не было выкуплено помещение магазина.

Новое жилье и старые проблемы

Бахтин отметил, что последние жильцы договорились с властями о компенсации и должны вскоре покинуть дом. "Я собираюсь строить дом. Потому что мне нужно разместить семь человек: мать, жену, себя и четверых детей. А на сумму, что мне намерены выдать, я вряд ли подберу достойную квартиру. Даже с учетом того, что отсудил почти в два раза больше, чем было предложено нам вначале. А вначале они предлагали 1,6 миллиона рублей", - сообщил он. Мужчина добавил, что его семью хотят выселить к концу декабря этого года. "Я мечтаю только об одном - поскорее построить своей семье дом и благополучно в него переехать", - сказал Бахтин. Он объяснил корреспонденту RostovGazeta, что раньше у властей была идея сделать в доме музей, но она закончилась ничем. Приехал человек, назначенный директором этого самого музея, и сообщил, что его не устраивает отсутствие парковки. Глава Общества охраны памятников Александр Кожин отметил, что никаких конкретных планов по поводу дальнейшей судьбы дома Кисина пока нет. Все будет ясно лишь после того, как последний жилец съедет из дома. Он подчеркнул, что на реставрацию этого памятника архитектуры нужны сотни миллионов рублей, которых пока никто не нашел.

Подпишитесь