По его словам, в 2015 году объемы ввода ВИЭ в мире впервые превысили традиционные источники энергии.
В России к 2024 году планируется построить свыше 5 ГВт солнечных и ветростанций, после чего встает важный вопрос – свяжем ли мы свою судьбу исключительно с углеводородами или поймем, что будущее невозможно без возобновляемой энергетики.
Сейчас системы поддержки ВИЭ действуют как минимум в 170 странах. Стратегические целевые ориентиры в мире составляют от 25 до 80% от производства электроэнергии. Россия же к 2024 году достигнет в энергобалансе 1% ВИЭ, а к 2035 - от 1,8 до 2,4%. Чубайс уверен, что России не нужно догонять развитые страны, так как в стране есть все необходимое для более осмысленного и перспективного использования углеводородной энергетики.
«У России хорошие природные возможности для внедрения ВИЭ», - считает Анатолий Чубайс. Огромная часть страны располагается в зоне континентального и резко континентального климата с низкой влажной облачностью – это создает хороший уровень инсоляции, не исчерпывающийся южными регионами. Также у России самый высокий в мире ветропотенциал.
Однако потенциал переработки твердых бытовых отходов в электроэнергию в России почти не используется: из 60 миллионов тонн отходов лишь 1% подвергается термической переработке. Кроме того, строительство энергомощностей на ТБО поможет решить проблему со свалками в Подмосковье.
В России строительство солнечных, ветростанций и переработки ТКО реализуется через механизм договоров поставки мощности (ДПМ) для объектов ВИЭ. За последние пару лет в ветроэнергетике усилилась ценовая конкуренция, а в отрасль пришли крупные инвесторы — Роснано, Фортум, Энел, Росатом. В этом году цены снизились в два раза относительно предельного «капекса»: с 130 тысяч до 66 тысяч рублей за кВт установленной мощности ветростанций со стороны фонда РОСНАНО-Фортум. В трех сложившихся областях ВИЭ (солнце, ветер, ТКО) «Роснано» с партнерами заняли лидерство и получили более половины рынка в новой для страны индустрии.
В долгосрочной перспективе «зеленая» отрасль станет рыночной, то есть достигнет сетевого паритета – равенства стоимости между возобновляемой и углеводородной энергией за киловатт-час. Пока он не наступил, Чубайс предложил продлить программу поддержки ДПМ ВИЭ до 2035 года и построить еще 10 ГВт, однако с более жесткими требованиями к инвесторам. При этом капитальные затраты на конкурсе необходимо максимально понизить. Одновременно должны быть сформированы меры поддержки промышленного сектора и потребителя на розничном рынке.