Корреспондент RostovGazeta узнала, почему они решили поддержать пародийную религию и зачем им церковь Летающего Макаронного Монстра.
Пастафарианство — пародийная религия, основанная физиком Бобби Хендерсоном в знак протеста против изменений в школьном курсе. В 2005 году департамент образования штата Канзас планировал ввести концепцию «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению. Наряду с концепцией «замысла» Хендерсон призвал обучать детей и его религии, согласно которой мир создал невидимый Летающий Макаронный Монстр (ЛММ).
После публикации требований физика ЛММ стал символом противостояния обучению теории «Разумного замысла» в обычных школах. Затем были придуманы принципы пастафарианства, написано Евангелие, во многом пародирующие креационизм. Например, появилась теория рая (пивной вулкан и фабрика стриптиза) и ада (то же, но пиво старое, а стриптизерши заражены венерическими заболеваниями). Сейчас пастафарианство — официально зарегистрированная в России религия, по стране учреждено больше 30 подобных религиозных групп.
Найти пастафариан через соцсети оказалось не так просто. Администратор тематической группы перенаправил к другой странице с несколькими картинками, скромным списком друзей, фамилией знаменитой поэтессы.
Как поясняет собеседник, религиозная группа зарегистрировалась два года назад, но ее лидер Елена Князева потеряла интерес к пастафарианству и перестала выходить на связь, администраторы тоже не хотят двигать сообщество. Теперь за дело берутся он и его друзья: организацию планируют развивать, в планах — построить церковь.
В пятницу (любая пятница у пастафариан священна, они едят пасту и пьют пиво) собеседник назначает встречу в баре. У пастафариан в этот день праздник — 12 июля 2013 была зарегистрирована их первая религиозная группа в России.
Кто и почему
В баре немного людей, и пастафариан среди них заметить просто: по цветным дуршлагам на голове. Несколько парней и девушка в необычных головных уборах занимают один столик в углу.
«Я верующий человек, христианин. Но то, что происходит с нашей церковью…как бы так выразиться… Все не так идет. Мы ни в коем случае не пытаемся высмеять, обидеть чьи-то чувства. Мы все верующие, христиане. Но церковь на данный момент — это коммерция. А ваше мнение какое?», — спрашивает Ярослав. Это мужчина за 30 с щетиной и широкой улыбкой, он переехал в Ростов из Санкт-Петербурга. «У нашей семьи в Петербурге был духовный отец. Появился, скажем так, очень коммерческий прихожанин, который каждую субботу и воскресенье ездил замаливать свои грехи. И у церкви дела становились все лучше-лучше-лучше. У отца Олега появилась „волга“ с водителем, все удивлялись: „Откуда?“. Но когда отца Олега увидели в стрипбаре „Конюшенный двор“ — это было жестко. А это пошло как раз оттуда, его видели с этим прихожанином», — рассказал Ярослав.
Официальный руководитель ростовского движения Даниил на вопрос, почему он решил обратиться к этой религии, сообщил, что любит всякие веселые затеи. «Изначально мой друг Саша нашел все это, рассказал мне, и я полностью разделил его мнение», — добавил Даниил. Это темно-русый мужчина примерно такого же возраста. С ним был молодой парень Илья, его родственник, который, по словам Даниила, просто проходил мимо.
Сам Александр увидел новость о том, что австриец сфотографировался на права в дуршлаге. «Он тоже пошел против системы, потому что религия внедрялась во многие сферы жизни. Он добивался этого несколько месяцев и был первым. Потом мне стало интересно, я нашел страницу храма в Нижнем Новгороде», — пояснил пастафарианин. Он добавил, что туда приходят такие же разумные люди, как и основатель движения, физик.“Я скорее атеист, верю в провидение, некоторые называют его Богом, некоторые еще как-то. Физики — провидением», — пояснил он. Александр сообщил, что друзья — не физики, «вольнонаемные художники». «Она (церковь) была создана, потому что на практике верующие имеют больше инструментов для защиты своих чувств, нежели агностики и атеисты. Но лично мы пока не сталкивались с такими случаями», — добавил он.
Макаронная церковь
«У пастафарианства как религии нет цели привлечь как можно больше людей. Кому надо — тот сам придет. Мы всего месяца три-четыре начали задумываться над этим, осмысливать, принимать. Насколько нам известно, бывшая руководительница просто собиралась у себя дома с единомышленниками, 10-12 человек. Они ели пасту, какого-то общественного движения не было, они никак о себе не заявляли в городе», — рассказал Александр.
Он сообщил, что друзья сделали новую группу, там пока мало человек. «Сегодня добились права вести миссионерскую деятельность и сдали документы в юстицию, чтобы оформить некоммерческую группу „Русская пастафарианская церковь Макаронного Пастриархата Нижегородской Епархии“. Теперь читать проповеди может наш бугульмарий (от бальзама „бугульма“) Даниил, ему дал томас вискарий (от „виски“) Михаил, единственный в России, кто получил разрешение от создателя пастафарианства Бобби Хендерсона», — отметил собеседник.
Он пояснил, что Нижегородская епархия — единственные, кто позволяет себе строить храмы. «Остальные епархии считают, что нельзя, трактовка Евангелия другая. Собственно, религия еще не развилась, а разделение уже пошло», — сказал он. (Пастафариане верят в восемь «Лучше бы ты этого не делал», которые были даны Пирату Мосею самим Летающим Макаронным Монстром. Шестой пункт говорит: «Лучше бы ты не тратил уйму денег на постройку церквей, храмов, мечетей, усыпальниц во имя прославления Моей макаронной благодати, ведь эти деньги лучше потратить — выбирай, на что: на прекращение бедности, на излечение болезней, на мирную жизнь, страстную любовь, и снижение стоимости Интернета»).
Александр заверил, что ростовское отделение пойдет по примеру Нижнего Новгорода. «У них в сообществе больше двух тысяч подписчиков, они ходят на митинги, представляют там общественные интересы своей религиозной группы. Все знают проблемы со сквером в Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде тоже есть такая проблема. В общем, они занимаются общественной деятельностью», — рассказал Александр. Собеседник заверил, что сами они бы не стали строить церковь в сквере.
По его словам, в планах группы аренда помещения, создание пивного вулкана. «У меня семья — знаменитых художников и скульпторов, фамилию называть не буду. Думаю, мы сможем сделать фонтан, который будет работать», — сообщил Даниил. В конечном итоге друзья хотят построить храм. Храм для пастафариан — помещение с изображениями Макаронного Монстра, в котором люди едят лапшу и пьют пиво. Ростовские пастафариане предлагают там установить пилоны для стриптиза.
Ярослав рассказал о реакции людей на пастафарианство. «Я сегодня ехал в машине в дуршлаге. Поворачиваюсь — улыбаюсь, мне улыбаются в ответ», — сказал он. Однако, когда Ярослав впервые услышал о религии, то отнесся к ней скептически. «Вот когда они мне начали что-то рассказывать, я сказал: „Что? Кто вам промыл мозги?“. Я ждал, что они скажут, что нужно что-то заложить. А потом я понял смысл, религия пародийная. Она несет только добро: любите других. Рай там вообще прекрасный: пивной вулкан и фабрика стриптиза», — заключил собеседник.
Привлекать людей друзьям оказалось просто. Во время перекура возле бара они встретили своего знакомого и после нескольких фраз он громко произнес: «Ничего подписывать не надо? Тогда я в деле!».