Posted 23 июля 2019, 14:06

Published 23 июля 2019, 14:06

Modified 17 сентября 2022, 16:15

Updated 17 сентября 2022, 16:15

В Ростове появились проблемы с контейнерными площадками из-за пробелов в законе

23 июля 2019, 14:06
Рассказываем, как проходит «мусорная реформа» в городе.

«Мусорная реформа» в России стартовала в 2019 году. Сейчас отходы сортируют только на две категории: пищевые и непищевые. Со следующего года из мусора будут выделять и перерабатывать пластик, бумагу, стекло и другое. Но этим не ограничиваются изменения. О том, как проходит реформа в Ростове и с какими трудностями приходится сталкиваться при ее реализации, рассказала заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Ростова Валентина Лишавская.

Для чего ввели «мусорную реформу»? Что мешает ее реализации?

«Мусорная» реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации твердых коммунальных отходов. Новый механизм направлен на правильное размещение мусора, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет это позволит избавиться от стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

Раздельным сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением отходов занимается региональный оператор (в Ростове это «Чистый город).

Городская администрация создает и содержит площадки накопления отходов на муниципальной территории, определяет схемы размещения таких площадок, ведет их реестр, организовывает экологическое воспитание населения и формирует экологическую культуру.

При этом возникают следующие проблемные вопросы. Во-первых, нет объектов сортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов — межмуниципального экологического мусороперерабатывающего комплекса (МЭОК) и нового полигона для захоронения не утильной части отходов. Это превращает регионального оператора в посредника между собственниками отходов (плательщиками) и перевозчиками (субподрядчиками).

В настоящее время на площадке временного накопления отходов установлена сортировочная станция. Однако, без ввода в эксплуатацию объектов МЭОК и получения лицензии на работу станции, сортировка мусора не начнется.

Кроме этого, наблюдается снижение качества предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, при увеличении конечной стоимости услуг до 30%, в том числе за счет изменения тарифа. По результатам еженедельного мониторинга за состоянием территорий, прилегающих к контейнерным площадкам, фиксируются множественные нарушения, в том числе графика вывоза, не вывозятся крупногабаритные отходы, свалочные очаги около контейнеров, не подбирается мусор при погрузке в мусоровоз и так далее.

Как обстоят дела с контейнерными площадками в Ростове?

Администрация города к началу работы регионального оператора установила более 800 контейнеров для раздельного сбора отходов (пластик, бумага, картон, стекло). То есть, население уже осуществляет раздельное накопление отходов.

По обязательствам, закрепленным за муниципалитетом, на сегодня нами решены следующие задачи: проведена инвентаризация мест накопления отходов; в открытом доступе размещен актуализированный реестр таких мест с разбивкой по районам; проведена закупка 1500 новых мусорных контейнеров. Преимущественно контейнеры установят на территории индивидуального жилого сектора города, чтобы перевести их на контейнерную систему сбора, а также в местах систематического скопления отходов и навалов.

Существуют ли проблемы с содержанием площадок?

Анализируя прошедший период «реформы», нами определены «проблемные» вопросы, не урегулированные на законодательном уровне. В первую очередь, это касается вопроса содержания контейнерных площадок. На законодательном уровне ответственность за это закреплена за собственником земельного участка, то есть для Ростова в 90% случаев — за муниципалитетом, однако фактически площадка используется горожанами и региональным оператором.Это является «пробелом» федерального законодательства. Сегодня, ввиду разделения зоны ответственности, возникла проблема санитарного содержания территорий вокруг контейнеров и мест накопления отходов в целом. Решением которой может послужить внесение изменений в действующее законодательство, стоит закрепить ответственность за уборку площадок и прилегающей территории за региональным оператором, как исполнителем услуг, ответственным за весь цикл обращения с ТКО. При изучении нормативной базы мы столкнулись с «пробелами» в синхронизации Федеральных и областных правовых актах. Упущением в федеральном законодательстве также являются сроки согласования мест размещения контейнерных площадок с Управлением Роспотребнадзора. По постановлению Правительства РФ от 31 августа 2018 Роспотребнадзор должен за пять дней подготовить и направить заключение муниципалитету, соблюдены ли требования СанПин к местам накопления отходов. При этом, в действующих регламентах Роспотребнадзора определен общий 30-дневный срок для указанных процедур.Кроме этого, требуют существенных изменений нормы СаНПина, которые не менялись с 1988 года. В результате порядка 900 организованных площадок на территории города не могут и не смогут пройти процедуру согласования в Роспотребнадзоре из-за плотной застройки. Речь идет о площадках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.Мы выступили с инициативой о разработке и заключении соглашения между субъектом и региональным оператором, регулирующим сроки согласования мест сбора отходов с Управлением Роспотребнадзора. Причем отдельные требования должны быть разработаны по индивидуальной жилой застройке (уменьшение расстояний от контейнерных площадок до домов с учетом плотности застройки), что существенно поможет ускорению перехода на контейнерный способ сбора отходов. Также соглашение о сроках необходимо заключить министерству ЖКХ региона и Роспотребнадзору.

Как решается вопрос с рекультивацией мусорного полигона?

Администрацией города организована рекультивация полигона и консервация земельных участков, расположенных в Северо-Западной промзоне города Ростова, в рамках федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды». В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия, работа по формированию и оформлению в муниципальную собственность земельных участков. Из бюджета города выделены 49,9 млн. рублей на разработку проектно-сметной документации объекта.

Много ли свалок приходится убирать администрации?

В 2019 году за счет средств бюджета города организованы пункты охраны на пяти проблемных территориях, это обошлось в 10,84 млн. рублей. Кроме того, на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов, в том числе на территориях, прилегающих к контейнерным площадкам, направлено 10 млн. За 2019 год уже проведены следующие события: «Месячник чистоты», восемь общегородских субботников, один областной. Очищено свыше 1100 квадратных метров территории и 11 километров водоохранных зон, собрано и вывезено более шести тысяч тонн отходов и мусора, ликвидировано более 150 стихийных навалов мусора на бесхозных территориях районов города. Жители продолжают выносить мусор, вывозить машинами и складировать отходы в неустановленных местах без договоров об их уборке, хотя это запрещено «Правилами благоустройства города». Поэтому муниципалитет вынужден за счет бюджетных средств организовывать работы по уборке таких стихийных навалов мусора и свалок, оставленных гражданами в балках, рощах, городских лесах, на берегу водоемов и рек, во дворах и других местах общего пользования.

Подпишитесь