Posted 12 августа 2019, 14:08
Published 12 августа 2019, 14:08
Modified 17 сентября 2022, 16:18
Updated 17 сентября 2022, 16:18
Организатором выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества.
Участниками обсуждения стали, главы охотничьих хозяйств, представители госслужб, научного сообщества и общественных организаций. Дискуссия велась о том, что нужно изменить в законодательстве, чтобы урегулировать спорные вопросы, касающиеся сохранения популяций животных, взаимоотношений между охотпользователями и сельхозтоваропроизводителями, а также развития культуры охоты на Дону. RostovGazeta приводит самые интересные идеи, озвученные на за круглым столом, отрывки выступлений об актуальных проблемах охотников.
«На Дону созданы все условия для хорошей охоты, площадь охотничьих угодий региона — почти 9,5 миллионов гектаров. У нас разрешена охота на основные виды птиц, копытных и других животных», — отметил заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике Вячеслав Василенко, открывая дискуссию.
Он подчеркнул, что отрасль является важной составляющей экономики региона, в ней занято около тысячи работников, проживающих в сельской местности. Отрасль имеет значительный потенциал и в перспективе способна внести значительный вклад в развитие национального хозяйства. В Государственной Думе в настоящее рассматриваются законопроекты, которыми предлагается урегулировать все вопросы, связанные с вольерным разведением, содержанием и добычей животных; усложнить процедуру получения охотничьего билета.
Ну, за личное пространство!
Депутат Госдумы РФ Максим Щаблыкин рассказал, что законодатели на федеральном уровне работают над понятием вольерного содержания животных. Это хорошо зарекомендовавший себя способ, когда животные содержатся в огромных вольерах, условия которых сходны с природными. При этом животных подкармливают и защищают от браконьеров, как результат — быстрый прирост популяции. В таких условиях вольготно себя чувствуют олени, косули, муфлоны и другие копытные.
Однако остаются и спорные вопросы. В частности, на данный момент не установлен минимальный размер вольера, рассчитанный на определенное поголовье животных.
«У нас жаркий спор вызвал размер минимальной огражденной территории, пока мы остановились на 50 гектарах», — сообщил Максим Щаблыкин.
Директор «Ростовского государственного опытного охотничьего хозяйства» Святослав Коломейцев рассказал, что его организация долго была пионером в России, использующим вольерное содержание животных. Он поднял еще один важный вопрос — охота в вольерах.
«Корень этой проблемы прост и понятен, необходимо принять окончательное решение: в вольерах охота недопустима в принципе, — заявил Коломейцев.
Он добавил, что сегодня животное, находящееся в вольерах, относится к частной или государственной собственности и когда злоумышленники воруют зверя, то возбуждается уголовное дело по статье «Кража», это не считается браконьерством.
Максим Щаблыкин, отметил, что понятие вольерной охоты и все связанные с этим вопросы будут определять на федеральном уровне. «Мы стремимся к тому, чтобы дать как можно больше полномочий субъектам», — добавил он.
Ну, за охоту!
На региональном уровне также идет активная законотворческая работа. Так, депутаты Законодательного Собрания в 2017 году исключили из перечня охотничьих ресурсов водяную полевку и степного сурка — популяции этих зверьков заметно сократились в последние годы.
С хищниками ситуация обратная. В 2012–2017 годы в Ростовской области расплодились волки и шакалы. Чтобы предотвратить случаи нападения на людей и домашний скот, депутаты Законодательного Собрания внесли изменения в региональный закон, закрепив этим возможность дополнительного финансирования на выплату вознаграждений за добычу волка или шакала.
Начальник управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира минприроды Ростовской области Алексей Хаустов рассказал, что ведомство столкнулось с проблемой: правительство области выделяет средства, чтобы сотрудники боролись с количеством плотоядных животных, но регулировать их число они не могут из-за того, что работают в государственной структуре. «Если мы получим компенсационные выплаты за хищников, то получается конфликт интересов. Это существенная коллизия», — добавил он.
«Также нет механизма изъятия животных в экстренных случаях. Бывает, особенно на севере области, в Чертковском, Миллеровском районе, волк заходит в хутора, подворья, представляет опасность для людей и домашних животных. Мы знаем, что зимой в 7-8 часов утра еще темно, дети идут в школу. И в соответствии с нашим законодательством, никаких экстренных мер мы принять не можем», — рассказал Хаустов.
Гендиректор «Агросоюза «Донского» Усть-Донецкого района Владимир Иванченко рассказал, что проблема хищников усугубляется «неточностью» в подсчете их численности. «Численность лисы занижается в 3-4 раза, численность шакала — в 10 и более раз. Госорганы могли бы посмотреть на проблему хищников под другим углом и стимулировать их добычу», — сказал он. Тогда, по мнению Иванченко, охотпользователи могли бы предоставлять достоверные данные о количестве животных.
В итоге были сформулированы предложения: увеличить выплаты за охоту на плотоядных животных и разработать меры экстренного реагирования появлении хищников в населенных пунктах.
Ну, за взаимопонимание!
Еще одной резонансной темой является спор между охотпользователями и сельхозтоваропроизводителями. Перед проведением круглого стола комитет донского парламентапо аграрной политике совместно с администрацией районов области проанализировал проблемные вопросы и выяснил, что некоторые фермеры, обрабатывают поля ядохимикатами, распахивают водоохранные зоны, и бросают на полях даже в зимний период электропастухи — проволочные ограждения, которые бьют слабым разрядом тока пасущийся скот.
Гендиректор ООО «Агросоюз «Донской» Усть-Донецкого района Владимир Иванченко отметил, также, что в законодательстве пока нет норм, которые бы регулировали установку заборов фермерами. «Человек строит жесткий металлический забор, который расположен в нескольких метрах от леса. В перспективе это ограждение станет причиной гибели животных, которые, испугавшись, будут биться об него и разбиваться», — сообщил он.
Заместитель председателя Заксобрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике Вячеслав Василенко подтвердил, что вопрос нуждается в регулировании. «Думаю, что мы сможем ограничить сельхозтоваропроизводителя в материале, чтобы заборы, которые они возводят, не наносили вред здоровью диких животных».
Охотники, как выяснилось при анализе ситуации, тоже не облегчают жизни фермерам. Среди самых распространенных проблем — вытаптывание посевов, повреждение имущества аграриев, а также ночная охота без каких-либо согласований.
Участники заседания сошлись во мнении, что многих спорных вопросов и фермерам и охотникам удалось бы избежать с помощью диалога, взаимоуважения и бережного отношение к фауне донского края.
Ну, за природу!
Бережное отношение во многом проявляется в сохранении охотничьих ресурсов. Так в области ежегодно выпускают на волю сотни особей различных видов дичи.
«Если вечером ехать по проселочной дороге в центральной части области, то часто можно встретить на обочине фазана. Нам необходимо, чтобы так было и в дальнейшем», — подчеркнул Вячеслав Василенко. Он отметил, что в Ростовской области за год было выпущено всего 560 фазанов и три тысячи уток. С учетом роста числа охотников этого недостаточно, считает вице-спикер донского парламента. «Если мы хотим что-то после себя оставить, нужно и дальше заниматься разведением и выпуском животных», — заключил Василенко. Он добавил, что каждому из 214 охотничьих хозяйств области следует увеличивать число зверей и птиц.
Начальник управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира минприроды Ростовской области Алексей Хаустов сообщил, что для сохранения охотничьих ресурсов Минприроды регулярно обследует доступные охотничьи угодья, выявляет случаи падежа и нетипичного поведения животных, несанкционированные захоронения. «Однако эти мероприятия не установлены в качестве полномочий министерства. Они могут осуществляться только в качестве сопутствующих во время рейдов и плановых событий», — отметил Хаустов.
Он сообщил, что ведомство выходило с предложением об изменении областного закона, чтобы им дали эти полномочия и надеется, что вопрос будет решен положительно.
Заместитель начальника управления ветеринарии Ростовской области Николай Губачев рассказал, что проводились внеплановые санитарные проверки охотничьих организаций, по результатам которых было вынесено 31 постановление об административных правонарушениях. «Самые распространенные нарушения — это отсутствие мест для сбора биологических отходов, обустроенных мест для разделки животных и документов на корма, нарушение правил дезинфекции», — сообщил он.
Гендиректор ООО «Агросоюз «Донской» Усть-Донецкого района Владимир Иванченко в свою очередь заметил, что требования к местам разделки можно уточнить в областном законе.
Ну, за культуру
Вячеслав Василенко рассказал, что сегодня в Ростовской области 120 тысяч охотников, но охотничьи билеты выдаются по заявлению и в результате на охоту идут люди, не обладающие необходимыми знаниями и самой культурой охоты. «Как результат: в 2016 году на охоте в России было больше 60 происшествий, 31 со смертельным исходом. Сейчас есть предложение вернуться к тому, что было раньше, человек должен был год пробыть кандидатом, за него должны были поручиться два охотника. Думаю, что это позволило бы дисциплинировать новичков», — считает Василенко.
Вице-спикер донского парламента отметил, что необходимо прививать людям культуру охоты, чтобы исключить случаи, когда охотники стреляют не только по той дичи, на которую открыта охота, а выбивают все, что бегает и летает. «Сколько бы мы не создавали законов, если у охотников не будет доброго отношения к братьям нашим меньшим, то у нас не останется ничего. Когда я говорю о культуре охоты, то включаю в это понятие очень многое: как подойти к зверю, как выстрелить и как при этом не стать браконьером», — сообщил он.
Предложения участников встречи будут направлены в комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества в течение недели. После этого часть из них будет передана на федеральный уровень, остальные рассмотрят в региональном парламенте и направят всем заинтересованным лицам.