Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, где проходит грань между частной жизнью и нарушением правил служебной этики.
Павел Воля в своем выступлении заявил, что якобы на должность пресс-секретаря администрации Ростова планируют назначить фотомодель журнала Playboy Марию Лиман. На самом деле новость о назначении Лиман оказалась фейком: сделать ее госслужащей предложил кандидат на пост сити-менеджера, но главой администрации он так и не стал. Модель тем временем продолжает спокойно учиться в Лондоне.
Второй ростовчанкой, о которой рассказал Воля в эфире, стала «Мисс Шахты» Екатерина Герасимова. Девушку назначили на должность начальника отдела муниципальной службы и противодействия коррупции в мае 2019 года. По данным СМИ, в соцсетях Герасимовой были опубликованы фото с логотипами дорогих брендов и с занятий йогой, танцами на пилоне. После того, как этим фактом заинтересовалась пресса, девушка закрыла свой аккаунт от посторонних глаз.
Кроме двух ростовчанок, Воля рассказал и о других госслужащих России, участницах «Молодой Гвардии». Комик обращал внимание на пластику, которую делали женщины, демонстрировал их фото, комментировал ошибки в ответах подписчикам.
Чем пилон отличается от брусьев
После инцидента с Волей высказался депутат гордумы Ростова Анатолий Котляров. В видео на своей странице в Facebook он рассказал, почему новость о Марии Лиман — фейк.
«По поводу Екатерины Герасимовой. Человек занимает, мягко говоря, низшую ступень на этой муниципальной службе. Фактически перебирает бумажки и анализирует анкеты госслужащих. Позволила себе в Instagram», — начал депутат. Он сравнил эту ситуацию со случаем учительницы, которую хотели уволить из-за фото в купальнике. Тогда весь Интернет защищал педагога, в то же время мало кто встал на защиту чиновницы.
«Почему я заступаюсь за эту девушку? Я ее никогда не видел: мы не пересекаемся, хоть дума и администрация находятся в одном здании. Ее фотографии на шесте кто-то посчитал вульгарными. Но у некой девушки, которая баллотировалась на должность главы администрации, тоже были откровенные фото. И она их представляла в рамках своей предвыборной кампании», — сообщил Котляров корреспонденту RostovGazeta. Он пояснил, что претендентка на пост сити-менеджера, о которой идет речь, сфотографировалась в «достаточно вызывающем» платье с длинным шлейфом. «И возникает вопрос: «А что, фотографироваться в платье, которое подчеркивает фигуру, и на шесте — это не звенья одной цепи?» — добавил собеседник.
Он спросил, почему можно выкладывать фото из спортзала и нельзя делиться снимками с занятий на пилоне. «Тем более танцы на шесте предложили сделать Олимпийским видом спорта. Чем этот спортивный снаряд отличается от другого? Тем только, что используется, извините, в некоторых стриптиз-клубах? Но там много чего используется. Давайте мы лампочки не будем включать, потому что они там горят. Или все сцены заклеймим позором, потому что в стриптиз-клубах они есть», — иронизировал Котляров. Он добавил, что неправильно делать на этом акцент, потому что сложились определенные стереотипы. «Я не считаю, что чиновница разместила какие-то слишком откровенные фотографии. Она же не на работе шест поставила», — заключил депутат.
Собеседник считает, что ситуация с Волей, — достаточно смешная. «По большому счету, ТНТ в линейке федеральных каналов — канал разврата, который бьет ниже пояса. Один „Дом-2“ чего стоит, который вещает больше десяти лет», — отметил Котляров. По его мнению, канал пропагандирует разврат среди молодежи, а когда всплывают подобные темы, то ведет себя странным образом.
Котляров также сообщил, что некоторые усматривают в этом выпуске тонкую политическую игру, связанную с «Газпромом». «Так как канал ТНТ аффилирован с „Газпром Медиа“, якобы это могли быть сигналы из Москвы. Мол, Воля путал город и область, значит, это сигнал не столько главе администрации Алексею Логвиненко, сколько губернатору Василию Голубеву», — добавил депутат.
Нельзя не замазывать грудь
Котляров полагает, что чиновники, в целом, должны действовать в соцсетях в рамках правового поля. «Например, нельзя демонстрировать употребление табачных изделий, это замазывают в эфирах. Точно так же госслужащий не должен в соцсетях публиковать фото с сигаретами. Нельзя демонстрировать изображение голого тела, груди и половые органы. Вот и в соцсетях изображение голого тела недопустимо», — привел он в пример. Кроме этого, Котляров отметил, что запрещена пропаганда фашизма. «Поэтому не должен госслужащий публиковать фото под немецкими флагами, даже если это реконструкция боя, где он выступает в качестве немецкого солдата», — заключил спикер. Депутат добавил, что соцсети, в целом, пресекают такие вещи. «Там есть цензура. Не все разрешено публиковать в Facebook и Instagram, в противном случае тебя могут отправить в бан на долгий срок», — заметил депутат. Все остальное, по его мнению, — это частная жизнь.
Котляров полагает, что личная страница в соцсетях — это не общественная площадка. «Записи видят только друзья — значит, это некий широкий домашний клуб. Да, страницу могут посмотреть все. Но я, например, люблю солнечный свет, поэтому у меня открытое окно. Но это же не значит, что можно меня фотографировать, а потом предавать эти фото огласке», — привел он в пример. Павел Воля, по мнению депутата, зашел в гости на частную страницу, взял оттуда фотографии и начал крутить на всю страну. «Мягко говоря, выдавая ложь за правду», — добавил собеседник.
Котляров рассказал о ситуации, с которой столкнулся лично: его личные данные опубликованы на сайте «Миротворец», который был создан «для защиты основ национальной безопасности Украины». «Наши западноукраинские друзья говорили, что найдут меня и с бородой, и с чем угодно. И я сделал фото, где одна часть лица у меня с бородой, а вторая — без. Это был конкретный посыл, адресованный конкретным людям. В итоге эту фотографию вырвали из контекста: „Посмотрите, какая у нас клоунада происходит“. Это грязная работа СМИ, к этому нужно относиться спокойно», — заключил депутат.
Виноват Советский Союз и недовольство властью
Политолог Дмитрий Абросимов полагает, что повышенный интерес к частной жизни чиновников связан с тем, что люди любят подсматривать за другими. «Это нормальное явление. У нас была программа «За стеклом», есть «Дом-2», — привел он в пример.
По его словам, существуют «Кодекс госслужащих» и понятие «дискретизация образа госслужащего». «Согласно кодексу, сотрудники не должны публиковать ничего компрометирующего в Интернете, соцсетях. Например, фотографии , богатого образа жизни. Просто нужно понимать, что этическая комиссия пока не работает, это не вошло в практику», — заключил специалист. Он пояснил, что комиссия может принять решение о наложении штрафа или увольнении сотрудника, если он нарушил нормы.
Корреспондент RostovGazeta изучил «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих» от 23 декабря 2010 года. Большинство требований касаются предотвращения коррупции. Также сотрудникам запрещено называть стоимость чего-либо в иностранной валюте, нарушать действующие законы, курить во время совещаний. Нашлось только одно правило, которое можно применить к нормам поведения во внерабочее время: «Избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его (сотрудника) репутации, авторитету государственного органа, органа местного самоуправления».
Психолог Роман Крюков считает, что госслужащие попадают под ту же категорию, что и врачи с педагогами. «Категорию людей, которые в массовом сознании должны быть идеальными, причем как на работе, так и в свободное время. С чем это связано — вопрос. Могу предположить, что это последствия советской модели мировосприятия, где отсутствовало само понятие частной жизни, плюс культивировались идеализированные образы представителей тех или иных профессий», — сообщил психолог. Кроме этого, он предположил, что это может быть связано с некоторым напряжением между чиновниками и остальными людьми. «И оно выливается, например, в порицании хобби или еще чего-то», — пояснил специалист.
Крюков рассказал, что госслужащие, как и все остальные люди, должны делать то, что написано в Конституции и Налоговом кодексе, а не делать того, что написано в уголовном. «При этом есть какой-то свод неписанных моральных правил, которые никто не видел и которые каждый трактует, как хочет. Есть этические кодексы почти каждой профессии, но там куча размытых формулировок, что порождает еще больше возможностей для разных интерпретаций», — сообщил психолог. Он отметил, что до конца не ясно, как должны вести себя чиновники, потому что это нигде четко не прописано. «Но все продолжают лезть в их частную жизнь, которая никого волновать не должна», — заключил специалист.