«Рыба, которая испокон веков поднималась вверх на нерест, упирается в Кочетовский гидроузел. Он оборудован рыбоподъемником: во время нереста по циклам поднимается лифт. То есть рыбу заманивают течением, она заходит, закрываются ворота, вся рыба сдвигается задвижкой к лифту, лифт поднимается. Открывается другая задвижка, и эта рыба идет дальше вверх. Но не вся рыба туда идет, часть боится. Ведь рядом идет водосброс лишней воды», — рассказал Журавлев.
По его словам, в верховье Дона осталось больше естественных канальчиков, ручьев, старых русел, где рыба нерестится. «Поэтому, если рыбоходный канал наконец-то построят, то увеличится естественное воспроизведение рыбы», — сообщил он. По его данным, за 2019 год через рыбоподъемник поднялось 3,6 миллиона особей, годом ранее — 155 тысяч (меньше из-за майского разлива), в 2017 — 2,7 миллиона. «Эта рыба идет на воспроизводство, считается большая рыба с икрой, которая идет на нерест или спускается обратно. Можно умножать цифры во много крат, если рыба будет проходить естественно по каналу», — пояснил Журавлев.
Специалист отметил, что канал планировали построить давно, потому что лифт оказался не очень целесообразным. «Последний год упорно по этому вопросу идет обсуждение», — добавил собеседник.
Ранее местные СМИ сообщили, что в планах региона проработать проектно-сметную документацию на строительство Кочетовского рыбоходного канала, пройти госэкспертизу до 2022 года и попасть с проектом в федеральную программу.