Posted 16 декабря 2019, 15:37
Published 16 декабря 2019, 15:37
Modified 11 сентября 2022, 15:25
Updated 11 сентября 2022, 15:25
На пресс-конференции в понедельник Галеев отметил, что совершая любую закупку в бюджетной сфере, можно нарушить закон и попасть в поле зрения ФАС и правоохранительных органов. «Законодательство о закупках не просто несовершенно, некоторые экономисты федерального уровня говорят, что оно вредно. И кто виноват?», — поинтересовался он.
Специалист считает, что меры правоохранителей оправданы: они четко следуют своим должностным инструкциям. «Заказчик должен строго выполнить указания закона, которые прописывают всю систему документов. Исполнитель заказа имеет право в рамках существующего закона действовать с определенной свободой. Один вопрос: «На выходе что?», — продолжил спикер.
По его словам, 15 лет назад в Ростовской области было громкое дело о закупке томографа, который якобы приобрели неправильно.
«Потом писали технические задания и понимали, что пролезть могут представители организаций, которые, мягко скажем, будут делать не очень хорошее оборудование. И прозвучала фраза: „Лучше Китай, чем тюрьма“. Это было не просто так сказано, это на самом деле описывало ситуацию тогдашних лет», — поделился он.
Галеев сообщил, что в законе о закупках все было настолько сложно, что в конце 2010-х появилось желание его переделать. «Что самое интересное — УФАС предложила лучшую версию закона: оставить основную часть и приделать особые процессуальные моменты. Например, новые формы проведения аукционов, возможность закупщику заранее встретиться с поставщиками и пощупать пальцами товар. Но к сожалению, даже предложение УФАС не возымело действие, и закон был принят в совершенно изуверской форме. Все участники процесса являются его заложниками», — отменил эксперт. По словам Галеева, закон привел к тому, что страна не смогла освоить триллион рублей бюджета.
«И пока этот закон не будет усовершенствован, не адаптирован к тому, что конечная цель аукциона — это приобретение нормальной продукции, а не обеспечение конкурентоспособности тех или иных продавцов, проблема не будет решена. Мы должны понимать, что закупка медицинского оборудования — это такое же дело, как и национальная безопасность страны», — считает спикер.
По его словам, президент РФ Владимир Путин объявил о создании военно-строительной компании, которая не может участвовать в закупках. Галеев считает, что это связано с проблемами в этой сфере.
Он сообщил, что если клиника закупит плохие томографы, то это повлияет на жизни пациентов и медиков: с таким оборудованием делают операции без вскрытия черепной коробки, последствия ошибки могут быть плачевными.
«Налепит бренд какая-нибудь левая фирма, докажет свою конкурентоспособность и продаст оборудование, которое может выключиться в любой момент, дать сбой в самый ответственную минуту. И это только томограф, а еще есть хирургический инструмент, хирургические стойки… Это дело государства. Если оружие закупаем государством, то и медицинское оборудование нужно закупать государством. Думаю, что если бы эту позицию довели до руководителя страны, то он бы правильно ее оценил: это не комммерческая деятельность, а дело национальной безопасности нашей страны», — заключил спикер.