Депутатский бизнес. Как «Ростовавтодор» получает миллиарды из бюджета

1 марта 2020, 22:06
Каждый год ГУП РО «Ростовавтодор» становится лидером по строительству дорог в регионе, выигрывая миллиардные госконтракты. Вот и в этом году компания уже выиграла 13 аукционов на миллиард рублей. Другим участникам «рынка» достаются крохи.

Как «подгоняются» госзакупки под определенного поставщика, даже если выявляется «конфликт интересов», рассказали RostovGazeta эксперты.

Депутат и бизнес

ГУП РО «Ростовавтодор» создан в 2002 году, руководит последние четыре года предприятием депутат Законодательного собрания Ростовской области Владимир Окунев. Выручка компании именно с приходом законодателя выросла в геометрической прогрессии. Если в 2012 году выручка ГУП составляла 212 тысяч рублей, то в последние годы — не менее 2,6 млн рублей.

Начинал карьеру будущий депутат с должности старшего прораба в далеких 90-х, затем поднялся по «лестнице», стал директором «Зерноградского ДРСУ». С 2009-2011 года Окунев работал заместителем министра автомобильных дорог Ростовской области, после чего вновь «ушел» возглавлять различные стройпредприятия. В 2016 году Владимир Владимирович стал директором «Ростовавтодора», а в 2018-м — депутатом Заксобрания Ростовской области от «Единой России».

И, если до 2018-го года у «Ростовавтодора» были выиграны подряды на 1,7 млрд, то с депутатом-руководителем у предприятия сумма заключенных госконтрактов увеличилась в два раза. В 2018 году ГУП выиграл 153 аукциона на 4,2 млрд рублей, в 2019-м — почти столько же лотов на 4,4 млрд рублей. В текущем году «Ростовавтодор» заключил уже 13 контрактов с муниципалитетами (администрации Обливского, Зимовниковского, Орловского районов и тд) на 967 миллионов рублей. Министерство строительства Ростовской области также в этом году доверило капремонт дороги «Морозовск-Цимлянск-Волгодонск» и ремонт участок «Волгодонск — пос. Зимовники» депутату Окуневу и его предприятию. Сумма контрактов с Минтрансом составляет 227 миллионов рублей только по этим двум лотам.

Еще три аукциона от Минтранса на сумму более полумиллиарада рублей вновь выиграл в текущем году ГУП РО «Ростовавтодор».

ФЗ-44 не работает

Депутаты откровенно смеются над исполнением 44 ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). И не только они. Давно всем известно, кто и почему выигрывает тот или иной крупный госконтракт. Документы готовятся под конкретного поставщика, а чаще даже с участием этого самого поставщика. От коррупции, как предполагалось, с появлением сайта «Госзакупки», никуда не ушли — ни чиновники, ни предприниматели.

«Я видел, как „Ростовавтодор“ отремонтировал Петровский бульвар в Азове. Хуже нельзя было сделать. Непонятно какая плитка некачественная положена, ливневых стоков нет, бордюров нет… Он же выиграл конкурс по „комфортной городской среде“ и сделал все очень плохо. Поставил лавочки „с кладбища“, непонятные беседки закупили, как качели детские. Эти „качели“ по документам, как мне говорят, стоят больше миллиона рублей, а они ничего из себя не представляют. Знакомый смотрел, такие „беседки“ максимум сто тысяч рублей стоят», — комментирует деятельность «Ростовавтодора» другой депутат Заксобрания Сергей Косинов.

По словам депутата, жители Азова обратились с претензиями по поводу ремонта Петровского бульвара, который обошелся горадминистрации в 130 миллионов рублей. Сейчас Косинов готовит обращение в прокуратуру насчет некачественной реконструкции, которую провел «Ростовавтодор», ведь «кто-то подписал акт сдачи-приемки этого бульвара со всеми недочетами».

«Сейчас дорожники жалуются, что денег мало им выделяют, им миллиарды дают, они говорят — „надо увеличивать финансирование“. Почему выигрывает „Ростовавтодор“, я могу только догадываться, как и вы. Комментировать, что он использует мандат для бизнеса — не могу. Не этично», — говорит Косинов.

Законодатель добавил, что «все прекрасно знают, что такое участие одного поставщика в конкурсе и почему он один». Всем остальным подрядчикам, по словам спикера, советуют не ходить на торги, выставляются также подставные фирмы и «играют в чечетку» с ценой контракта.

«Федеральный закон № 44 принимался с целью убрать коррупционную составляющую при проведении всех тендеров. Закон сейчас не работает», — считает Косинов.

Счетная Палата скрывает перерасход

Депутат Заксобрания Ростовской области Евгений Федяев также не отделяет коррупционную составляющую при заключении крупных контрактов с подрядчиками.

«Счетная палата Ростовской области отчитывалась о финансовых нарушениях. Общий объем нарушений за прошлый год составил более трех миллиардов рублей, в том числе, нарушения связаны с закупками и контрактами. Даже если пытаются привлечь к суду какого-то подрядчика, имея родственников и связи, контракты все же с ним заключаются. Некачественно выполненные работы тоже не станут препятствием для выигрыша в аукционе. Из года в год заключаются и выигрываются контракты с одними и теми же подрядчиками», — говорит Федяев.

Со слов депутата, даже если прокуратура находит «конфликт интересов» — когда близкие родственники депутатов и чиновников являются учредителями тех фирм, которые выигрывают тендеры, в аукционах они продолжают участвовать и выигрывать.

На сайте Контрольно-счетной Палаты Ростовской области есть отчет о деятельности Палаты за 2019 год, однако ни о каких «перерасходах» бюджетных денег в нем не говорится.

«Результаты проверок показали, что в 2019 году в целом соблюдались требования бюджетного законодательства и нормативных правовых актов. Обеспечивалась полнота и своевременность поступлений доходных источников. Использование бюджетных средств осуществлялось правомерно и эффективно», — говорится в пресс-релизе.

#Аналитика
Подпишитесь