Многие полагают, что выращивать «наш» рак в промышленных масштабах невозможно из-за сложного технологического процесса. Но в ближайшие десять лет ситуация может резко измениться благодаря одному предпринимателю, который собирается захватить мировой рынок, поставляя манычский рак. О смелом бизнес-проекте, проблемах при выращивании донского рака и причинах исчезновения местного деликатеса, в материале корреспондента RostovGazeta.
Некритичное сокращение
Уменьшение числа раков в Ростовской области в первую очередь некоторые специалисты связывают с браконьерами. «Беспощадная» ловля раков, плохой контроль над людьми, которые незаконно вылавливают их в больших объемах на продажу, привели к тому, что на полное восстановление популяции потребуется не один год.
В регионе раков чаще всего вылавливают в водохранилищах Манычского каскада (Усть-Манычское, Веселовское и межплотинный участок Пролетарского), в реках Дон и Сал.
Однако, как показывают исследования, сокращение промыслового запаса раков составило с 2015 по 2019 годы всего 16%. «Экологический вестник Дона» сообщает, что пять лет назад в регионе вылавливали 136 тонн рака, а за прошлый год - 120 тонн.
«Факторами, лимитирующими численность популяции кубанского рака, по-прежнему являются: высокий уровень так называемого ННН-промысла (незаконный, нерегулируемый, несообщаемый промысел), чрезмерная зарастаемость водоемов, обуславливающая ухудшение их гидролого-гидрохимического режима, обмеление и заиливание ракопродуктивных угодий, особенно малых рек в бассейне реки Сал», - говорится в исследовании.
Сокращение за последние пять лет количества рака в Ростовской области на 16% не является критичным, считает замруководителя Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ») Владимир Белоусов. Это нормальный запас в плане сокращения численности за такой длительный период.
По словам эксперта, выращивать донской рак в искусственных условиях сложно, но возможно.
«В 90-х годах в регионе было намного меньше рака, чем сейчас. Пока в выращивании раков в искусственных водоемах нет смысла в Ростовской области. Репродуктивный потенциал слишком высок, чтобы прибегать к искусственному воспроизводству. Но мы ведем работы в этом направлении. Донской рак очень сложно разводить в искусственных условиях», - говорит Белоусов.
Самой большой бедой для раков в Ростовской области специалист называет маловодность. Это глобальные гидрометеорологические естественные причины.
Виноваты браконьеры
Выращивать донской рак на продажу в искусственных водоемах - невыгодное дело, считает владелец сети специализированных магазинов по продаже рыбы Александр В.
«Браконьеры ловят незаконно и продают. Если ловить раков запрещено - откуда берется донской рак, который повсеместно продается на рынках и трассах? Все имеет свойство заканчиваться. Вот и наш рак скоро закончится, если вылавливать в таких бешеных масштабах и не давать популяции восстанавливаться. Примером для нас может служить рак из Севана (Армения). Еще несколько лет назад казалось, что севанский рак никогда не закончится, в наш регион очень много ввозили его на продажу. Что в итоге произошло? Рак в озере Севан почти исчез. В том числе, из-за плохого контроля», - говорит Александр.
У каждого браконьера есть своя «крыша», уверен предприниматель.
«Коррупция, как и везде, процветает в этом деле. Сотрудники водной охраны - взяточники. Всем известно, что браконьер покупает раколовку, лодку, тратит на это около 50 тысяч рублей, и за месяц может «отбить» свои деньги. Конечно, с каждым годом борьба ужесточается с браконьерами, но и популяция раков также сокращается», - говорит он.
Единственный период, когда правоохранители жестко преследуют браконьеров, считает Александр, - во время операции «Путина».
Правительство региона сообщает, что с 1 апреля по 31 мая усиливается государственный контроль в области рыболовства с целью обеспечения беспрепятственного прохода производителей рыб из Азовского моря и Цимлянского водохранилища к местам нереста. В эти два месяца в Ростовской области действуют строгие ограничения рыбной ловли, за нарушение которых грозит не только административная, но и уголовная ответственность.
В этом году сотрудники полиции в рамках проведения операции «Путина» возбудили 360 уголовных дел, в суд направлено более 70 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечен 91 правонарушитель.
Известный донской казак, лидер группы "Атаманский дворец" и художник Максим Ильинов считает, что в реке Маныч и на Дону надо полностью запретить вылов раков. Только в этом случае популяция раков может восстановиться.
«Вспомните шамайку, она была занесена в Красную Книгу, привели жесткое законодательство, запретили вылов. И только после этого популяция этой рыбы восстановилась. В этом году было строгое законодательство, и на Дону не так много ловили рак. Если продолжить эту тенденцию на ближайшие пять лет, то популяция восстанавливаться будет. Сейчас только сезонное ограничение действует по количеству вылова. В Маныче и на Дону надо вообще строго запретить, два - три года если не трогать, все восстановится», - уверен Ильинов.
Контроль со стороны правоохранителей по вылову раков в Ростовской области есть, считает спикер. Но тогда откуда на прилавках по всему городу продается местный рак?
«Половину раков выставляют, как прудовые (выловленные в пруду), но на самом деле их поймали в Маныче», - говорит он.
Попытаться искусственным путем увеличить число раков на Дону - дело сложное. Опять могут помешать браконьеры, которые вылавливают мальков.
«Рыбаки вылавливают все. Контроля нет, мало запустить миллион раков, надо проконтролировать, квоты уменьшать на вылов. У нас сто елок посадят и 500 тысяч на Новый год вырубят», - комментирует Ильинов.
Захват мирового рынка
Директор компании ООО «Раки Юга» Андрей Барышев серьезно настроен на захват рынков по поставке донского рака не только в России, но и за рубежом. Он выиграл аукцион, теперь в Сальском водохранилище (560 гектаров) собирается выращивать местный рак. Эксперименты совместно с учеными из Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ») начнутся с осени текущего года. Об успехе деятельности предприятия можно будет судить лишь спустя 3-5 лет. Именно столько времени понадобится на выращивание полного цикла донского рака.
«Мы взяли участок рыбоводный в аренду и будем выращивать манычский рак. Австралийский быстрее растет - в течение года, многие им сейчас занялись. Но мы на манычский рак ориентировались. Он будет стоить не дороже, чем австралийский рак, так как на него не надо тратить много денег. Он сам растет, практически затрат никаких не нужно, нужно время», - говорит Барышев.
Сейчас, как говорит спикер, раков активно производят в Турции и Китае. Составить конкуренцию этим странам сложно, но в перспективе бизнесмен считает, что это можно сделать.
«Мы планируем работать на экспорт. Раньше манычский рак поставляли во Францию авиарейсами, думаем со временем возродить эту традицию», - говорит бизнесмен.
Бизнесмен считает, что через десять лет его компания сможет «выйти» на мировой рынок с объемом производства 200-300 тонн в год. Манычский рак, по словам эксперта, сможет составить конкуренцию ракам из Турции, так как «наш по качеству лучше». И стоимость местного рака будет выше, чем турецкого.
В регионе производством раков не занимались в промышленных масштабах, так как это слишком долгий процесс.
«Раков нужно приравнять к аквакультуре в Ростовской области, чего пока в регионе нет. Этот закон позволит законно выращивать на водоемах раков и продавать их. В некоторых регионах уже принят закон - у нас пока нет. Наш проект самый крупный не только в Ростовской области, но и возможно, по всей России», - говорит Барышев.
Умерли от голода
Ихтиолог Даниил Середин утверждает, что популяция раков каждый год восстанавливается. Рак, как говорит спикер, - это экологический тестовый объект. По самочувствию, популяции, количеству и качеству рака можно судить объективно об экологическом качестве водного объекта.
«Я как водолаз вижу, как популяция раков каждый год снова и снова восстанавливается - они очень плодовитые. Но также весной вижу, что вся эта народившаяся молодь умирает от болезней. Я не сторонник теории браконьерства. Я их не оправдываю, но они не виноваты в сокращении числа раков, во всем виновата экология. Численность раков соответствует той экологической ситуации, которая существует сегодня. Если экологические условия позволяют, раки живут», - говорит Середин.
По словам специалиста, многие экологи распространяют миф о том, что наши водоемы чем-то загрязнены. Но это не так.
«Для раков важно, чтобы в водной среде жили животные по берегам, водоплавающие птицы. Тогда раки питаются, перерабатывая продукты жизнедеятельности птиц водоплавающих и животных, которые вошли в реку попить воды. Сегодня водоемы загрязнены тем, что они «умерли» от голода. Поэтому и цветут сине-зелеными водорослями. Это спровоцировано заботой о чистоте водоемов. Нет биогенов и веществ, которые жизненно необходимы, чтобы там росли не только раки, но и все остальные водные жители. Если «пустые» водоемы «накормить» отходами жизнедеятельности животных и птиц, все само восстановится», - комментирует Середин.
В Ростовской области с раками происходит все то же самое, что происходит со всеми водоемами. Там, где в водоемах нет органических соединений, питательных веществ, там раков и не будет. В Ростовской области таких водоемов много, и это происходит уже давно.
«Раки уменьшаются из-за того, что мы чрезмерно увлеклись экологизмом. Мы нарушили экологический баланс питательных веществ водоемов, отогнав животных и птиц от водоемов. Единственным объектом животного мира, который мог бы восполнить этот баланс - остался человек. Мы больше всех потребляем воды, мы пять раз выпиваем реку Дон, пока она приходит к морю. Восполнить количество биогенов на сегодня можно, только правильно вернув отходы жизнедеятельности людей обратно в водоем. Не нужно канализацию сливать обратно в водоем, для этого нужно отходы подвергать специальной особой обработке. И все восстановится», - подытожил Даниил Середин.
Читайте также: Ростовчане раскритиковали производство австралийских раков