С наличием дорог в Ростове-на-Дону, а также с тем, почему до сих пор трудно проехать в некоторые районы донской столицы, разбирался корреспондент RostovGazeta.
Как на коне
Опрошенные автомобилисты сходятся во мнении, что дороги в Ростове разные. Есть хорошие, но большинство — отвратительного качества.
«Вроде едешь по ровному асфальту, а он взял, внезапно, и закончился. И таких мест много даже в центре города. Например, на пересечении Большой Садовой и Ворошиловского. Там паркуются автобусы. Они продавили асфальт, образовался огромный бугор, и если его не заметить, можно поскакать. Такая же дорога на Малиновского, в районе улицы Доватора до моста, — подмечает таксист Юрий. — На проспекте Буденовском возле Московской и до Социалистической дорога волнами. Здесь параллельно движению идут трамвайные пути. Вот и скачешь на машине, как на коне».
Настоящей бедой ростовские автомобилисты считают спуск на улице Гусева в районе Лендворца. При первых заморозках этот участок становится непреодолимым препятствием.
По данным проекта «Дорожная инспекция ОНФ» в Ростове 266 км «убитых» дорог. На карте ростовчане отметили разрушенную дорогу на улице Линейная. Покрытое ямами и выбоинами дорожное направление на Извилистой. Огромное количество глубоких ям на дороге на проспекте 40-летия Победы. Жители улицы Магнитогорская несколько лет обращаются к властям с просьбой восстановить разрушенный участок дороги от переулка Богачева до улицы Судостроительной. Но ситуация не меняется. И таких улиц очень много.
Письмо президенту
Более пяти лет появления асфальта требуют жители на улице Маршальская в СНТ «Советский садовод». В садоводстве более 300 участков. По сути, это небольшой ростовский спальный микрорайон: все 300 домовладений жилые. Улица Маршальская — главная, и только по ней можно проехать к домам. Дорожное покрытие на улице отсутствует. Здесь опасно не только ездить, но и ходить. После дождя в огромных рытвинах скапливаются глубокие лужи, которые не высыхают месяцами. Для того чтобы не увязнуть в них, пешеходы преодолевают путь в высоких резиновых сапогах. С наступлением холодов на ухабах образуются наледи. Проезжающие машины разбивают подвески, а пешеходы страдают от травм.
«Прошлой зимой сын моей подруги упал здесь и сломал палец, — комментирует местная жительница. — Я, тоже поскользнувшись, свалилась, но, к счастью, отделалась растяжением лодыжки».
Людям ничего не оставалось, как обратиться к главе государства.
«Под всей улицей Маршальская идет водонапорный водовод (огромная труба под сильным давлением, обеспечивающая водой весь Левенцовский район), а по строительным нормам и правилам дорога под такой трубой должна иметь асфальтобетонное покрытие», — писали доведенные до отчаяния жители в письме Президенту РФ Владимиру Путину.
Также письма с просьбой заасфальтировать дорогу направили во все инстанции. В итоге — там все же провели проверку, подтвердили ненадлежащее качество дороги и направили в администрацию города обращение о необходимости устранить эту проблему. Городские власти отреагировали оперативно, сообщив, что средств в бюджете пока нет. Но их якобы планируется выделить в третьем квартале 2020 года.
«Потом нам пришел ответ, что из-за пандемии коронавируса нашу дорогу делать не будут. Но в конце июля 2020 года мы получили новое сообщение о том, что вопрос улицы Маршальская находится на контроле у губернатора, поэтому дорога будет сделана по графику, в третьем квартале 2020 года. Правда, до сих пор никакие работы не ведутся, и никаких известий от властей больше мы не получали», — рассказывает активист Владимир Сысоенко.
Единство в несогласии
Похожая борьба за строительство дороги велась и жителями улицы Алагирская в районе рынка Квадро, на которой 20 лет не было асфальта. Полностью разбитая дорога, протяженностью почти полкилометра, располагалась по склону, поэтому в сезон дождей больше походила на грязную реку. Но местным жителям посчастливилось больше. Они недавно смогли добиться ее ремонта.
Много вопросов у ростовчан вызывает и замороженный проект строительства дорог на улице Орбитальной. Вместо проектов Орбитальная-1 и Орбитальная-2 власти планируют расширить до четырех полос улицу Вавилова и построить многоуровневую развязку на Королева/Вавилова. «Расширение дороги позволит разгрузить въезд в микрорайон. Люди будут быстрее добираться на работу и домой», — заявил Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко.
По его словам, в ходе обсуждения этой темы с инициативной группой, выражающей мнение всего района, было достигнуто единое понимание ситуации. Однако комментарии к посту градоначальника вызывают сомнение в достигнутом единстве мнений.
«Кольцевая развязка на Оганова/Особенной/Зрелищной на все 100% не поможет, так же, как и расширение Вавилова, потому что все упирается в кольцо Вавилова/Королева. Нужны дороги именно с самого района, которые напрямую будут идти к Северному жилому массиву», — написал под сообщением главы города местный житель.
Ремонтируют не там
Обращение посодействовать в строительстве дороги в границах от улицы Подъездная до Цезаря Куникова направила губернатору Ростовской области жительница переулка Педагогический. Жительница указала, что на улице живут ветераны Великой Отечественной войны.
«Тротуара нет, ливневки не существуют, грязь стекает во все дворы, а старики, передвигаясь по щебню, рискуют сломать ноги. По ее словам, дата капитального ремонта этой дороги переносится из года в год, хотя «весь город делают по третьему разу», — отметила она в обращении.
С этим высказыванием согласен житель Первомайского района, водитель Александр.
«На Фурмановской, рядом со стадионом СКА, нарезали асфальт. Что собираются латать — непонятно. Каждый день езжу на работу, и могу сказать, что это была хорошая дорога, без ям и выбоин. Она явно не нуждалась в ремонте», — отмечает он.
Почему все плохо
Несмотря на то, что для строительства дорог сегодня применяются современные технологии и материалы, эксперты называют ряд причин, почему разрушается дорожное полотно в донской столице.
«Причина быстрого износа дорог в Ростове заключается в отсутствии фундаментального подхода к ремонту. Дело в том, что если на старую дорогу, построенную 20-30 лет назад, положить новый асфальтобетон, он прослужит не более 2-3-х лет. Потому что у такой дороги старое основание, которое тоже необходимо разбирать и усиливать», — поясняет профессор кафедры «Автомобильные дороги» ДГТУ Вахтанг Матуа.
Немаловажную роль, по его словам, играет и бюджет, заложенный на строительство или ремонт дороги. «Из бюджета вытекает качество. Не те материалы применили, сэкономили, или, уложив асфальтобетонную смесь, не уплотнили ее как следует. А все эти факторы существенно влияют на срок эксплуатации дорожного полотна», — добавляет профессор.
Виноват водоканал
Часто причиной возникновения бугров и выбоин на ростовских дорогах с хорошим покрытием послужили действия ресурсоснабжающих организаций.
«Эта проблема существует уже несколько десятилетий. Раньше вообще нередко укладывали асфальт, а следом прокладывали коммуникационные трубы. Сегодня, конечно же, такого нет. В большинстве случаев повреждения на отремонтированной дороге обусловлены некачественно восстановленным дорожным покрытием после прокладки коммуникаций или же проблемами с люками, — отмечает Координатор Бюро расследований ОНФ по ЮФО Сергей Левченко. — Например, улица Вятская. Подрядчик еще сдает отремонтированную дорогу в эксплуатацию, а водоканал уже в двух местах перекопал ее и некачественно восстановил разрушения».
По словам спикера, верхний слой дороги всегда ремонтируется асфальтобетонной смесью типа «А», с высокой щебенистостью, выдерживающей нагрузки. Водоканал восстановил разрытия обычной тротуарной смесью песка, смешенного с битумом.
Подрядчики и откаты
Многие эксперты утверждают, что 65-85% оборотных средств, финансируемых на дорожную инфраструктуру донской столицы, уходят на откаты.
«Компания не из местного региона, например, из Ульяновска или из Самары, выигрывает тендер. Она выходит на подрядчика, заключая с ним договор. Подрядчик заключает договор с субподрядчиком, а тот уже нанимает людей, готовых за копейки выполнить обязательства договора. Уже на этом этапе «трех-четырех» рук оседает основная сумма», — сообщает депутат Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва, координатор Всероссийской Ассоциации «Дальнобойщик» по ЮФО Наталья Оськина. — К тому же, при ремонте дорог в холодное и дождливое время года, стоимость работ по категориям возрастает. Однако очень часто это не сказывается на оплате рабочих рук. Рабочие в большинстве случаев так и получают свой фиксированный доход, который получали бы и летом, выполняя эту же работу. Зато по нормам и правилам, денег на оплату труда списывается гораздо больше».
Не менее веской причиной, оказывающей влияние на строительство и ремонт дорог в донской столице, эксперты называют и запоздалое федеральное финансирование. Дорожные работы — дело весьма затратное, и в большинстве случаев, непосильное одному региональному бюджету. А федеральные средства часто поступают в казну региона в сентябре–октябре. Власти спешат освоить их в уходящем году. Вот и недоумевают ростовчане, когда видят, как в сезон непогоды вдруг начинаются активные дорожные работы. Но такой ремонт разрушается уже весной.
Читайте также: «Проблема в головах. Как коррупция мешает росту зарплат в Ростове»