Почему же в Ростовской области до сих пор не наведен порядок в этом вопросе, разбирался корреспондент RostovGazeta.
Деньги на смерть
Для борьбы с бездомными животными в регионах России реализуется метод ОСВВ, обозначающий схему обращения с бродячими собаками: отловить — стерилизовать - вакцинировать от бешенства и возвратить в привычную среду обитания. Такой способ фактически узаконил свободное нахождение бездомных животных в городской среде. В донской столице эти функции взял на себя Центр Безнадзорных Животных (ЦБЖ), а в муниципалитетах области — различные ИП, выигрывая тендер.
«Все они, что в Ростове, что в других городах и районах области, работают очень слабо. А в области так еще и недобросовестно. Большинство собак стерилизуют волонтеры за свои средства», - сообщает зоозащитница Александра Златогорова.
Она вспоминает, как зоозашитники боролись с ИП Черневским, который вместо реализации программы ОСВВ несколько лет в Новошахтинске жестоким образом умерщвлял животных. В петиции, адресованной Председателю комитета по экологии Госдумы РФ Владимиру Бурматову, зоозащитница Ирина Ивлеева рассказывала, что Черневский якобы отлавливал не только бездомных, но и домашних питомцев, которые пребывали на свободном выгуле. По ее словам, при отлове он пользовался металлическими щипцами, в результате чего мелкие собаки и щенки погибали на месте, на глазах у детей, а взрослые животные сильно травмировались. Собак он свозил в металлический ангар, где они, голодные, ждали своей смерти, а «потом сжигал их живьем в специально оборудованной бочке».
В адрес его работы поступало множество нареканий от граждан, которых он лишил домашних любимцев. На протяжении двух лет Сергей Черневский вел свою деятельность, прежде чем попал в реестр недобросовестных поставщиков услуги. Тем не менее, по словам зоозащитников, он и сегодня продолжает работать на малых контрактах. А свои существующие площади сдал в аренду пришедшему на смену отловщику ИП Коньшиной. Зоозащитники подозревали, что вместе с арендными площадями новый предприниматель станет последователем жесткого способа обращения с животными, но пока этот факт не выявили.
«Однозначного мнения о работе нового предпринимателя нет. Жители Новошахтинска рассказывают, что животных вроде как возвращают в среду обитания, но точное количество отловленных и возвращенных назвать затрудняются. ИП оформлено на жену, но на самом деле работает муж», - поясняет общественный инспектор в области обращения с животными Лариса Кандаурова.
Муниципалитеты хитрят
Лишение контракта на отлов безнадзорных животных получил и ИП Зайцев в Волгодонске. Там, по чистой случайности, обнаружилось, что животные, возвращенные в привычную среду обитания, не были стерилизованы.
«Волонтеры заметили у собаки опухоль, отвезли животное в ветеринарную клинику. В процессе операции выяснилось, что животное не стерилизовано», - рассказывает Лариса Кандаурова.
По работе ИП Зайцева волгодонские волонтеры забили тревогу еще в 2018 году, выявив, что собак после отлова Зайцев содержал какое-то время, а потом подвергал эвтаназии. В итоге ИП Зайцев все-таки попал в реестр недобросовестных исполнителей, однако он работает до сих пор, открыв ИП на свою жену.
О сложной ситуации с безнадзорными животными сегодня сообщают волонтеры Красного Сулина. Зоозащитница Ольга Порываева собирает подписи местных жителей, готовя обращение в районную администрацию с требованием не допустить массового отстрела собак.
Нарекания ростовчан вызывает и деятельность Центра Безнадзорных Животных, который работает по Ростову. Жители Западного рассказали, как зимой, в заброшенном гараже обнаружили лохматую собаку с тремя щенками. Подумав, что собаки станут хорошими сторожами для гаражного комплекса, за животными стали ухаживать, кормили. Правда, недоумение владельцев гаражей вызывало наличие бирки на ухе.
«Собака с биркой на ухе должна же быть стерилизована? Она не должна приносить щенков», - удивлялись «волшебству» местные автовладельцы.
В ЦБЖ корреспонденту RostovGazeta отказались объяснить этот феномен.
«Никаких комментариев для прессы мы не даем», - подчеркнули в Центре.
Бывший исполнительный директор ЦБЖ, а ныне соучредитель АНЗО «Собачий патруль», член общественного совета при Управлении ветеринарии Ростовской области Алла Моренец объясняет, что выявить организацию, которая должна была выполнить стерилизацию животного, не представляется возможным.
«Во-первых, животные часто мигрируют. Во-вторых, администрации некоторых муниципалитетов Ростовской области настоятельно рекомендуют «ловцам» не возвращать животных на прежнее место обитания, - подчеркивает Алла Моренец. - Так, вместо метода ОСВВ, нерадивые «ловцы» отлавливают собак в одном месте, вешают бирку, и подбрасывают в другое».
Профанация ОСВВ
По словам зоозащитников, сегодня деятельность всех организаций, реализующих программу ОСВВ, можно негласно разделить на две категории. Первые, и их крайне мало, работают честно, хоть и серьезно проседают в цене для получения тендера. Так выиграла контракт в Шахтах зоозащитница ИП Оксана Кудря, с приютом «Сохраняя жизни». И сегодня часть финансирования на исполнение взятых на себя обязательств, Кудря покрывает из личного бюджета. Добросовестным исполнителем контракта зоозащитники называют компанию «Феникс» в Азове.
Другие предприниматели, по мнению волонтеров, работают с переменным успехом. Частично «осваивают» бюджетные средства, а когда денег не хватает, осуществляют малозатратную «миграцию» животных. Но есть и такие, которые вроде бы проводят стерилизацию, а по факту выясняется, что часть органов не удаляют, у собаки начинается сильное воспаление, но при этом, она может иметь щенков.
«И если в Ростове ситуация не насколько критическая, то в области идет откровенная профанация метода ОСВВ. Исполнители контрактов халатно выполняют свою работу, а на обращения зоозащитников, в администрациях муниципалитетов сообщают, что «работы проводятся в рамках контрактов, а метод ОСВВ не показывает эффективность». Но о какой эффективности вести речь, если ловцы идут по пути наименьшего сопротивления, и их никто не контролирует? Например, не так давно, по заявке, они должны отловить агрессивную беременную суку. Представители отлова действительно приезжали, но они не стали гоняться за собакой. Им же проще схватить первого попавшегося домашнего кобеля на самовыгуле, и отчитаться о проделанной работе, - сообщает Алла Моренец. - А в области домашние собаки постоянно находятся на самовыгуле».
Она уверенна в том, что основная проблема заключается в отсутствии должного контроля со стороны заказчиков.
«Сейчас мы столкнулись с вопиющими случаями в двух муниципалитетах, и готовим об этом запрос в прокуратуру», - подчеркивает Моренец.
Сорванные контракты
В тендерах на отлов безнадзорных животных постоянно появляются новые игроки.
«Но если раньше отлову достаточно было иметь пункты временного содержания животных, то теперь, по законодательству, каждый отлов должен быть оснащен оборудованным приютом, со светом, водой и газом, с утилизацией отходов жизнедеятельности животных. А создавать такой приют бизнесменам крайне нерентабельно, - сообщает Лариса Кандаурова. - Тем не менее, в регионе большое количество ИП участвует в тендерах. Порядка недели назад появился новый подрядчик— ООО «Новотлов». Компания арендовала в селе земли, на которых стоят свинарники. Никакие нормы для содержания бездомных собак здесь не соблюдены. Директор так и говорит, что ему безразличны «ваши собаки, это бизнес». В лучшем случае, они будут выпускать животных на волю не стерилизованными, в худшем — убивать. Поэтому я сорвала у них уже два тендера в Волгодонске и Аксае, но один у них еще остался в Белой Калитве».
Новый отловщик не так давно появился и в Новошатинске.
«Компания называется — ЮгХолдингСтрой. Я пыталась узнать хоть что-то о них, где находится приют для животных, но никакой информации нет, и это в корне неправильно», - отмечает Кандаурова.
Отсутствие контроля
И пока обыватели уверенны в том, что программа ОСВВ не работает, не пресекает увеличение числа безнадзорных животных, и этот же вопрос озвучили некоторые депутаты Госдумы, зоозащитники сходится во мнении, что проблема роста численности бездомных собак заключается в элементарном отсутствии должного контроля за освоением бюджетных денег.
«Недавно волонтеры выявили, что на стерилизацию одного животного в тендере на отлов собак, приходится 21 тыс. рублей. Но ведь на эти средства животное можно не только стерилизовать, вакцинировать, но и длительно ухаживать за ним», - сообщает депутат Наталья Оськина.
Зоозащитники настаивают на том, что каждый предприниматель, занимающийся отловом, должен обязательно иметь свой сайт, фиксировать на фото и видео отлов животных, проведенную стерилизацию, вакцинацию, и их возвращение в среду обитания. А также использовать индивидуальные бирки с знаком своего приюта, которые устанавливают собакам на уши, и чипы. Все это установлено законом и, как правило, прописано в контрактах.
«На каждое животное должна заводиться карточка учета с характеристиками и особенностями поведения. Каждое животное, помеченное биркой, обязательно должно быть чипировано. То есть ему под кожу вживляется маленькая резинка, по которой сканом считывается информация. И хотя во всех техзаданиях к работам, на которые соглашаются исполнители, сообщается о том, что мечение должно производиться с помощью наружной бирки и чипирования, никто в регионе это не выполняет», - отмечает Алла Моренец.
А ведь именно по биркам и по чипу, в случае обнаружения халатного обращения с бездомным животным, можно определить, кто из предпринимателей поработал спустя рукава.
Надежда теплится
Зоозащитники рассказывают, что на федеральном уровне существует закон об ответственном отношении к бездомным животным. Но проблему он не решает.
«Большинство регионов России уже приняли региональный закон об обращении с безнадзорными животными, и работают по нему. А Ростовская область отстает», - замечают зоозащитники.
Тем не менее, по их словам, именно в Ростовской области удалось создать самый доработанный законопроект, согласованный со всеми ключевыми участниками данного вопроса: с зоозащитниками, ветеринарами, кинологами региона, и даже Российской кинологической федерацией.
«Знаете, почему не решается проблема с безнадзорными животными? Потому что мы решаем следствие, но не уничтожаем проблему. А «следствием» у нас занимаются многие недобросовестные подрядчики. Но если мы на уровне региона запустим обязательную регистрацию животных, то когда их выбросят на улицу, мы сможем понять, кто владелец, найти его и выписать штраф», - выражает мнение зоозащиты член регионального штаба ОНФ, юрист Галина Лебедь.
По ее словам, в штрафы будут заложены и расходы на отлов.
«Бюджет региона сможет серьезно экономить. Более того, пункты отлова смогут почти полностью перейти на самоокупаемость. Ведь с нерадивых владельцев будут поступать штрафы и немалые, - подчеркивает Галина Лебедь. - Таким образом, мы сможем серьезно купировать проблему безнадзорных животных при минимальных расходах на бюджет».
С 2017 года волонтеры и зоозащитники пытаются протолкнуть разработанный законопроект, но никаких результатов до сих пор не добились. Сперва, проект регионального закона был очень подробным, сегодня же он сокращен до минимума. Не так давно у разработчиков законопроекта состоялась встреча в региональном Министерстве ЖКХ, которая дала надежду на нормализацию ситуации в области обращения с бездомными животными в Ростовской области.
Региону требуется патруль
Тем не менее, в марте 2021 года депутаты Госдумы выступили с инициативой о праве усыплять бездомных животных в регионах. Инициаторами данного законопроекта стали зампред думского комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова, депутаты Галина Данчикова и Марина Беспалова. Однако законопроект быстро отозвали.
«Отозвали его с пояснением «на доработку». Но когда закончится доработка и какие изменения будут внесены — нет достоверной информации», - сообщает Наталья Оськина.
Решение проблемы с безнадзорными животными эксперты видят в тотальном контроле деятельности предпринимателей, реализующих метод ОСВВ.
«Необходимо создать отдел, который сможет курировать вопросы обращения с безнадзорными животными. Проверять — есть ли в приютах корм, вода, достаточен ли ветеринарный уход. Об этом сегодня появляются инициативы в Госдуме. Но проблема заключается в том, что депутаты госдумы опасаются выходить с этими положениями в регионы — вдруг регионам это не надо? Но мы общались с зоозащитниками и ветеринарами Ростовской и Астраханской области, Краснодарского края, и все в один голос поддержали эту идею. Нам нужен специализированный отдел — патруль, который будет контролировать работу отловщиков и приютов со стадии участия в тендерах. Деятельность этого патруля должна вестись в тесном сотрудничестве с прокуратурой, МВД, Минсельхозом и МинЖКХ. И только таким образом можно цивилизованным образом в корне переломить ситуацию с урегулированием числа безнадзорных животных», - уверенна Оськина.
Читайте также: Ход конем: какая судьба уготована Ростовскому ипподрому