Posted 8 апреля 2021, 09:21
Published 8 апреля 2021, 09:21
Modified 18 сентября 2022, 11:38
Updated 18 сентября 2022, 11:38
В мае 2020 года поступило распоряжение в обязательном порядке госпитализировать всех пациентов с COVID-19 старше 65-и лет. Как это распоряжение реализовывалось на практике, как диагностировали и лечили пожилых пациентов с COVID-19 в больницах Ростовской области, разбирался корреспондент RostovGazeta.
С начала пандемии со стороны властей была видна обеспокоенность ситуацией. Деньги на борьбу с COVID-19 выделили. В регионе оперативно развернули ковидные госпитали. Поставили на поток диагностику болезни. Расширили критерии госпитализации самой уязвимой части населения— людей пожилого возраста. Но потом что-то пошло не так.
В принципе - вылечили
В свои 86 лет житель поселка Двуречье Геннадий Сальников вел активный образ жизни. Он не имел никаких хронических заболеваний, и даже визуально выглядел моложе своих лет. Сальников сам водил машину, без очков, потому что сделал операцию на глаза. Родственники восхищались: «Дожить бы до его лет, и быть таким активным!». Пожилой мужчина тщательно следил за своим здоровьем. При малейшем недомогании обращался в клинику, пресекая любую болезнь в начале ее появления.
«В декабре 2020 года у дедушки начался кашель. Испугавшись, родные в 2 часа ночи вызвали скорую помощь. Доктора приехали и забрали его в больницу Кагальницкого района. Но там ему поставили невнятный диагноз, выписали таблетки совсем не от кашля, а, похоже, от невралгии, и выставили на улицу в мороз — ждать такси, чтобы домой уехать», - рассказывает внучка, фармацевт Екатерина Бочкарева.
На следующий день Геннадий Сальников обратился в местную амбулаторию. Врач велел сдать анализы и показать результаты.
«Дедушка сам, за рулем, поехал в Кагальник. Сдал анализы, и снова обратился к местному врачу. Тогда его направили в больницу», - сообщает Бочкарева.
При госпитализации Сальникову сделали тест на коронавирус, который показал отрицательный результат. Вскоре он перестал выходить на связь с родственниками несмотря на то, что телефон у него был.
«По странным обстоятельствам, дозвониться было очень сложно, дедушка не брал трубку. Для того, чтобы узнать о его состоянии, папа приехал в больницу. Но его не пустили, объяснив, что это «красная зона», - говорит Екатерина Бочкарева.
Она добавляет, что дедушку положили в бывшее детское отделение, которое было перепрофилировано для людей с пневмонией и подозрением на коронавирус. Раньше здесь родственники свободно посещали пациентов. Но после того, как видео с трупом в палате больницы Кагальницкого района облетело весь интернет — посещения запретили.
Приезд отца в больницу принес положительные результаты. Он попросил медсестер дать пациенту телефон для связи с родными.
«Накануне выписки дедушка позвонил отцу и попросил, чтобы его забрали. Он сказал, что им тут все недовольны, что он ходит и всем мешает. Папа тут же приехал в больницу, где врач сообщил, что пациента можно выписывать, потому что «в принципе, мы его вылечили». Доктор показал пальцем на снимок, пояснив, что «вот тут в легком что-то есть, но лечение почти закончено».
Генадию Сальникову оставалась одна процедура. Родные сошлись во мнении, что курс лечения лучше завершить. А забрать из больницы можно и на следующий день.
Со слезами на глазах
Утром, подъехав к больнице, родные пришли в ужас. Две медсестры под руки вывели на порог ослабевшего пациента. Геннадий Сальников не мог сам ходить, говорить, выглядел отекшим. Выписку обещали отдать после обеда.
«Состояние дедушки ухудшалось с каждым часом. Мы обратились к местному доктору. Но без выписки он не знал, что предпринять. У доктора был шок: дедушка много лет был его пациентом, и он не мог поверить, что лечение в больнице привело к такому состоянию, - делится Екатерина Бочкарева. - В этот же день, поехав забирать выписку, встретились с врачом больницы. Попытались узнать, почему больного выписали в таком состоянии. На что доктор сказал: «Ваш дедушка неадекват. Он просился домой».
К вечеру отек усилился, по лицу пожилого человека лились слезы. Говорить он не мог, только плакал и стонал. Родные повезли его в БСМП Ростова. Врачи скорой помощи отреагировали быстро. Сразу провели реанимационные действия, подали кислород. И когда кислород поднял сатурацию до 90, пожилой мужчина сказал первое слово: «Спасибо».
Его перевезли в реанимацию горбольницы № 4. Тест на коронавирус оказался положительным. Состояние было уже критическим. Пациента подключили к аппарату ИВЛ, но спасти его не удалось. Результаты вскрытия показали: отек легких, двухсторонняя пневмония, новая коронавирусная инфекция - подтвержденная.
Правда или ложь?
Похожий случай зафиксирован и в ЦРБ Мартыновского района, куда госпитализировали пациента Геннадия Мошенского.
«Мама работает в этой же больнице медсестрой, в детском отделении. Она сперва дома, по назначению врача, делала отцу уколы и капельницы, но лучше не становилось. Когда сатурация упала до 83, вызвали скорую помощь, и его отвезли в больницу, - рассказывает сын Михаил Мошенский. - В больнице мама постоянно находилась с отцом. Видела показания приборов, как его лечили. В больницу отец поступил в стабильном состоянии, но оно ухудшалось».
Тест на COVID-19 показал отрицательный результат, из-за чего его не стали направлять в ковидные госпитали Ростова или Волгодонска. И, несмотря на сатурацию 83, не давали направление на КТ.
Михаил Мошенский добавляет, что, видя отсутствие диагностики и профильного лечения, «мама звонила в минздрав, на горячую линию коронавируса». В минздраве обещали помочь.
«А когда она перезвонила повторно, ей пояснили, что связались с главврачом ЦРБ Мартыновского района, он сообщил, что в настоящее время сатурация пациента 90, и состояние его стабильное, - подчеркивает Михаил Мошенский. - Мама пришла в ужас от такого обмана, предложила в этот же момент сфотографировать прибор измерения уровня кислорода и переслать реальный результат. Но ей сказали, что возможности принять фотографию нет».
В больницу — со своим врачом
Когда самочувствие Геннадия Мошенского стало критическим и требовалась срочная специализированная помощь, выяснилось, что в ЦРБ Мартыновского района нет анестезиолога-реаниматолога. Родные сами нашли такого специалиста, уговорили его поехать в больницу, осмотреть отца и назначить грамотное лечение. Но для того, чтобы стороннего доктора пропустили в медучреждение, требовалось разрешение главного или лечащего врача. Были выходные. Разыскать врачей не удалось даже с помощью прокурора района.
«Соответственно, никакого разрешения на проход в больницу найденного нами анестезиолога-реаниматолога, мы не получили», - рассказывает Мошенский.
На лечение отца были брошены все силы. Родные самостоятельно покупали лекарства, потратив, по их подсчетам, в общей сложности, свыше 40 тыс. рублей. За свой счет в частной лаборатории сделали тест на COVID-19, который показал «положительный результат с обнаружением антител».
И только после положительного результата теста, полученного в частной клинике, больница направила Геннадия Мошенского в ковидный госпиталь Волгодонска, где проведенное КТ показало 75% поражения легких. Через три дня он умер.
И тебя вылечим...
Столкнувшиеся с горем родные жаловались в минздрав, Росздравнадзор, страховую компанию. Обратились к депутатам, в СМИ.
«Я даже связался с известной правозащитницей Екатериной Гордон, которая вроде как помогает жителям Ростовской области добиться правды в области медицины. Но она равнодушно констатировала, что «бороться с медиками очень трудно, вряд ли вы чего-то добьетесь». И никаким образом не захотела нам помочь», - сообщает Мошенский.
Обращения на федеральные каналы телевидения тоже не принесли ожидаемого резонанса.
«Как мне пояснили — тема щепетильная, никто афишировать не будет. Тем более, сейчас началась вакцинация, все хорошо, зачем ворошить былое», - сокрушается Мошенский.
Тем не менее, его пост в Инстаграм о лечении пациента в ЦРБ Мартыновского района получил широкий отклик. Местные жители звонили и писали ему, жалуясь на аналогичные ситуации с родными в Мартыновской ЦРБ.
«Нас таких, которые потеряли близких людей из-за халатности врачей, оказалось много. Я даже пытался собрать групповую жалобу на то, что происходит в этой больнице, - говорит Михаил Мошенский. - Но люди боятся огласки, поясняя, что им тут жить, и мало ли, вдруг придется в эту больницу обращаться, а после жалобы вообще никто не поможет».
Он вспоминает, что в больнице, где лежал его отец, на втором этаже с похожими симптомами тоже лежал мужчина. Лечащий врач тогда ходил по больнице и хвастался: «Я его вылечил, и вас вылечу!».
«В итоге мой отец умер, а следом умер и этот мужчина. Его родные тоже сперва хотели шум поднять, но потом передумали», - отмечает Мошенский.
Развитие эпидемии
По обращениям пострадавших, разбираться в том, что происходило в центральных районных больницах Ростовской области, взялся депутат Евгений Федяев.
«Несмотря на то, что в Ростовскую область выделяются миллиарды рублей на борьбу с коронавирусной инфекцией, на примере двух больниц Мартыновского и Кагальницкого районов мы видим, что к сожалению, на местах, ситуация доходит до того, что люди умирают не от коронавирусной инфекции, а от халатности врачей, - делится выводами Евгений Федяев. - Все мы помним, что когда в сети появилось видео с трупом в палате больницы, главврач медучреждения, и сам глава Кагальницкого района назвали его фейком. Но материалы прокурорской проверки свидетельствовали об обратном. Это нашло подтверждение. Хотя тогда они просили губернатора избавить больницу от проверок. И в этой же больнице происходит новый вопиющий случай - пациента Сальникова выписывают в критическом состоянии».
Депутат недоумевает: как могли выписать больного COVID-19 человека, к тому же, подвергая возможному заражению его родственников? В итоге, вместо мобилизации борьбы с инфекцией, он видит факт, когда сами врачи потакали развитию эпидемии.
«Случай в Мартыновской ЦРБ тоже не укладывается в голове. Родные били тревогу, предпринимали всевозможные меры, убеждая врача, проводить лечение. А если бы они ничего не делали? Если бы жена не работала медсестрой в этой больнице, и не знала, что пациенту с каждым часом становится хуже? Мне кажется, что тогда больного просто вынесли бы за ворота и оставили там», - комментирует Евгений Федяев.
Он добавляет, что сегодня в этих двух больницах продолжаются прокурорские проверки. Пока известны лишь промежуточные результаты.
«Прокуратура выявила те нарушения, которые можно установить на данной стадии. Уже сегодня понятно, что нарушения были, и должностные лица должны понести за них ответственность, - говорит депутат. - Это уже сделано: часть привлечена к дисциплинарной, а часть к административной ответственности. Но решение об отказе или возбуждении уголовного дела будет приниматься по результатам экспертизы».
Буквально накануне публикации статьи Михаил Мошенский связался с корреспондентом и добавил, что по итогам прокурорской проверки в ЦРБ Мартыновского района «нигде не отражен факт того, что главврач предоставил в минздрав ложную информацию, сообщив о стабильном состоянии пациента с сатурацией 90».
«Эти дела я держу на контроле. И со своей стороны сделаю все возможное для того, чтобы виновные в трагедиях понесли наказание по всей строгости закона», - резюмирует Евгений Федяев.