Posted 8 июля 2021, 11:07
Published 8 июля 2021, 11:07
Modified 18 сентября 2022, 12:00
Updated 18 сентября 2022, 12:00
Почему же Донской край стал привлекательным для мигрантов и чем их неудачная интеграция может обернуться для региона в будущем — в материале RostovGazeta.
Депортация и приезд
Карта межнациональных отношений в Ростовской области всегда имела несколько «проблемных зон», несмотря на все разговоры о «спокойствии и согласии» проблемы были. Вопрос с турками-месхетинцами – один из самых актуальных. Он возник из-за сталинской депортации в 1944 году. Тогда почти всех представителей этого народа из области Месхетия в южной Грузии выслали в Казахстан и Узбекистан. Вскоре запрет на их перемещение отменили. Однако большинство их них решили не возвращаться на историческую родину, да и не смогли.
В конце 80-х годов в результате вооруженного конфликта, известного как Ферганские погромы, узбеки потребовали выселения турок со своей территории. Их эвакуировали на юг России. Но Краснодарский край воспротивился их переселению. Тогда экс-губернатора Александра Ткачева обвиняли в целенаправленной дискриминации, ведь с Кубани было выселено порядка 12 тысячи турецких мигрантов. Правозащитники даже добились, чтобы некоторых беженцев приняли в США. Многие осели в Ростовской области.
Замещение населения
Благодаря высокой рождаемости и нарастанию потока прибывающих родственников - турецкое население быстро увеличивалось в Донском крае. По итогам переписи населения в 2010 году в Ростовской области насчитывалось около 40 тысячи турок-месхетинцев (в 2002 их было 28 тысячи), что было уже значительным показателем в сравнении с общим числом месхетинцев, проживающих на юге России. Сегодня, по предположениям экспертов, их численность на Дону достигает 80-100 тысяч человек. Они дислоцированы в восточных регионах Ростовской области. Самые крупные общины проживают в Мартыновском, Волгодонском, Багаевском, Семикаракорском, Сальском, Веселовском, Зимовниковском и Целинском районах Ростовской области. А учитывая, что последние десятилетия славяне массово покидают села в поисках заработка в городах, в Волгодонском и Мартыновском районах оказались целые турецкие поселки, в которых, говорят, «гости» составляют чуть ли не 100% населения.
Турки уже не планируют покидать ставшие им родными места и уверенно пускают корни на донской плодородной земле. Например, в Семикаракорском районе в поселке Горный для них построена мечеть. Вторую планируют построить в хуторе Топилин.
«Проживают они компактно, обособленно. Семьи у них большие, по 4-5, а то и более детей», - рассказывает местный житель хутора Иван.
Они отмечают, что турки-месхетинцы не такие конфликтные, как, например, другие мигранты. С местными предпочитают не ссориться. А когда они только появились в селе — и вовсе, никуда не ходили, ни с кем не общались.
Международная политика
Несколько месяцев назад на турецком телеканале TRT1 показали будущую карту влияния государства 2050 года, согласно которой в состав Турции должны войти южные регионы России, в том числе и Ростовская область.
«Считается, что турки-месхетинцы в Ростовской области пользуются негласной поддержкой руководства Турецкой республики, - сообщает политолог Антон Бредихин. - Принципиальным фактом является и то, что им предоставляют учебники с определенной направленностью, специальную литературу. Идет обмен информацией, а это значит, что турки ведут политику гуманитарной экспансии».
«Ростовская область всегда была многонациональным и этнически толерантным регионом во всех сферах. А межнациональные конфликты находились в самом конце проблем и рисков региона. В основном, они носили экономический характер. Или же это были конфликты между теми, кто давно живет в нашей области и недавно приехавшими, еще не принявшими в полной мере правила и нормы нашей жизни», - делится мыслями политтехнолог Сергей Смирнов.
Но в 2016 году органы правопорядка Ростовской области якобы обнаружили у турко-месхетинской диаспоры какие-то признаки сепаратистских настроений.
«У активистов движения были изъяты листовки и литература, в которых Северный Кавказ, Дон, Кубань и Астрахань обозначены в качестве османских земель», - рассказывает Антон Бредихин.
В то же время глава организации месхетинских турок Жавид Алиев опроверг корреспонденту RostovGazeta связь своих соотечественников в Ростовской области с Турцией.
«Никогда никаких контактов с турецкими представителями у нас не было. Разве что на уровне посольства, и то в рамках культурных и гуманитарных отношений», — отметил Жавид Алиев.
По мнению Бредихина, решить эту сложную межэтническую ситуацию поможет глубокая интеграция приезжих в донской этнокультурный ландшафт. И с такой инициативой выступил некоторое время назад атаман Всевеликого войска Донского.
«Он предложил обучать их детей в рамках Орловского казачьего кадетского корпуса. Возможно, у этого подхода и были какие-то результаты, но я о них сказать не могу», - подчеркивает Антон Бредихин.
Мусульмане в лампасах
Преподаватели кадетских корпусов вспоминают, что попытки обучения мигрантов в казачьих кадетских корпусах действительно были в рамках Орловского и Морозовского районов. Однако некоторые преподаватели не разделяют этого.
«Посудите сами, казачий лампас является символом принадлежности к казачьему сословию. Это неотъемлемая часть формы казака. Ведь ранее другим группам строго воспрещалось носить штаны с лампасами. И каким образом можно в данном контексте вести речь об «оказачивании» турок?» - комментирует преподаватель казачьего кадетского корпуса, не пожелавший публиковать свое имя.
Но многие местные жители уверены: турки-месхетинцы в большинстве своем сегодня лояльны к властям Ростовской области и России. Но что было бы, если б их численность превысила 200-300 тысяч человек - никто сказать не может.
Миграционная проблема
Вопросы адаптации переселенческих групп не только в Ростовской области, но и во всех регионах юга России, показывают, что они часто замыкаются внутри общины, если эту общину не интегрировать.
Для снижения рисков межнациональных противоречий в будущем необходима взвешенная стратегия по «размыванию» анклавов. К тому же – можно было бы использовать близких ментально переселенцев с Донбасса для расселения в проблемные районы для сохранения межэтнического спокойствия.
В докладах некоторых ученых сегодня предполагается: неинтегрированность переселенческих групп на юге России, в том числе и в Ростовской области, может быть когда-то использована в качестве фактора перспективного внешнего вмешательства со стороны западных спецслужб.