В Ростовской области действуют несколько десятков производителей лимонадов и соков. В России в 2020 году продажи безалкогольных напитков упали на 20%, не избежали убытков и ростовские компании. Так, один из крупнейших производителей лимонадов и минеральной воды «Аква-Дон» в прошлом году понес убытки в 25 миллионов рублей.
Несмотря на это, региональный рынок расширяется, в Аксайском районе построят новый большой завод по производству безалкогольных напитков, договор заключили на Петербургском международном экономическом форуме.
За прошлый год в России продали более семи миллиардов литров сладких напитков, оборот рынка составляет 140 миллиардов рублей. Самыми популярными среди россиян являются газированные сладкие напитки, следом идут соки, морсы, квас и холодный чай.
При этом в разных регионах страны спрос на один и тот же напиток сильно отличается. Например, квас на Урале пьют круглый год и в больших количествах, а в южных регионах и Москве на зиму оставляют не более одной позиции напитка.
В столице в последние годы настоящий бум на чайный гриб. Комбучу производят в промышленных масштабах и продают в бутылках, одна из компаний-производителей, «Хай кволити проджект», только за прошлый год продала 400 тысяч бутылок напитка. В текущем году владелица компании намерена увеличить объем продаж вдвое, и для этого есть все основания. Комбуча — натуральный напиток с низким содержанием сахара, именно такую продукцию все чаще выбирает молодежь.
Каждый россиянин за год выпивает в среднем 50 литров сладких безалкогольных напитков, что в два раза меньше, чем в Западной Европе, и в три раза меньше, чем в США. Основную часть сладких напитков в России производят дочерние компании международных корпораций Пепсико и Кока-Кола, кроме того, действуют еще около трех тысяч небольших региональных заводов. Зарубежных производителей на российском рынке очень мало.
В последние два года рынок безалкогольных напитков страны столкнулся с резким ростом цен на сырье, только сахар подорожал на 64%. Увеличились в стоимости и концентраты и пюре фруктов, которые не растут в нашей стране. До 2020 года на них действовала нулевая таможенная пошлина, сейчас в Торгово-промышленной палате РФ ищут возможность ее сохранить, что поможет оставить цену детских пюре и сков на прежнем уровне.
«Мы обратились сейчас в ЕЭК по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических и тех фруктов, которые мало произрастают на территории России», — рассказал в программе «Бизнес-вектор» от РБК вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.