Posted 13 июля 2021, 07:20

Published 13 июля 2021, 07:20

Modified 18 сентября 2022, 12:01

Updated 18 сентября 2022, 12:01

Главврач поликлиники рассказал об увольнении после скандала с липовыми сертификатами

13 июля 2021, 07:20
Бывший главный врач поликлиники № 1 в Ростове-на-Дону Борис Тер-Григорянц заявил, что не знал, что в медучреждении торгуют поддельными сертификатами о прививке от COVID-19, об этом он сообщил в интервью RostovGazeta.

Напомним, что в конце июня сотрудники правоохранительных органов пришли с обысками в поликлинику № 1 в Ростове-на-Дону, нашли поддельные документы и инициировали уголовное дело. Главный врач медучреждения Борис Тер-Григорьянц уволился по собственному желанию. В интервью RostovGazeta он рассказал о продаже сертификатов и о том, почему так быстро покинул свой пост.

— Борис Григорьевич, в чем же заключалась причина вашего оперативного увольнения?

— Если не говорить высокопарных слов, то произошедшее было крайне неприятно для меня. В поликлинике я отработал 14 лет без двух недель. Это серьезный жизненный отрезок пути. Идеального коллектива, конечно же, не бывает, но у нас сложилась отличная команда. Да, некоторые не справлялись и уходили. Например, недавно пришла молодая доктор. Поработала два дня и ушла, сказав, что очень тяжело. Но люди, которые проработали более 10-и лет — основной костяк коллектива, оставался неизменным. Поэтому когда я узнал о том, что кто-то из медиков нашей поликлиники торговал поддельными документами о вакцинации от COVID-19, испытал смешанные эмоции. Множество обид, усталость, раздражительность, злость. Не размышляя, я быстро принял решение об уходе. И до сих пор затрудняюсь оценить правильность своего поступка.

— Вы считаете, что вас подставили?

— Сегодня введена круглосуточная вакцинация. Правда, я, скептик, не верил, что ночью кто-то пойдет делать прививку. Но люди идут, до 80-и человек за ночь. Наши медики и прежде работали с высокой нагрузкой, а она и еще увеличилась с появлением круглосуточных пунктов. Слишком многое отдается на откуп порядочности и честности отдельных людей. Однако отследить каждого в своем кабинете, когда он наедине с пациентом, не представляется возможным. Организация процедуры, контроль за вакцинацией — это штампованные фразы. А ведь надо вести речь о реальности выполнения этого контроля. У любой медали — две стороны. С одной, я не считаю, что моя репутация запятнана. Я не торговал сертификатами, как обо мне написали в одном из СМИ, и ничего об этом не знал. Но с другой стороны, это действительно плевок в душу. Очень хочется посмотреть в глаза того, кто все это организовал.

— Подозреваете кого-то?

— Даже предположить не могу. Это невозможно. Сперва мы думали на одного человека, потом на другого, но факты не подтвердились. Да и мы не можем огульно обвинять. Оставим решение этого вопроса правоохранительным органам.

— Сегодня на просторах интернета часто встречаются предложения о приобретении сертификата на прививку от коронавируса. Кто за всем этим стоит?

— Я не думаю, что за этим стоят врачи. Смешно даже представить, чтобы медики подходили к людям, и предлагали им купить подтверждение липовой вакцинации. Наверняка же, спрос порождают пациенты. Справедливости ради отмечу, что торговля поддельными данными о прививке касается не только отдельно взятой поликлиники или города. Это проблема всей страны. И для меня загадка, кто стоит за продажей липовых сертификатов. Ведь будем откровенны: сертификата прививки против COVID-19 в Ростовской области не существует. Понимаете? У нас нет узаконенных бланков. Возможно, они есть в Москве, но в нашем регионе об этом не знают. Вот и возникает вопрос — что же за бумажки продают нашим жителям?

— Как тогда жители Дона получают отметку о прохождении вакцинации?

— В Ростовской области существует два варианта. Первый, когда после завершения вакцинации на сайте госуслуг появляется QR-код. Это, пожалуй, самый удобный способ. Второй — бумажный носитель. Он, как правило, требуется пожилым людям, у которых нет доступа к сайту госуслуг, а им часто приходится подтверждать наличие прививки. Бумажный носитель тоже может быть двух видов. Первый, стандартный, когда информация о вакцинации добавляется в паспорт прививок. Эта серо-голубая книжица появилась у жителей Дона с середины 90-х годов. В нее вносятся все обязательные прививки, от гепатита до краснухи. А на последних страницах содержатся данные об иных прививках. Например, охотники прививаются от лептоспироза, мясники — от сибирской язвы. И если у человека есть паспорт прививок, в него можно вписать информацию о вакцинации от COVID-19. А если такой книжицы нет, то мы выдаем выписку из истории болезни. А какого-то специального бумажного сертификата, который сегодня мошенники предлагают приобрести всем желающим, в регионе просто нет.

— Предложение без спроса не бывает. Почему же, на Ваш взгляд, не все ростовчане хотят делать прививку?

— Я не вирусолог, но нас в свое время хорошо учили. Мы часто с коллегами обсуждаем всю эту ситуацию. Вопросов очень много. Например, мы знаем, что тот же вирус простудных заболеваний, изживает себя к лету. Но сейчас лето, а мы наблюдаем всплеск коронавируса. Поэтому некоторый элемент недоверия к происходящему присутствует у ростовчан. Многие считают, что вакцина была создана слишком быстро. Но этот путь прошли многие страны, не только Россия. Вакцины появились одновременно почти в десятке прогрессивных государств. Во всех этих странах есть мощные вирусологические лаборатории. И я не исключаю, что еще со времен «холодной войны», они были заточены на бак-вооружение. В них сосредоточены серьезные интеллектуальные и финансовые резервы. И, насколько мне известно, создать любую вакцину можно достаточно быстро. Если объяснить примитивно, то собрать, как кубик Рубика, поменяв ту или иную форму. В это сложно поверить, но отсюда и недоверие к вакцинации. Приведу пример.

Массовое развитие в 90-е годы прошлого столетия получило так называемое «движение антипрививочников». Я тогда работал участковым терапевтом, а потом стал заведующим терапевтического отделения в одной из поликлиник. Там, мы и столкнулись со страшной дифтерией, которую не видели десятилетиями. Да, мы читали об этой болезни, знали ее, но воочию увидели впервые. А люди умирали, и только из-за того, что что в 90-е годы антипрививочники забросили вакцинацию от дифтерии. Это был огромный урон. Через время, похожее произошло и с корью. Помните вспышку кори в Ростовской области? Поэтому сегодня нельзя расценивать добровольное согласие на вакцинацию как полную анархию. Если человек не хочет прививаться — его право. Но почему тогда, когда он заболевает, начинает требовать бесплатные анализы, лекарства? Вот и получается, что антипрививочники создают проблему, а общество расплачивается за их инакомыслие.

Сейчас мы видим примеры Израиля, Англии, где началась очередная волна коронавируса, хотя там привит высокий процент населения. Это подчеркивает лишь необычность вируса, которую сегодня объясняют мутаций, новыми штаммами. Я изучал выкладки, и могу сказать, что сегодня заболевает преимущественно молодое поколение. Те, кто не был привит. Эти люди посчитали, что у них молодой возраст, здоровый организм и крепкий иммунитет из-за регулярных занятий спортом. Только болеют теперь они очень тяжело.

— Почему Вы долго не соглашались на это интервью?

— По большому счету ситуация сегодня очень напряженная. Никто не ценит, что медики валятся с ног от усталости, а их титанический труд перечеркивается буквально двумя фразами в прессе. Например, после моего увольнения я чего только не узнал о себе. Что я якобы сам торговал сертификатами о прививке. Что я недоучившийся «чалтырский» хирург, причем об этом сообщал какой-то уважаемый человек, позиционирующий, что очень хорошо знает меня. Но во-первых, никакого отношения к Чалтырю я не имею. Все мои предки, на протяжении 250 лет жили в Ростове, в том числе и в Нахичевани. А во-вторых, по образованию я терапевт, а не хирург. У меня огромная семья. У дедушки было 13 братьев и сестер, у бабушки — шесть. С 30-х годов прошлого столетия члены нашей семьи, в основном, занимались лечением. Среди нас акушеры-гинекологи, реаниматологи, хирурги, эндоскописты… Это тысячи спасенных жизней.

В нашем роду есть и один главный хирург фронта. Он, с поломанным пистолетом, прошел и Великую Отечественную войну, и японскую. Только про то, что пистолет был поломан, выяснилось случайно. Племянник — известный врач, захотел стрельнуть разок. Попробовал, а выстрелить не смог, потому что пистолет оказался сломан. Все тогда удивились, и спросили главного хирурга: «Как же ты с поломанным пистолетом весь фронт прошел?». А он ответил, что спасал людей, оперировал, поэтому и пистолет из кобуры так и не достал ни разу.

Подпишитесь