Posted 27 июля 2021, 11:44
Published 27 июля 2021, 11:44
Modified 18 сентября 2022, 12:04
Updated 18 сентября 2022, 12:04
Приводя в пример похожую ситуацию с водными ресурсами в Крыму, эксперты не исключают: уже в ближайшие два года Ростовская область начнет испытывать дефицит пресной воды, в том числе и для нужд населения. Что же послужило возникновению таких процессов, почему ученые и экологи сегодня бьют тревогу, выяснял корреспондент RostovGazeta.
Спорные вопросы
Нарастающие процессы маловодья и осолонения, по мнению экспертов, не только отражают неблагополучную гидрологическую ситуацию на Юге России, но и ставят под угрозу социально-экономическую безопасность региона.
По поручению Президента к обсуждению мероприятий по оздоровлению реки Дон подключились специалисты профильных федеральных ведомств, ученые и общественники. Принято решение разработать государственную программу по оздоровлению Дона, и включить ее в нацпроект «Экология». Учитывая, что Дон — это четвертая по площади водосбора река в Европе, и ее бассейн объединяет 15 субъектов России, на реализацию госпрограммы предположительно потребуется свыше 90 миллиардов рублей. Средства планируется распределить среди 15-и регионов. В рамках программы планируется расчистка Дона и ее притоков, берегоукрепление, строительство и модернизация очистных сооружений и ливневой канализации в крупных населенных пунктах. Также запланировано увеличить площадь пойменных лугов, ликвидировать свалки, снизить загрязнение реки и т.д.
Одним из спорных моментов программы стало строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов. Ученые в области гидрологии посчитали строительство этих сооружений ничем иным, как возможным лоббированием экономических интересов субъектов транспортной отрасли.
«Реализация этих проектов позиционируется, как «важнейшая» часть предполагаемых мер по оздоровлению экосистемы Дона. А между тем, ученые считают, что строительство и ввод в эксплуатацию Багаевского и Аксайского гидроузлов нанесет значительный ущерб экосистеме Дона и нивелирует положительный эффект от проведения мероприятий по оздоровлению водной артерии в рамках нацпроекта «Экология», - сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Собеседник подчеркнул что в условиях маловодья низконапорные плотины гидроузлов не обеспечат бесперебойного судоходства. Зато подтопят прилегающие населенные пункты. Усилят процессы засоления соседних с водоемом почв, деградацию черноземов, сельхозугодий. Нанесут непоправимый ущерб промысловой ихтиофауне и кормовой базе рыб.
Однако мнения специалистов по этому вопросу разделились.
Разные взгляды
«Плотины и водохранилища — это общемировая практика, которая позволяет регулировать сток и наполнение реки. Еще перед началом реализации проекта Багаевского гидроузла был грамотно заложен рыбоходный канал. Насколько я понимаю, сегодня этот канал уже реализован, и рыба без ущерба для популяции и нереста может обходить этот гидроузел», - рассказывает эколог общественной организации Андрей Зайчиков.
Он уверен, что положительные моменты в строительстве гидросооружений есть.
«С точки зрения регулирования стока — это будет правильно. С точки зрения прохождения рыбы — тоже, поскольку есть рыбопроходной канал. А для того, чтобы исключить подтопления, необходимо введение аппаратного контроля, - сообщает эколог.
Рассматривая в целом проблему мелководья Дона, экологи делают акцент не на том, какую опасность несет строительство гидроузла, а на том, в каком состоянии сегодня находится бассейн реки Дон.
Почему исчез осетр?
Представители гидрологии согласились с экологами в том, что в Ростовской области, прежде всего, надо восстанавливать культуру гармоничного водоиспользования.
«Необходимо внедрять экономичные способы орошения, следить за выбросами в воду тех же сельхозудобрений или стоков с предприятий для того, чтобы исключить факторы заморов и кислородного голодания для обитателей водоема», - отмечает кандидат географических наук, научный сотрудник ЮНЦ РАН Клим Григоренко.
Он добавляет, что строительство гидроузлов выгодно лишь судоходству. Для того, чтобы практически в течение всего года, в том числе и в периоды наиболее низкой воды, на самых мелких местах Дона было достаточно воды для прохода больших судов.
«Но такой режим вреден для обитателей водоема. По большому счету, исчезновение осетров на Дону началось со строительства Цимлянского водохранилища. В советские годы предполагалось, что страдающие рыбные стада будут восполнены за счет рыбных хозяйств, где малек будет разводиться, подрастать и выпускаться в воду. И так постоянно. Но с рыбхозяйствами не срослось из-за того, что все разрушилось. В итоге, осетр исчез из Дона. А следом практически исчезли и рыбы средней ценности. То есть сегодня на Дону осталась только рыба, которая ранее считалась сорной», - объясняет спикер.
И если сейчас, по его мнению, построить еще несколько гидроузлов, то река Дон превратится в судоходный канал.
«Это будет уже не река, а цепочка водохранилищ, где начнется настоящая беда со всеми водными обитателями. Им необходимо половодье. Чтобы заходила большая вода, затапливала пойму, заливные луга, потому что там не только большое количество еды, которое в обычное время недоступно, но и нерестится рыба. И мировая практика, и российская практика на Волге показывает, что рыбе без плотины гораздо лучше», - уверен Клим Григоренко.
Научный сотрудник подчеркивает, что строительство гидроузлов повлечет за собой и разрушение берегов. В результате, размытая порода будет сносится в эту же реку, заиливая ее.
«То есть уровень воды повысим, глубину обеспечим, сформируем цепочку водохранилищ, а все емкости начнут постепенно заиливаться. В итоге через несколько десятилетий, мы опять столкнемся с такой же проблемой», - говорит Григоренко.
Ученый не исключает и фактор ветровых нагонов на нижнем Дону.
«Западный ветер приносит с собой воду из Азовского моря, из-за чего при штормовых нагонах затапливается дельта Дона. Происходит наводнение. И если сейчас такой нагон распространяется до станицы Раздорской, то с появлением плотин, весь этот напор упрется в плотины. Соответственно, на нижнем Дону уровень воды станет выше, и сила наводнений будет гораздо больше», - подчеркивает Клим Григоренко.
Рассматривая проекты строительства Багаевского и Аксайского гидроузлов, сторонники научной школы отмечают, что возле проблемы оздоровления бассейна реки Дон разворачиваются конфликты интересов различных отраслей экономики, связанных с водопользованием и водопотреблением. А появление Багаевского и Аксайского гидроузлов приведет к неизбежной подмене понятий. Вместо «реки для судоходства», Дон окончательно якобы превратится в канализированную водотранспортную систему.
«Основная задача сейчас — сохранить то, что имеется, а не строить гидроузлы. Надо пережить маловодный период. А когда воды станет больше, как это уже было, например, в середине XX-го века, природе будет легче самой восстановиться. Главное, ей не мешать, ведь у природы большой потенциал самовосстановления», - резюмирует Клим Григоренко.
Ранее RostovGazeta выясняла, почему в Ростовской области гибнут птицы и рыбы.