Posted 6 октября 2021, 10:06

Published 6 октября 2021, 10:06

Modified 18 сентября 2022, 14:14

Updated 18 сентября 2022, 14:14

Жженый пластик, ацетон и головная боль: кто и чем травит жителей Ростовской области

6 октября 2021, 10:06
Экологическую ситуацию в Ростовской области эксперты считают крайне негативной. Свою оценку они аргументируют тем, что на многих предприятиях отсутствуют необходимые системы обезвреживания производимых вредных отходов, не всегда соблюдаются нормы и правила утилизации.

Усугубляет ситуацию наличие в регионе сельскохозяйственных производств, которые в погоне за урожаем нарушают допустимые пределы вносимых удобрений. Под воздействием всех этих факторов страдает вся структура экологии региона. Так, уже много лет жители жилых комплексов в Советском районе Ростова мучаются от страшной головной боли, привкуса ацетона и жженого пластика во рту.

Что же происходит с экологией Ростова и области, почему от химических запахов страдают люди — выяснял корреспондент RostovGazeta.

Загрязнять и чистить

Ростовская область богата водными ресурсами. Последние 10 лет и экологи, и ученые бьют тревогу. По их словам, в регионе остро стоит вопрос культуры обращения с дарами природы.

«Есть такие объекты, как водосборные балки, склоны, в которых собирается снег. Тая, он по балкам попадает в ручьи и малые реки, а потом в Дон и его притоки. Тоже самое происходит и во время дождей. Недавно мы выезжали в северные районы Ростовской области и увидели, что практически все балки распаханы сельхозпроизводителями», — сообщает эколог Андрей Зайчиков.

Местные жители, которые понимают суть проблемы — возмущаются. Ведь проблема заключается в том, что влага должна накапливаться и потоком идти в реку. А в итоге сельскохозяйственной деятельности, она, с огромным количеством грязи из-за распашки склонов уходит в почву.

«Эта серьезная проблема ведет к обмелению рек. Ведь когда природные водосборники уничтожены, территория теряет 40-50% потенциальной влаги, которую можно получить при дождях и таянии снега. Экосистема создавалась тысячелетиями, но за последние семь лет она приобрела масштабы катастрофы. И если в советские времена были реки, которые переплывали, сейчас их можно перепрыгнуть с разбегу, — говорит эколог. - Странно, что власти тратят миллионы рублей на очистку рек, и при этом не контролируют загрязненные объемы стоков».

В угоду сельскому хозяйству

Нарушения правил внесения гербицидов, пестицидов и удобрений в процессе земледелия оказывает влияние и на атмосферный воздух.

«Например, чтобы сэкономить на солярке, аграрии после посева озимых не укатывают, не уплотняют землю. В итоге, верхний слой почвы не держится ничем. Во время сильного ветра, весь этот гумус с полей, с удобрениями и пестицидами, поднимается и разносится ветром. Вот и ухудшается качество воздуха, а мы этим дышим», — отмечает эколог Алексей Лебедев.

Страдают от сельскохозяйственной деятельности и территории особо охраняемых зон.

«Главы поселений даже не знают, где начинается и где заканчивается природоохранная зона. Это большая проблема, потому что в сельских территориях сложилась практика, что зоны, которые не распаханы, задействуют под выпас скота. В результате происходит тихий ужас. Пасущийся скот затаптывает птенцов, занесенных в международную Красную книгу», — говорит Лебедев.

По его словам, в Ростовской области уже не осталось самой крупной летающей птицы в мире — Дрофы, а также Стрепета, занесенных в международную Красную книгу. Под угрозой исчезновения оказались редкие уникальные растения, в числе которых тюльпан Биберштейна, василек Донецкий, Астрагал Донской, Карагана скифская.

«Из-за какого-то одного цветочка в той же Европе или Америке создают огромные охранные зоны. А у нас их используют под выпас скота, под сенокосы и под распашку. Ситуация очень плачевная», — убежден Алексей Лебедев.

Физика или химия?

Помимо сельскохозяйственных предприятий, огромный вред экологии региона наносят отходы лакокрасочных и химических производств. По словам сотрудников компании «ЭкоРодина» проблема утилизации химии и щелочи в регионе стоит очень остро.

«Даже организации, которые имеют лицензии на обезвреживание и размещение таких отходов, часто не принимают их», — отмечает руководитель компании Оксана Ганоцкая.

Экологи уверенны: за предприятиями, которые производят лакокрасочную продукцию, необходим строгий контроль. И хотя многие руководители публично убеждают, что подошли к своему бизнесу с высокой долей социальной ответственности, организовав безотходное производство, на самом деле это не так. Эксперты подчеркивают, что при лакокрасочном производстве образуется до 10% прямых отходов. Эти отходы — химические. Поэтому вопрос их утилизации должен стоять на особом контроле.

Экологи вспоминают случай, как два года назад в Кумженской роще были обнаружены канистры с отходами химпроизводства.

«Мы выезжали на место и пришли в ужас. Химикаты были настолько серьезными, что при попадании в воздух, могли вызывать приступы удушья и сильные аллергические реакции. Их оперативно отвезли в Комбинат благоустройства Железнодорожного района, где они какое-то время стояли вдоль стены. Но какой была их дальнейшая судьба — не известно», — рассказывает Андрей Зайчиков.

Тем не менее эта ситуация получила широкий резонанс в СМИ. На место свалки лично приезжал глава Советского района, вызывали МЧС. По рассказам очевидца событий, сотрудники МЧС в неофициальной беседе пояснили, что специализированного участка для утилизации химических отходов, в регионе нет.

Нарушителей штрафуют

«Вопрос загрязнения атмосферного воздуха предприятиями, осуществляющими деятельность, в том числе и вблизи жилой застройки, актуален для урбанизированных территорий Ростовской области. Интенсивная жилая застройка, в том числе и прилегающих к ранее размещенным и осуществляющим деятельность промышленным предприятиям, приводит к многочисленным обращениям граждан в отраслевые министерства, службы и ведомства», — сообщили RostovGazeta в региональном Министерстве природных ресурсов и экологии.

По информации министерства, в результате проведенных проверок, впервые в Ростовской области за неэффективную работу очистного оборудования суд вынес решение о приостановке на 60 дней деятельности ИП Марушко, на 30 суток - ООО «ПК Арай». За нарушения в области охраны атмосферного воздуха оштрафовано предприятие ООО «Меридиан» в Зверево. Превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферный воздух выявлено в деятельности «Миллеровского ДРСУ». Рассмотрен вопрос присутствия химических выбросов от полигона ТБО и очистных сооружений Аксая в пос. Ковалевка в жилой зоне ЖК «Платовский». Виновные в нарушениях понесли административное наказание в виде штрафа.

Также, привлечены к ответственности ООО РУПК «Сонтажспецстрой» и ООО Ростовский Пивзавод «Солнечный». Сейчас, по согласованию с прокуратурой региона, Минприроды проводит внеплановую проверку на предмет соблюдения природоохранного законодательства компанией «Спецстрой», расположенной вблизи ТЭЦ-2.

По следам преступления

В большинстве случаев, выявлять выброс и сброс загрязняющих веществ помогают сами жители. Помимо профильных министерств и ведомств, с проблемой они обращаются и к экологам общественной организации. Так, по жалобам тружеников села Пешково на сильную вонь, исходящую от предприятия по переработке биоотходов, экологи совершили рейды в Азовский район. Сегодня деятельность загрязняющего окружающую среду предприятия приостановлена, сюда пришел новый собственник, который обещает провести глобальную модернизацию существующих мощностей.

Огромную свалку боя керамической плитки, площадью больше одного гектара, экологи обнаружили в лесополосе Октябрьского сельского района на границе с городом Шахты.

«Все понимают, что в районе Шахт действует одно предприятие по производству плитки. И хотя оно декларирует безотходное производство, по объемам свалки очевидно, что никто, даже после масштабного ремонта, не мог бы оставить бой плитки в таких объемах», — убежден Андрей Зайчиков.

В конце сентября экологи выехали на карьер ростовской строительной компании «Комстрой». Накануне им поступила жалоба, что на карьере при подъезде к хутору Костиков в Октябрьском сельском районе, вырывают глубокие ямы и сбрасывают туда вредные отходы производства.

«Когда после нашего заявления представители профильных ведомств провели оперативную съемку, было обнаружено большое количество отходов резинового производства и бытового мусора, которые присыпали в ямах. Понятно, что за две недели, пока прошли все процедуры и состоялся комплексный выезд специалистов профильных ведомств, ямы уже заровняли, и большое число найденных нами ранее шин уже не нашли», — говорит Андрей Зайчиков.

Ацетон во рту

В сложной ситуации оказались собственники квартир в ЖК «Изумрудный» и ЖК «Западная резиденция» в новом микрорайоне Левенцовки в Ростове.

«Как только мы переехали в новое жилье, обратили внимание на отвратительный химический запах, от которого болит голова, саднит слизистая горла и носа, а во рту появляется неприятный горько-сладкий привкус. Оказалось, все жители района уже многие годы сталкиваются с этой проблемой и безуспешно боролись с ней. Нас упорно убеждали, что вонь идет с полигона ТБО. Но это не так. Проведя множественные ночные наблюдения я пришел к выводу, что запах от полигона бывает, но от него не возникает головной боли, как и привкуса жженой пластмассы и ужасного ощущения ацетона во рту», — рассказывает местный житель Роман Колычев.

Понимая, что жить в таких условиях невозможно, местные жители провели собственное расследование.

«В очередной раз, когда был северо-восточный ветер и пошла химическая вонь, я сел в автомобиль и поехал в северо-западную промзону, где работает ряд предприятий. Любопытно, но ближе к полигону, в сторону Эмпилса, этого запаха не было. Самый его пик оказался в середине между первым и вторым цехом ткацкого предприятия „Меринос“. Я сделал предположение, что химическая вонь распространяется именно оттуда», — делится выводами Роман Колычев.

Он рассказывает, что в результате неоднократных жалоб местных жителей, сотрудники специализированных структур неоднократно брали пробы воздуха, но никаких вредных веществ не обнаруживали.

«Правда, сперва выяснилось, что пробы брали не на те вещества. А когда решили взять на другие вещества — вони уже не было, соответственно, снова ничего не нашли», — говорит местный житель.

Более того, по жалобам людей, из Москвы была направлена мобильная лаборатория, которая две недели отслеживала качество воздуха, и тоже ничего не обнаружила.

«И только когда у нас по району курсировала мобильная лаборатория, мы впервые могли спокойно спать, дыша обычным свежим воздухом. Но как только лаборатория уехала, невыносимая химическая вонь по ночам появилась снова», — вспоминает Колычев.

Нюансы производства

Страдающие от химического запаха жители нового микрорайона Левенцовский полагают, что источником может быть производство полипропиленовой нити на предприятии по производству ковров «Меринос». Однако в беседе с корреспондентом RostovGazeta директор по экономике АО «Меринос» Светлана Зимина опровергла этот факт.

«Нас обвиняют в том, что мы красим гранулы. Но это не так. Гранулы к нам поступают окрашенные, у нас их только расплавляют, и из этого ткут ковры. На предприятии регулярно проходят проверки Минприроды, экологов. Есть у нас и собственный производственно-экологический контроль. Мы абсолютно открыты. И для «изумрудовцев» [жителей ЖК «Изумрудный — прим. редакции] проводили экскурсии. И школьники регулярно приходят к нам, мы всем показываем наше производство. Запах идет не от нас. И более того, когда начинает вонять свалка, видимо что-то в нее добавляют, у нас на фабрике тоже дышать нечем. Но это свалочный запах мусора», — отмечает Светлана Зимина.

Любопытный факт

Казалось бы, расследование зашло в тупик. От химической вони страдает великое множество людей из различных жилых комплексов Советского района. По словам очевидцев, запах периодически «добивает» до границы с Железнодорожным районом Ростова. А источник «производства» вредной вони и головной боли горожан так и не обнаружен.

Тем не менее, местные жители, которые уже долгие годы в борьбе с отвратительным запахом ведут собственное расследование, выявили любопытный факт.

Код ОКПД 2 в сертификате соответствия АО «Меринос», указан 20.60.13.000, что соответствует ОКВЭД 20.60 (по мнению юристов, это деятельность первого класса опасности). А в ЕГРЮЛ АО «Меринос» указан ОКВЭД 13.10.5 (деятельность третьего класса опасности).

«В минприроды ссылаются на ОКВЭД „Мериноса“, указанный в ЕГРЮЛ для налоговой инспекции, согласно которому, это производство третьего класса опасности. Но в 2011 году на площади 19 тыс. квадратных метров на предприятии развернуто производство полипропиленовой нити, мощностью 750 тонн ниток в месяц. Это производство первого класса опасности, у которого санитарно-защитная зона должна быть не менее одного километра. А у нас до жилых домов всего 100-150 метров. Почему на столь недостаточную санитарно-защитную зону все закрывают глаза?» — недоумевает Роман Колычев.

Загадка Росприроднадзора

Он поясняет, что согласно ОКВЭД «Мериноса» в налоговой, надзор за предприятием третьего класса опасности осуществляет Минприроды Ростовской области.

«Как получается, что проводя проверки, Минприроды не замечает огромное производство полипропиленовой нити, не видит неправильно оформленную санитарно-защитную зону, не направляет информацию о необходимости изменить код ОКВЭД в налоговую инспекцию, и не передает этот объект первого класса опасности в надзор Росприроднадзора? В негласной беседе с представителями Росприроднадзора было сообщено об этой проблеме, но ответа, что они собираются с этим делать, пока не поступило. Почему Минприроды не видит очевидные нарушения, для них остается загадкой, — убежден Роман Колычев. — По моему мнению цех по производству полипропиленовой нити АО „Меринос“ находится на этой территории совершенно незаконно. Его деятельность должна быть организована в радиусе не менее километра от жилых домов».

Экологи отмечают, что многие предприниматели — производственники в регионе ошибочно считают, что если территория принадлежит им на праве собственности или долгосрочной аренды, то они могут делать на ней все, что угодно.

«По закону совсем не так. И, несмотря на то, что в собственности „Мериноса“ территория 20 гектар, все, что они делают, засоряя атмосферу — это отдельная уголовная ответственность за нанесение ущерба недрам и земле. Сегодня все, что связано с отходами производства регламентируется жесткими нормами», — отмечает Андрей Зайчиков.

В Минприроды Ростовской области подтвердили, что знают о проблемах жителей Левенцовки. К ним, на протяжении длительного времени от проживающих в районе северо-западной промзоны Ростова поступают жалобы на неблагоприятную экологическую обстановку, связанную с деятельностью АО «Меринос». В 2020 году за превышение предельно-допустимых концентраций одного загрязняющего вещества, «Меринос» был оштрафован и устранил выявленные нарушения. Но в сентябре 2021 года проверочные мероприятия прокуратуры Советского района Ростова установили в «Мериносе» превышение загрязнений атмосферного воздуха по одному веществу в пять раз. Сейчас материалы прокуратуры переданы в суд для принятия решения о приостановлении деятельности предприятия.

По информации министерства, на территории ткацкой фабрики также установлен розлив жидких бытовых отходов на почву из смотрового колодца канализационной сети.

«Отобраны пробы отхода и загрязненной почвы, определен класс опасности отходов. Министерством рассчитан ущерб, причиненный почве, как объекту окружающей среды, и направлен в прокуратуру Советского района Ростова для принятия мер», — говорится в официальном сообщении Минприроды РО.

Подпишитесь