Напомним, что вчера, пострадал от пожара нежилой дом Билибина, расположенный в центре Ростова, на Московской,41.
«Это уже давно отселенный дом, и мы тщетно пытались включить его в список объектов культурного наследия. Но наши чиновники отказали под предлогом того, что дом Билибина не очень известен. Хотя по сути, место, где он расположен — знаковое. Здесь проходит весь транспорт, во дворе дома интересное пространство, есть еще место одноэтажной застройки, где ранее был дом священника Ильи», — отмечает Александр Кожин.
Он добавляет, что нашелся и инвестор, который хотел спасти дом Билибина, и, действительно, потянул бы реставрационные работы. Но инвестор тоже получил отказ, что, по словам экспертов, говорит лишь о том, какое сейчас сформировано отношение к сохранению памятников старины.
«Представители малого или среднего бизнеса, реставрацию такого дома могут потянуть. Но если на этом месте появится строительное пятно, где можно будет возвести 10-и этажное здание — это уже совсем иные траты и другие перспективы», — говорит Александр Кожин.
Однако и наличие статуса ОКН, по мнению спикера, не спасло бы дом Билибина от возгорания.
«Когда здание плохо законсервировано, в нем появляются люди, которым негде жить. Они разводят в доме костерок для обогрева, который переходит в полноценный пожар, приводящий к утрате объекта. Брошенные дома, куда есть доступ людей, всегда находятся под угрозой. А потом на их месте появляется строительное пятно. И если здание не имеет статуса ОКН, земельный участок становится местом для будущей застройки, которая уже не повторит привычную этажность», — поясняет Кожин.
Собеседник уверен, для того, чтобы сохранить старый Ростов, нужны действенные меры. Те, которые обозначил Президент РФ еще в 2016 году — о защитных охранных зонах вокруг каждого памятника.
«Но когда защитные зоны подменяются локальными, которые фактически идут только по тротуару и проезжей части, любое историческое здание сохраняется только в этих местах. А то, что находится слева, справа или сзади от него попадает в зону регулируемой застройки. Эти вопросы я озвучивал и на последнем заседании в администрации города по парку Горького, и позавчера на Пленуме центрального Совета, который прошел в онлайн режиме», — резюмирует Александр Кожин.