В числе очевидных минусов Болонской системы ростовский профессор называет снижение комплекса теоретических дисциплин на этапе бакалавриата. Это привело к тому, что буквально через пару лет после выхода из вуза, навыки студента быстро устаревают из-за переменчивой конъектуры и рынка труда. С одной стороны, наличие бакалавриата и магистратуры дало прекрасную возможность для быстрой смены профессии. Но по факту даже работодатели поняли, что подготовка в магистратуре велась совсем с иным уровнем дисциплин.
«Очные магистранты то ходят на лекции, то нет, что уже говорить о заочных. Студенты получают лишь корочку об образовании, а знания — через раз. Хотя все, конечно же, зависит от личных целей магистранта, и постановки обучения в том или ином вузе, на кафедре», — отмечает эксперт.
По мнению спикера, Болонская система образования не закладывает человеку основу для самосовершенствования в течение всей жизни. В качестве примера профессор приводит девяностые годы.
«Тогда многие инженеры, физики, технари уходили в бизнес, который строился далеко не на основе „купи-продай“. Новые условия предпринимательской деятельности требовали системных усилий, понимания всех процессов. И люди, получившие советское качественное образование, спокойно понимали экономику, схватывали бухучет. А все потому, что была высокая подготовка по дисциплинам, которые развивали интеллект. Это и помогало человеку быстро перепрофилироваться в новых условиях экономики, — объясняет Морозова. — Например, мой знакомый, который в советские отучился в ДГТУ на факультете приборостроения, с 25-лет стал серьезно заниматься ценными бумагами. Он три года в вузе изучал высшую математику. При этом, он говорил, что даже таких глубоких знаний не хватало. Но не для того, чтобы считать эти ценные бумаги, а для аналитической работы — понимания сути процессов, развития комбинаторного мышления».
И хотя, по мнению экспертов, Болонская система исчерпала себя, остается еще один не менее важный вопрос — что придет на смену?
«Перенимая какой-то опыт, мы, как показывает история, используем его не целиком, а фрагментами. В частности, преподаватели европейских стран в Болонской системе имеют нагрузку 350 часов в год. А у нас — 850 часов в год. Помимо этого оплата часов настолько низкая, что преподаватели предпочитают работать на полторы ставки», — сообщает Ольга Морозова.
Ранее RostovGazeta сообщала, что общественники ратуют за отказ от бакалавриата в системе высшего образования.