Братское кладбище – это одно из самых мистических мест Ростова. С ним связывают и расцвет ростовского сатанизма, и слухи о холере. Последнее вовсе не случайно, поскольку само кладбище появилось в годы свирепствования холеры в начале 19 века. Точная дата основания некрополя неизвестна. Изначально на кладбище, которое так и называлось «Холерным» хоронили только бедняков, причем в братских могилах. Позднее оно было переименовано в Братское и только в 1982 год стало городским. Быстрые темпы городской застройки переместили кладбище с окраины Ростова практически в самый центр.
С конца 19 века Братское кладбище стало местом захоронения именитых горожан. Гуляя по аллеям на многих надгробиях можно заметить указания профессии почившего: артисты, инженеры, ученые, врачи имели особый статус в девятнадцатом столетии, это отмечалось посмертно. Состояние многих памятников оставляет желать лучшего. Это и не удивительно. Большая часть могил относится к началу двадцатого века и следить за ними попросту уже некому. Забытыми оказались не только простые горожане, но и некогда вписавшие свои имена в историю Ростова люди.
Могила матроса находится совсем рядом с главными воротами кладбища. Но заметить ее в глубине квартала посреди других надгробий и зарослей не так-то просто.
Моряк родом из Пензенской области нашел упокоение в ростовской земле будучи уже в возрасте – Капленкову было 74 года. Он рано стал сиротой, воспитанием мальчика занимался родной дядя. Всю жизнь с 21 года Иван Капленков прослужил на крейсере «Варяг», куда был призван по долгу царской службы. Вместе со своей командой матрос участвовал в сражении с японской эскадрой в корейском порту Чемульпо в ночь с 26 на 27 января 1904 года. Бой был проигран и корабль по решению команды затопили, чтобы он не достался врагу. Иван Капленков вместе с остальными был эвакуирован на борт французского крейсера «Паскаля».
Некоторое время после службы в царской флотилии Капленков жил в Порт-Саиде. Позже всех «варяжцев» торжественно встретили на родине. Император Николай II лично вручил Капленкову Георгиевский крест IV степени, благодарственную грамоту, именные часы и сервиз, а также назначил пожизненное денежное содержание.
В Ростов моряк переехал уже после демобилизации. Здесь он женился и вырастил двух дочерей. При советской власти Капленков работал служащим в объединении «Швейтриксоюз». Однако в 1931 году его подвергли административной высылке на 3 года. Последний матрос «Варяга» вернулся из нее в Ростов и позже встретил здесь Великую Отечественную войну, немецкую оккупацию и Победу.
После войны Капленков проводил встречи со школьниками и студентами, встречался с автором романа «Порт-Артур» Александром Степановым. Смерть настигла моряка в 1954 году. Первый памятник на могиле Капленкова простоял без малого 49 лет. Его заменили новым в 2003 году, в качестве жеста памяти 100-летию с начала русско-японсокой войны. К изголовью памятники прикрепили тяжелую якорную цепь, а сам якорь положили у его подножия.
Могила Демюра расположена, пожалуй, в самом ухоженном уголке кладбища, рядом с храмом. На надгробии Григория Францевича указана профессия инженер. Такие уточнения норма для дореволюционных захоронений. Они передают дух эпохи, ведь в те годы род деятельности являлся своеобразным социальным маркером. Инженеры, врачи, преподаватели и другая светская элита были весьма почитаемыми гражданами. Однако Демюр был еще и драматургом. Из-под его пера вышли пьесы «Актриса», «Белая горячка» и другие.
С детства будущего писателя воспитывал француз-отец, который был ученым-ботаником. Повзрослев, Демюр сам начал зарабатывать себе на жизнь и стал анттрепрнёром – то есть частным театральным предпринимателем. В 1926-1927 он стал одним из организаторов зимнего сезона в городском театре Вятска в качестве заведующего художественной частью.
Первым спектаклем, который отыграли актеры стал «Озеро Люль». Пьесу Демюр написал в соавторстве с Николаем Маргаритовым. Ростовский драматург отпраздновал 40 летний юбилей своей театральной деятельности в 1926 году. Администрация вятского театра отправила тройку на квартиру Демюра в половине шестого вечера. В этой тройке сидели старейшие представители театральной труппы. Григория Демюра прокатили вместе с ними по городу и наконец доставили в театр. Там его уже ждал весь актерский состав, драматургу провели экскурсию по вятскому закулисью. В завершении вечера поставили легендарную шекспировскую пьесу «Король Лир».
Позже члены Вятского Губрабиса походатайствовали перед ЦК Рабис, чтобы Демюру присвоили звание Заслуженного артиста республики.
В западных кварталах посреди ничем непримечательных могил установлен покосившийся от времени обелиск ростовскому ученому Дмитрию Ивановскому.
Его называют «отцом вирусологии». Ивановский родился в Петербургской губернии в 1864 году. Там же окончил гимназию, а впоследствии и физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, после которого Ивановского приставили к кафедре ботаники. Естественные науки завладели ученым и в 1895 году он защитил магистерскую диссертацию. А затем стал преподавать в Варшавском университете, который эвакуируют в Ростов в 1915 году. На его базе впоследствии основали знакомый всем ростовчанам Южный Федеральный университет. Имя первого вирусолога сейчас носит Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ. Когда университет переезжал из Варшавы в Ростов, лабораторию ученого эвакуировать не удалось. Вирусологу пришлось начинать все с нуля на новом месте.
Дмитрий Ивановский изучал распространение рябухи на Украине и в Молдавии, мозаичную болезнь. О них он написал статью «О двух болезнях табака», где предположил, что недуг у растений вызывают болезнетворные организмы. Это исследование стало отправной точкой в существовании науки вирусологии. Разглядеть вирусы, открытые Ивановским, учёным удалось лишь в 1939 году в электронный микроскоп. В честь ученого скоплениям вирусов даже дали особое название «кристаллы Ивановского», потому что он первым увидел и зарисовал это явление.
Подлинной могилы вирусолога не сохранилось – он был захоронен на ныне несуществующем Новопоселенском кладбище в Ростове, которое снесли в 30-е годы. Чтобы сохранить память об ученом, новый памятник установили на Братском кладбище.
Эту могилу отыскать нелегко. Она расположена в восточной части кладбища и хоть светлый памятник стоит у самого края аллеи, его прикрывают ветви кустов. Так что чтобы прочитать надпись на могильных плитах их приходится отодвигать.
Настоящее имя знаменитого ростовского певца – Вениамин Пешкес. Он родился в бедной многодетной семье ростовских евреев Гершко и Хая-Сарры Пешкес в 1891 году. С детства Вениамин работал в нескольких местах: театральным статистом и актером одновременно. Профессиональным артистом он стал к 21 году, выступал в Нахичеванском театре в Ростове. В театры крупных российских городов его стали приглашать после Октябрьской революции.
После долгих странствий по сценам Борис Бенский вернулся в Ростов в 1932 году и до конца жизни работал актером и режиссером в Ростовском театре музыкальной комедии. Современным ростовчанам он известен как музтеатр.
В годы Великой отечественной войны Бенский-Пешкес стал художественным руководителем театра. Он организовывал выступления в военных госпиталях и частях Красной армии.
Артист скончался в 1952 году. Двумя годами позже почила и его супруга Дина Черновская, которая была на 30 лет моложе мужа. Супруги похоронены вместе, подле почти полутораметрового надгробия Бориса Бенского стоит небольшой памятник Дине, почти весь скрытый зарослями.
Вероятно, донская земля богата на талантливых деятелей сценического искусства. И многие из них нашли последний приют на Братском кладбище в самом центре родного города. В западной части кладбища, в стороне от главных аллей покоится советский актер театра и режиссер Борис Леондор.
Годы жизни на надгробии артиста – 1894 – 1959. Леондор умер в 64 года, не дожив шести месяцев до юбилея.
Будущий артист появился на свет в еврейской семье. В Ростове он жил все детство, пока в студенческие годы не переехал в Харьков, где учился на юридическом факультете Харьковского университета. Свой театральный путь Леондор начал там же со сцены харьковского театра в труппе Николая Синельникова. Позднее он служил и в симферопольском театре, но в 1920 году был мобилизован в Красную армию. Однако побывать на военном поприще артисту не довелось. В армейском строю он продолжал служить искусству в должности заведующего труппой, главного режиссёра и актёра походного театра при 14-й кавалерийской дивизии Первой Конной армии. В 20-х годах Григорий Леондор руководил Таганрогским театром им. А. П. Чехова.
Вернувшись наконец в Ростов в 1932 году, он оседает актером в театре им. Максима Горького актером. Леондор даже работал некоторое время в должности главного режиссера и директора театра. Почти на 30 лет до конца своей жизни артист был предан театру М. Горького.
Похоронили Бориса Леондора в одном из самых старых кварталов Братского кладбища. Память о нем и многих других именитых ростовчанах спустя года, потускнела, как и могильная плита.