В издании напомнили, что последние годы жителей старательно запугивали призраком «лихих 90-х», утверждая, что любая дестабилизация обстановки приведет к возвращению этой эпохи бандитизма. И сейчас эта угроза, по мнению некоторых экспертов, может воплотиться в реальность из-за угрозы безработицы и стремительно беднеющего населения.
Больше других угрозы роста бандитизма опасаются жители небогатых регионов, так, например, эксперт из Ростовской областной коллегии адвокатов «Защита Ваших Прав» Андрей Руденко напомнил, что уровень жизни и уровень преступности всегда находились в тесной связи друг с другом.
«Когда происходит реальный рост цен, безработицы и фактической инфляции, всегда ответной реакцией со стороны общества является рост преступности», — объяснил эксперт, добавив, что это не является какой-то локальной проблемой. Руденко объяснил, что беднеющее общество любой страны способно в любой момент перейти из нормального состояния в криминогенное.
Тем временем Росстат сообщает, что реальные денежные доходы за прошедшие полгода просели на 1,9%, а жители все чаще беднеют и остаются без работы. Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина в недавнем времени объяснила, что официально низкая безработица в стране в настоящий момент связана с неполной занятостью сотрудников — часть из них либо не работают вовсе, либо находятся в вынужденных отпусках, что приводит к падению доходов и негативно влияет на общую экономическую обстановку, создавая риски для роста преступности.
Между тем эксперты утверждают, что возвращение 90-х в том виде, какими их запомнили, невозможно из-за технического прогресса и переоснащения полиции. Сейчас Россия занимает почетное третье место в мире по количеству камер видеонаблюдения, оборудованных системой распознавания лиц. На всей территории страны их более 15 миллионов, больше только Китае и США, где за нарушителями закона следят 200 и 50 миллионов камер соответственно.
Благодаря этому воскресить бандитизм 90-х в его аутентичном облике попросту невозможно. Однако генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что это не должно слишком вдохновлять население, поскольку рост краж и грабежей продолжит расти и имеет шанс стабилизироваться на достаточно высоком уровне.
Эксперты уверены, что бытовые преступления останутся в том же состоянии, как и были, однако ОПГ и профессиональные мошенники уже адаптировали свою работу под текущую действительность. Если в конце XX века работали запугивания и применение физической силы, то сейчас успешными преступлениями управляет интеллект.
«Если в 90-е преступность носила явно силовой бандитский характер, а в нулевых это были преступления, связанные в основном с коррупционной составляющей, то сейчас это можно охарактеризовать как „игры разума“ на нестыковках и лазейках в действующем законодательстве», — объяснила представитель «Деловой России» Екатерина Авдеева.
С ней согласился и эксперт из Адвокатского бюро «Аксилиум» Никита Безруков, который считает, что преступность покинула улицы, перейдя в кабинеты, где все спорные вопросы решаются за закрытыми дверями.
Обзвоны эффективнее ножа
Хотя мы и привыкли воспринимать преступления по грабежам и нападениям, в настоящее время стресс-звонки работают гораздо эффективнее, когда речь заходит об отъеме денег у населения.
В Генпрокуратуре за первые шесть месяцев 2022 года рассказали, что количество преступлений за это время снизилось, однако ущерб вырос более чем в 2,2 раза по сравнению с показателями за первое полугодие прошлого года, составив около 494 миллиардов рублей. При этом около половины ущерба пришлись на махинации и телефонное мошенничество.
Эксперт Никита Безруков объяснил, что телефонное мошенничество уже в течение многих лет входит в число самых распространенных преступлений, несмотря на то, что многие уже слышали о схемах звонков лжесотрудников банков, предупреждающих о мошенниках и заблокированных счетах, и лжесотрудников правоохранительных органов, сообщающих о ДТП, виновником которых стал родственник жертвы.
«Приёмы телефонного мошенничества, пожалуй, известны всем жителям России. Но от этого не становятся менее актуальными», — отметил Александр Михайлов, добавив, что популярность их будет только расти. По мнению эксперта, в периоды кризисов люди отличаются повышенной доверчивостью и плохо реагируют на повышение уровня стресса, из-за чего не могут критически мыслить и становятся жертвами мошенников.
Приграничные зоны, как новые центры преступности
Однако динамика роста количества экономических преступлений по стране неоднородна. Корреспондент портала «Новые известия» провела анализ, позволивший выяснить, что наибольший прирост преступлений фиксировали в Челябинской области, Еврейском АО и Амурской области. Прирост преступлений в соотношении с аналогичным периодом составил от 44 до 48,8%.
Также на шестом месте рейтинга оказалась и Ростовская область, на территории которой за первое полугодие совершили 1954 преступления экономической направленности. Прирост составил почти 38,4%.
Эксперт Андрей Руденко уверен, что в первую очередь на это влияет «кабинетная» преступность, обусловленная географией.
«Большинство лидеров „роста“ являются транзитными регионами, в которых традиционно часть экономической деятельности (легальной и не очень) завязана именно на внешние связи», — объяснил эксперт, напомнив, что это дает широкие возможности для контрабанды, незаконного возмещения НДС, лже-импорта с экспортом, а также создания «бумажных компаний», которые фиктивно являются посредниками в поставках грузов. По мнению Руденко, разрыв существующих логистических цепочек способен привести к росту числа указанных ранее преступлений.
Голая статистика
Новые риски, по мнению экспертов, создает и миграция. На днях глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что ведомство зафиксировало рост преступлений, совершённых мигрантами. Часть из них также пытались распространять экстремистские идеи и настроения. А общее количество преступлений, совершенных иностранными гражданами за первое полугодие, превысило отметку в 21 тысячу правонарушений.
Однако абсолютным лидером в списке преступлений стал экстремизм. В первой половине года прирост составил 28,5% — 775 преступлений, однако эксперты связывают это в том числе с изменением законодательства.
Например, Андрей Руденко считает, что виной прироста стал подход судебной системы к оценке экстремизма. Раньше экстремистами могли назвать людей, совершающих действия конкретной направленности, а сейчас блогера, который дает «неправильную» оценку происходящему.
«Отсутствие консолидации общественного мнения относительно целей и задач СВО порождает разницу во мнениях, однако мнение тех, кто СВО не поддерживает, преследуется в рамках административного и уголовного законодательства», — объяснил криминализацию действий граждан и рост числа дел об экстремизме Никита Безруков.
Вопросы терроризма
Еще одной важной проблемой текущей действительности является терроризм, количество таких преступлений в первом полугодии 2022 года выросло на 4,8% до более чем 1,3 тысячи случаев.
В десятку регионов-лидеров террористической преступности Ростовская область не вошла, однако вошли ее ближайшие соседи — Краснодарский край и Республика Крым, занявшие седьмое и девятое места в рейтинге с приростами 72%(43 случая) и 36,3%(30 случаев).
По мнению Андрея Руденко, всему виной вновь стала география. В качестве примера эксперт привел Карелию, где после начала спецоперации на Украине финские политики начали призывать правительство заявить права на этот регион, что усилило напряженность в приграничной зоне.
«На фоне этого ФСБ России обычно начинает работать в несколько раз усерднее, поскольку, повторюсь, речь идет о фактической границе РФ», — напомнил Руденко.
А Никита Безруков пояснил, что в число террористических преступлений входят не только подрывы, но и ложные сообщения о минировании, которые дестабилизируют социальную обстановку и прекращают работу важных социальных учреждений.
«В Волгограде, например, стабильно в четверг минируются суды, администрации, торговые центры и прочее. После проверки наличия взрывных устройств возбуждается уголовное дело по статье 207 УК РФ», — рассказал эксперт.
Сейчас эксперты прогнозируют, что возвращения 90-х не будет, однако число телефонных мошенничеств и возбуждение дел об экстремизме из-за неосторожного слова может оказаться для населения большей угрозой, чем неприкрытый бандитизм конца XX века.
Ранее огласили приговоры банде бывших полицейских, промышлявших разбоем в Калмыкии и Ростовской области.