Posted 7 сентября 2022, 03:01

Published 7 сентября 2022, 03:01

Modified 18 сентября 2022, 15:23

Updated 18 сентября 2022, 15:23

«Большой террор»: как в Ростове и Нахичевани-на-Дону репрессировали священников

7 сентября 2022, 03:01
Тридцатые годы минувшего столетия вошли в нашу историю как годы «большого террора». Историки спорят до сих пор, что послужило причиной таких страшных репрессий, когда расстреливали тысячи невинных людей. Об этой сложной теме — штатный краевед RostovGazeta Георгий Багдыков.

В те годы репрессировали не только партийных деятелей и политических оппонентов Сталина. Арестам подвергались и простые граждане, и бывшие дворяне, и бывшие белые офицеры, священники.

На заре советской власти официальной религией стал не просто атеизм, а воинствующее безбожие. То есть считалось, что религию из нашего общества надо выкорчевать в буквальном смысле огнем и мечом. Церкви взрывали, священников репрессировали.

В Ростове и Нахичевани-на-Дону в те годы арестовали почти каждого священнослужителя. К счастью, не всех расстреливали. Но многие из них так и не дожили до лучших дней. Арестовывали и допрашивали даже тех, кого в народе почитали как святых.

Святой Иоанн Домовский

Протоиерея Иоанна Домовского еще при жизни почитали как святого. Отец Иоанн преподавал Закон Божий до 1918 года в Нахичеванской Екатерининской женской гимназии. Но основной его деятельностью было служение в храме. Он был настоятелем русского православного храма во имя Александра Невского в Нахичевани-на-Дону.

Рассказывают, что батюшка был прозорливым, то есть мог предвидеть будущее. Когда отец Иоанн был вынужден покинуть Александро-Невский храм, то служил у себя дома. Естественно, все это вызывало недовольство руководителей ЧК, и отца Иоанна вызвали на допрос.

На допросе священник сказал следователю, чтобы он срочно шел домой, иначе его семья погибнет. Следователь поверил священнику и бросился домой. Прибежав к своему дому, он увидел его в огне. Буквально в последнюю минуту до обрушения крыши он успел вынести из огня жену и детей.

По воспоминаниям современников, отец Иоанн заранее знал о своей кончине. Он умер своей смертью. Но, к несчастью, многие священники в тот период времени были репрессированы и расстреляны.

Судьба Минаса Хумашьяна

Нахичеванский священник Минас Хачатурович Хумашьян был летописцем церковной жизни Нахичевани. Он описал историю Успенской церкви, пользуясь исключительно документальными источниками, хранящимися в то время в нахичеванских церквях.

Как пишет известный ростовский историк, профессор Саркис Казаров в работе «Карательные органы Советской власти и армянское духовенство Нахичевано-Бессарабской епархии в 1920−1930-е гг.», священник Минас Хачатурович Хумашьян проживал в Нахичевани по адресу: 31-я линия, 3-а. Первый раз его арестовали сотрудники НКВД в 1930 году. Он провел целый год в ссылке в Архангельской области, в селе Пинеги. По воспоминаниям внучки Хумашьяна, Любови Ивановны Поповой, в первый же вечер по возвращении его из ссылки в их доме в Нахичевани собрались все нахичеванские священники. Тогда она впервые увидела своего деда в рясе священника с крестом на шее.

Кстати, у донских армян было принято, что если в роду были священники, то к фамилии добавляли приставку «Тер». И еще очень часто, когда армяне переводили свои фамилии на русский лад, то потомки священников становились Поповыми.

Повторно Хумашьян был арестован вместе с большинством армянских нахичеванских священников в 1938 году. На момент ареста ему было 77 лет!

По семейному преданию и свидетельствам очевидцев, когда за Минасом Хачатуровичем приехали сотрудники НКВД на печально известном «черном вороне» или, как тогда еще в народе называли эту машину, «воронке», старик не смог самостоятельно сесть в автомобиль. Домашние были вынуждены подставить ему под ноги скамейку. Минас Хумашьян предчувствовал, что больше не вернется домой. Он попрощался с родными навсегда.

Минасу Хумашьяну предъявили обвинения, которые вменялись органами в те годы всем нахичеванским священникам. Это контрреволюционная деятельность, организация терактов на территории Советского Союза, связь с армянскими националистами и дашнаками. Представители партии Дашнакцутюн, то есть дашнаки, были особо ненавистны большевикам. Это старая армянская партия социалистического толка, которая ставила своей задачей создание независимой Армении.

Решением тройки УНКВД от 21 июля 1938 года Минас Хачатурович Хумашьян был приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Приговор был приведен в исполнение. Реабилитировали нахичеванского священника только в годы перестройки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года Хумашьян был полностью реабилитирован.

В Ростове, в центре Нахичевани, необходимо установить хачкар (камень-крест) в память обо всех невинно убиенных священниках.

Георгий Багдыков

Подпишитесь