«Очищение»: нужна ли люстрация российских ТОП-менеджеров недружественных компаний

16 сентября 2022, 09:44
С началом СВО большинство жителей России определились, поддерживают ли они свою страну. Но остались те, кто предпочитает молчать и зарабатывать здесь деньги для недружественных стран. Должно ли общество потребовать от них ответа, на чьей они стороне - выяснил корреспондент RostovGazeta.

Врагу во благо

Начало спецоперации запустило в России процесс миграции. Несогласные с новой политической реальностью россияне покинули нашу страну. В то же время бывшие мигранты из России, не поддержавшие позицию Запада, вернулись на Родину. Однако в ТОП-менеджменте недружественных западных компаний, продолжающих работать в нашей стране, по-прежнему остаются люди, не высказавшие свою позицию. Они зарабатывают деньги, но работают во благо компаний с руководством за рубежом, платя налоги в бюджет недружественной страны.

В числе ярких примеров — ООО «Ашан», ООО «Леруа Мерлен Восток», филиалы которых расположены во многих регионах России. По данным информационной системы СПАРК, контрольный пакет акций этих фирм принадлежит французским компаниям.

А между тем, именно Франция пообещала вести с Россией «тотальную экономическую и финансовую войну», до тех пор, пока наша страна не вернется к «лучшим намерениям».

Таким образом, сами того не понимая, рядовые россияне финансируют обеспечение вражеских планов Франции. И помогает им в этом русский ТОП-менеджмент.

Пятая колонна

Эксперты сходятся во мнении, что очищение российского общества после спецоперации очевидно началось в области культуры и искусства. Выступившие с критикой СВО звезды шоу-бизнеса уехали за границу, после чего, их отключили от российского бюджета.

Политологи уверены, что механизмы воздействия против двусмысленных высказываний должны работать по всем направлениям. И касаться не только публичных и влиятельных людей, но и ТОП-менеджеров недружественных западных компаний, продолжающих деятельность на территории России.

«Меня удивляет, что люди, которые двусмысленно высказываются о нашей стране, до сих пор занимают высокие должности и живут, как ни в чем не бывало. Причем нередко их высказывания носят не просто антироссийский, но и экстремистский характер, - отмечает политолог Александр Сухарь. - А ведь именно на это указывал наш президент, говоря о пятой колонне, которая ментально находится ближе к вражеским странам Запада».

«Любой сотрудник компании далеко не свободен в своих высказываниях. Он вынужден ориентироваться на позицию руководства, - разъясняет политик, публицист, депутат Госдумы Анатолий Вассерман. - Люди выполняют свои служебные обязанности. Насколько мне известно, как только распространение заведомо ложных сведений о наших вооруженных силах стало наказуемо, никто двусмысленных высказываний уже не делал».

Свои и чужие

Однако, несмотря на отсутствие двусмысленных высказываний, российское общество категорично. Сегодня оно требует конкретики и публичности во взглядах. Тихо пересидеть сложные времена, опасаясь люстрации, у россиян уже не получится.

«Люстрация — это наказания за те действия, которые в момент их совершения, были правомерными», - разъясняет Анатолий Вассерман.

Ряд экспертов считают, что ТОП-менеджеры являются ориентиром для рядовых сотрудников. И они обязаны сделать свой моральный выбор. Или выступить на стороне Франции, заявив о своей позиции, или осудить политику компании, подав в отставку. Но вместо этого, люди продолжают занимать свои должности, получают высокую зарплату, работая, по сути, на врага России.

В то же время на Западе, от всех приехавших из России публичных личностей, требуют открытого осуждения СВО. По словам экспертов, это служит неким маркером, отличающим людей на своих и чужих. Однако собеседники отмечают, что публичное выступление против СВО, вовсе не дает никаких гарантий российским гражданам за рубежом.

Пример тому - поступок редактора федерального канала Марии Овсянниковой, которая в прямом эфире осудила спецоперацию. Однако, уехав в Германию, Овсянникова не нашла там ожидаемой поддержки. Вместо этого в стране прошли массовые протесты против ее работы.

Поэтому и российское общество жаждет получить открытость и четкость во взглядах от всех ТОП-менеджеров недружественных западных компаний, продолживших работу в России. И, как считают эксперты, общество имеет право знать точку зрения руководящих лиц.

«Начало СВО стало импульсом постоянных запросов со стороны общественности для радикальных кадровых ротаций», - подчеркивает политолог Алим Батов.

Взять на карандаш

Эксперты сходятся во мнении, что все ТОП-менеджеры западных компаний в России обязаны публично выразить свое мнение по поводу специальной военной операции. И тем людям, которые поддерживают СВО — обеспечить возможность для трудоустройства на аналогичные должности в российские фирмы.

«Это достаточно серьезная проблема. Мы много говорим о политике импортозамещения, и, мне кажется, импортозамещение должно развивается по всем направлениям. В том числе и по кадрам. Надо создавать рабочие места, помогать с трудоустройством наших граждан из зарубежных в российские компании. У людей должен быть выбор», - делится мыслями Александр Сухарь.

Тех, кто не согласится выразить свою позицию, ряд экспертов предлагает условно взять на карандаш - считать осуждающими политику страны. Сделать их токсичными, чтобы в дальнейшем, эти люди не могли занимать высокие должности в России. В том числе в бюджетных организациях, или в компаниях, где контрольным пакетом акций владеет государство.

Отключение от бюджета

Собеседники подчеркивают, что люстрация в России никогда активно не применялась. Тем не менее, по убеждениям многих, наша страна имеет полное право на такую практику.

В качестве примера спикеры приводят Польшу, где в рамках люстрации было решено искоренить всю память о советских солдатах, освободивших страну от фашизма. Вспоминают процесс люстрации сторонников бывшего Президента США Дональда Трампа после победы Джо Байдена. А также последствия Евромайдана на Украине, когда люстрировали чиновников работавших с Виктором Януковичем.

 

Категоричные меры

Мнения опрошенных экспертов разделились. Одни считают, что люстрация в России не нужна. Другие уверены, что она завершит процесс очищения и консолидации общества. Третьи отмечают, что борьба с ТОП-менеджментом не принесет очевидные плоды, поскольку существующие компании все равно продолжат работу в России.

«Такие компании надо полностью лишить бюджетных договоров, участия в любых государственных контрактах, в получении субсидий и грантов. Не делать никаких послаблений по оплате налогов, проводить проверки. Все эти меры должны сохраняться до тех пор, пока в компании будут работать люди, не согласные с позицией России. Необходимо максимальное воздействие, чтобы недружественной фирме стало неуютно в рамках сложившейся российской экономической системы», - резюмирует политолог Антон Бредихин.

 

#Политика #Общество #Экономика #Эксклюзив #Дарья Демидова #Аналитика #Ростовская область
Подпишитесь