Согласно данным издания, только по итогам прошлого года рынок алкоголя вырос на 7,6%, и сейчас спрос на алкоголь в обществе продолжает расти. Так за восемь месяцев 2022 года продажи напитков с крепостью выше девяти градусов выросли более чем на 8,4% — до 723,5 миллиона литров. При этом продажи слабоалкогольной продукции с начала года «взлетели» на 66,6%, аналогичный рост пережила и реализация ликерных вин, показатели которой выросли вдвое.
Подобный спрос объясняют потребностью россиян бороться со стабильно сохраняющимся стрессом, а также привычкой запасать алкоголь перед продолжительными периодами праздников, вроде длинных новогодних выходных. Между тем даже спустя четыре месяца после старта программы параллельного импорта россияне не знают, что ожидает алкогольный рынок, и как санкции и прекращение поставок отразятся на ценах и ассортименте алкоголя.
В настоящий момент в России значительно сократились объемы импортной продукции. Так, например, Ассоциация компаний розничной торговли сообщила, что в России перестали получать поставки настоящего шампанского, объем поставляемого виски сократился на 70%, а объемы французского коньяка и пива уменьшились на 60%.
В текущей действительности хорошим решением остается параллельный импорт, допускающий поставки продукции без разрешения правообладателя. Однако легализация параллельного импорта пока остается полем для противоречий в экспертной среде и федеральном правительстве.
Например, председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев уверен, что легализация и использование параллельного импорта способно защитить рынок от контрафактного алкоголя, который станут производить чаще из-за сохраняющегося спроса у россиян. Особое беспокойство вызывает невозможность в короткие сроки наладить российское производство крепкого алкоголя из-за отсутствия доступа к сырью, технологиям и проблем с логистикой.
«Существует риск, что при недоступности привычных брендов в легальной рознице, потребители начнут искать их в „теневых“ каналах», — прокомментировал ситуацию на алкогольном рынке Игорь Караваев.
Тем временем директор по развитию компании-импортера LADOGA Дмитрий Исаченков уверен, что в России уже появились достойные альтернативы любимым напиткам граждан. Эксперт подтверждает, что производители вин Шампани, французский коньяк и шотландский виски действительно ушли с российского рынка, однако освободившуюся нишу поспешили занять их конкуренты — производители алкогольных напитков в пограничных категориях.
«В той же Франции можно обратиться к креману и бланкету, в Испании — к каве, а в Австрии — к зекту. Все они сделаны по той же технологии, что и вина Шампани, но в других винодельческих регионах и являются более доступными по цене», — рассказал Исаченков, уверенный, что импорт настоящего Шампанского не прекратится полностью, несмотря на действующие санкции.
Дмитрий Исанчеков рассказал, что LADOGA заключила контракты с новыми поставщиками и планирует ввезти в Россию 80 тысяч бутылок вина до конца года. Это в четыре раза больше, чем компания ввозила в 2021 году, и это только их результат.
«Да, доля брендов, покинувших рынок — это примерно 50% всей Шампани в России, но не 100%», — сообщил эксперт, добавив, что они также увеличат импорт коньяка в четыре раза по сравнению с показателями прошлого года.
Тем временем эксперты говорят и о рисках, которые могут возникнуть в случае, если проблему с дефицитом иностранных алкогольных напитков начнут решать исключительно параллельным импортом.
В первом полугодии 2022 года специалисты Научно-исследовательского финансового института при Минфине РФ выяснили, что контрафактный алкоголь занял пятую часть российского рынка. Так недобросовестные предприятия производят 16,4% винного контрафакта, 26,9% контрафактного пива, а среди вермутов и ароматизированых вин доля контрафакта составляет 38,6%, пока в категории сидра и медовухи из десятка бутылок 4,4 оказываются подделками.
Между тем эксперты не могут сойтись во мнении и относительно системы ЕГАИС, способной отслеживать контрафакт. Так сооснователь цифровой платформы для бизнеса Digital VED Анна Фомичева уверена, что применение системы ЕГАИС не защитит конечного потребителя от некачественной продукции, поскольку производители подделывают не только бренд, но и данные о товаре.
С ней не согласен эксперт Игорь Караваев, который уверен, что отсутствие легального импорта станет хорошей возможностью для роста «теневого» сектора рынка реализации алкоголя.
«ЕГАИС обеспечивает контроль передвижения продукции на всех этапах, начиная с момента ввоза, что дополнительно усиливает ответственность игроков рынка», — утверждает эксперт, уверенный, что параллельный импорт и использование ЕГАИС позволит решить текущие проблемы алкогольного рынка.
Кроме того остается открытым вопросом, как повлияет на российских производителей уход с рынка лидеров сферы. Россияне уже продемонстрировали высокий уровень лояльности маркам Hennessy, Моёt, Olmeca и многим другим производителям популярного и элитного алкоголя, и сложно предсказать — станут российские компании делать упор на производство аналогов или же будут ориентироваться на создание собственных уникальных напитков.
«Если наши производители будут пытаться копировать ушедшие модели и не вкладывать в создание уникальности своего продукта — ничего хорошего из этого не выйдет, если же перестроятся и будут создавать собственную линейку — это достаточно хорошая перспектива», — предположила эксперт Анна Фомичева.
Старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета «Синергия» Юлия Тулупникова же отмечает, что российские производители пока не способны обеспечить потребности своих покупателей в полной мере, например, проблемным остается производство текилы. Однако джин, виски и ром уже начали успешно разливать в России или импортировать из дружественных государств.
Между тем эксперты признают, что решения вопроса параллельного импорта алкоголя в ближайшее время достичь не удастся из-за существенных вопросов контроля за качеством, контрафактом, а также обсуждения вопроса по созданию единого оператора параллельного импорта алкоголя.
Ранее аналитики рассказали, кто стал достойной заменой иностранных производителей пармезана и хамона.