Posted 31 октября 2018,, 03:40

Published 31 октября 2018,, 03:40

Modified 17 сентября 2022,, 15:33

Updated 17 сентября 2022,, 15:33

ОСАГО 2.0 или какие нововведения ждут рынок автогражданки в 2019 году

31 октября 2018, 03:40
В июле 2018 года системе обязательного страхования автогражданской ответственности в России исполнилось 15 лет. И все это время тема ОСАГО вызывает множество вопросов, автовладельцы уверены в дороговизне страховки и недовольны выплатами, страховщики сетуют на высокую убыточность и строгое регулирование.

За полтора десятка лет было сломано немало копий в спорах о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему автогражданки более гибкой и удобной.

Скидка без срока давности

Пожалуй, одно из наиболее важных изменений в законе об ОСАГО касается применения, так называемого, коэффициента бонус-малус (КБМ), который позволяет аккуратным водителям получать скидку за езду без аварий. Виновникам ДТП приходится платить за полис дороже. Чем ниже коэффициент бонус-малус, тем дешевле обходится полис ОСАГО и наоборот.

Однако на сегодняшний день, если водитель в течение одного года не был вписан в полис ОСАГО, его КБМ "сгорает". В итоге законопослушные граждане вместо максимальной скидки, которая может достигать 50%, получают коэффициент, равный единице (начальный третий класс страхователя). Так же, как и те нарушители и заядлые автохамы, кто год поездил без полиса. То есть все автовлавладельцы попадают под одну гребенку.

"За 14 лет с момента получения прав я ни разу не становился виновником ДТП, старался ездить аккуратно и соблюдать ПДД, ответственно подходил к продлению полиса ОСАГО. В итоге мой КБМ достигал 0,55, а скидка при оформлении полиса - 45%. Но несколько лет назад мне пришлось расстаться со своим автомобилем, потребовались деньги на лечение. Купить новую машину мне удалось только через полтора года. И вот, когда я пришел в страховую компанию, выяснилось, что мой КБМ сгорел и теперь он равен 1, как и у тех водителей, которые только получили права", - сетует ростовчанин Василий Завгородний.

Это одна из самых частых жалоб автовладельцев. По словам директора департамента страхового рынка Банка России Филиппа Габунии, которые приводит издание 56orb.ru, свыше половины жалоб автовладельцев, поступающих регулятору, касаются применения коэффициента бонус-малус. "Причиной многих проблем является несовершенство самой системы. После внесения поправок в закон об ОСАГО, система КБМ станет более прозрачной. Сейчас КБМ действительно обнуляется, если в течение года водитель не был вписан ни в один полис. Это происходит и у тех, кто соблюдает правила дорожного движения и не допускает аварий, и у тех, кто не раз становился виновником ДТП, а потом год водил автомобиль по полису без ограничений", - пояснил Филипп Габуния.

Благодаря новой системе с 2019 года хитрые "аварийные" водители уже не смогут воспользоваться своими лазейками, а КБМ не будет обнуляться. Коэффициент будет присваивается персонально водителю с 1 января и не изменится на протяжении года. Сроки давности также будут отменены. И даже, если вы несколько лет не управляли автомобилем, коэффициент бонус-малус будет сохраняться.

Также поправки в закон позволят устранить еще один серьезный недочет, связанный с КБМ. Так, в настоящее время, если водитель вписан в несколько полисов на разные автомобили, происходит "задвоение" КБМ.

"Эти обидные для добросовестных автовладельцев огрехи мы намерены исправить в ходе первого этапа реформы, - отмечает Филипп Габуния. - Теперь у каждого водителя будет только один КБМ. При этом для водителей, имевшим несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший".

Под бдительным "оком"

Сейчас благодаря мерам, принятым регулятором и российскими властями, число жалоб на невозможность оформить полис ОСАГО и навязывание, например, страховки жизни или других дополнительных услуг, пошло на спад.

Тем не менее, к качеству предоставления услуги до сих пор остаются претензии. ЦБ намерен увеличить штрафы для страховых компаний, которые препятствуют покупке полисов ОСАГО. Более того, идет обсуждение о видео- и аудио-фиксации процесса оформления договоров автогражданки.

Также в настоящее время проходит обсуждение еще одной инициативы, которая также волнует страхователей. Она касается отмены учета износа деталей и запчастей в ходе расчета страховой выплаты за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. Сейчас расчет размера выплаты на ремонт машины происходит с учетом износа деталей.

Благодаря нововведениям, страховой выплаты будет хватать на ремонт. Но любителям легкой наживы тут рассчитывать не на что. Нельзя пустить свою старую "семерку" под самосвал и получить деньги, как за новый автомобиль. При полной гибели страховая компания будет возмещать его реальную стоимость.

Все равны

Касаются поправки и лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Так, в настоящее время жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля оценивается в четыре раза ниже, чем жизнь пассажиров маршрутного транспорта. Грубо говоря, если происходит ДТП с участием рейсового автобуса и обычного автомобиля, в которых погибли пассажиры, то родственники тех, кто воспользовался услугами общественного транспорта, получат по два миллиона рублей. А близкие пассажира обычного автомобиля - всего 500 тысяч. Изменения в законе позволят постепенно повысить и сравнять суммы, покрывающие защиту жизни здоровья.

Планируется, что в течение нескольких лет лимит выплаты по ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью будет подтянут до двух миллионов рублей.

"