Posted 2 апреля 2020, 07:16
Published 2 апреля 2020, 07:16
Modified 17 сентября 2022, 16:56
Updated 17 сентября 2022, 16:56
Кто нарушил в Ростовской области постановление Владимира Путина, какие убытки несет бизнес в регионе и куда следует обращаться работникам, если их заставляют увольняться в период «нерабочих дней», разбирались эксперты RostovGazeta.
От Mercedes до полей
Как только стало известно о «длинных оплачиваемых выходных», в редакцию RostovGazeta посыпались многочисленные жалобы от сотрудников всевозможных организаций. Люди рассказывают, что их заставляют работать, угрожают увольнением или просят уходить на больничный.
По словам Владимира Путина, указ не распространяется на работников: непрерывно действующих организаций, медицинских и аптечных организаций, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения, организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Официальный дилер Mercedes-Benz в Ростовской области «Панавто-Юг» никак не попадает в эти исключительные «пункты». Однако, по словам одного из сотрудников компании, работу свою они не прекратили.
«Всем сказали: „Кому не нравится, увольняйтесь, если закроемся — зарплату не получите, не выйдете на работу — будете уволены“. Терять работу неохота», — говорит мужчина на условиях анонимности.
В «Панавто» на улице Пойменная трудятся 12 человек: слесари, кладовщики, менеджеры.
«Число клиентов за эти дни не уменьшилось. Мы работаем с 08.00 до 20.00, получаем примерно 24 тысячи рублей. Все продолжают работать», — рассказывает ростовчанин.
На сайте компании, однако, говорится, что сотрудники ушли «на режим самоизоляции». Сотрудники «горячей линии» «Панавто» также заявили, что никто не работает, они закрыты для клиентов. Однако, связаться напрямую с руководством фирмы журналисту RostovGazeta так и не удалось, номер телефона дважды записали сотрудники центра, но звонка от директора не последовало.
Сам слесарь, который обратился в редакцию RostovGazeta, уволился на второй день работы после объявления «длинных выходных».
Еще одна жалоба поступила от сотрудницы агрофирмы «Новобатайская», которая утверждала, что директор предприятия грозится увольнением для тех, кто не выйдет на работу.
«Мы продолжаем работать. Автобус собирает каждый день по 50 человек, привозит на поля, где мы обрезаем деревья. А если кто-то заболел среди нас? Это же не обычный грипп, люди умирают, страшно», — говорит женщина.
После звонка журналиста RostovGazeta директору агрофирмы, который утверждал, что на полях никто не работает, рабочие были отправлены домой с сохранением заработной платы.
«Сразу после вашего звонка нам объявили, что работать будем со следующей недели. Нам надо „сидеть дома, без надобности никуда не выходить, ездить куда-то запрещено“. А зарплата будет сохраняться», — рассказала женщина.
Сотрудник завода по производству упаковочных материалов в Азове «Спектр-Пак» также был возмущен, что его заставляют работать в период «длинных каникул».
«Прошу вас провести проверки ООО «ТД «Спектр-Пак» в связи с невыполнением указа президента от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». Сотрудников грозятся уволить тех, кто не вышел на работу. Также организацией не приняты меры по установлению карантина», — обратился в редакцию мужчина.
Гендиректор «Спектр-Пак» Юлия Васильцова возмутилась нашему звонку и не ответила прямо на вопрос, продолжает ли работать завод или нет. Вместо этого она пригрозила СМИ штрафом в размере 500 тысяч рублей, если будет опубликована «недостоверная информация».
«Сейчас столько негатива пишут на предприятия, которые обеспечивают продуктами питания и всем необходимым наш русский народ. Но вместо поддержки предпринимателей, обливают нас грязью. Мы устали отбиваться от этого. Мы — предприниматели, которые дают рабочие места людям, сохраняют рабочие места. Вы нам звоните с каким-то негативом. Мы выполняем указ нашего правительства», — сказала Васильцова.
Также она засомневалась, что именно ее сотрудник обратился в СМИ с жалобой.
«Вы представляете, сколько людей сейчас потеряли деньги. Подруги мои, которые имеют турагентства, гостиницы, им сказали: „Распускайте людей и платите им заработные платы“. А вы говорите: „Какие же твари эти работодатели“. У людей должно быть добровольное желание — либо работаешь, либо не работаешь. Если ты не работаешь — сиди на карантине. Но после карантина, когда ты выйдешь на работу, неизвестно, будет работать завод или нет. Приезжайте и проверьте — работаем или нет», — сказала она.
По словам заместителя председателя «РОКА «Советник» Екатерина Водяник, завод «Спектр-Пак» может осуществлять свою деятельность, так как здесь производится пищевая пленка, необходимая для обеспечения населения продуктами.
«Согласно указу президента, к организациям, обеспечивающим население продуктами питания и товарами первой необходимости, следует также относить организации, осуществляющие производство продуктов питания и товаров первой необходимости, в том числе, выпускающие материалы, ингредиенты, сырье и комплектующие, необходимые для их производства. Думаю, что „Спектр-Пак“ может работать, так как они выпускают пищевую пленку, материалы, необходимые для обеспечения населения продуктами питания», — комментирует Водяник.
Есть также жалобы от сотрудников завода «Атоммаш» в Волгодонске, а также атомной электростанции и сеть салонов «Соколов». Все они говорят: «Нас отправили домой без сохранения заработной платы». Некоторым пришлось оформлять больничные листы.
Однако, страх потерять работу мешает людям открыто заявлять о своих правах. В указанных компаниях подтвердить или опровергнуть информацию о «бесплатных» выходных не удалось — на телефонные звонки никто не отвечает.
Лишь представитель компании «Соколов» ответил, что информация о сотрудниках, которым предложили «уйти домой» за свой счет на период коронавируса, «предоставляется только сотрудникам организации его руководителем».
Крах бизнеса
Конечно, бизнес сейчас в катастрофической ситуации, и принимаемые государством меры поддержки помогут не всем и не сразу, а платить работникам надо сейчас. Денег на это часто просто нет, поясняет адвокат Екатерина Водяник.
«Указом президента, постановлением правительства и постановлением губернатора Ростовской области определены перечни тех организаций, которые могут работать на законных основаниях. Все остальные обязаны закрыться, но по прямому указанию данных актов заработная плата на период с 30 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года должна быть сохранена. Принуждение к работе в условиях запрета, к написанию заявления об увольнении или заявления об отпуске „за свой счет“ незаконны, как и любая иная форма принуждения. Это всегда право работника, но не его обязанность», — комментирует Водяник.
Если работодатель в нарушение указа президента и постановления правительства не закрыл предприятие, или если ему разрешено работать, но с соблюдением ограничений, а он их не выполняет, то он может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства», ответственность по данной статье предусмотрена от предупреждения до штрафа в размере 100 тысяч рублей в зависимости от конкретного вида нарушения. По статье 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», штраф на юридических лиц от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности. По какому пути пойдет судебная практика, еще не ясно, не исключено, что привлекать будут по обеим статьям, усматривая разные факты нарушений.
«В случае, если в результате нарушений требований по охране труда причинен тяжкий вред здоровью (а не исключено, что заболевание коронавирусом судебно-медицинскими экспертами в последствии будет оценено именно таким образом), то предприниматель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ, наказание от одного года лишения свободы до лишения свободы сроком до пяти лет (в случае смерти двух и более лиц)», — говорит Водяник.
Также ответственность может наступить по статье «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» (236 УК РФ), если в результате таких действий произойдет массовое заболевание или отравление людей, или смерть человека. Наказание по этой статье на сегодняшний день — штраф от 80 тысяч рублей до ограничения свободы на срок до пяти лет.
«Кроме того, скорее всего в ближайшие дни будут приняты изменения по ужесточению санкций как по административной, так и по уголовной ответственности. Соответствующие проекты уже внесены на рассмотрение в Госдуму», — отмечает адвокат.
Вызов для выживания
Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи считает, что пандемии, кризисы и прочие вызовы приходят и уходят, а репутация предпринимателя остается.
«Формируется эта репутация именно в такие сложные моменты, важно как предприниматель, как собственник бизнеса действует в сложной ситуации, какую роль в системе ценностей компании отводит собственным сотрудникам. Многим попросту нечем платить уже сейчас, и непонятно откуда брать деньги, чтобы платить завтра. Сокращения в такой ситуации — неизбежный процесс. Если он неизбежен, то его необходимо производить максимально корректно по отношению к сотрудникам, не затягивая решение, если света в конце тоннеля не видно, а остатки финансовых ресурсов позволяют выплатить хоть какие-то подъемные тем, кто неизбежно будет уволен», — говорит Хуруджи.
Дело в том, что воспользоваться возможностью получать выплаты от государства бывший сотрудник может только имея статус безработного, добавляет спикер. В Москве это около 20 тысяч в месяц, в регионах суммы меньше, но в купе с полученной от работодателя денежной подушкой безопасности сотрудник сможет хоть как-то выжить со своей семьей в это непростое время.
«Важно учитывать и психологию взаимоотношений, как и кем будет сообщена информация, насколько велик шанс увольняемого вернуться обратно на предприятие после завершения кризиса, если предприятие выстоит. Не менее важно руководству предприятий и собственникам начать снижение издержек с себя, не провоцировать людей публикациями в соцсетях красивой жизнью, дорогими автомобилями, предметами роскоши, сейчас это воспринимается как пир во время чумы, в особенности больно тем, кто остается за бортом, а также контрагентам, кому не платит предприятие», — считает Хуруджи.
Новый вызов для бизнеса приучит людей к скромности, научит более открытому отношению со своими сотрудниками, выявит, кто настоящий и вообще многое расставит по местам, отмечает собеседник.
Состояние паники
Депутат Законодательного собрания Ростовской области Евгений Федяев жалеет предпринимателей, так как «они находятся в состоянии паники».
«Однако, когда по всеми миру бушует эпидемия, люди умирают тысячами, на первое место в голове любого здравого человека выходят жизнь и здоровье, а не деньги. Стоит понимать, что со стороны федеральных властей тоже стоят живые люди, а не роботы, которые в условиях экономического кризиса разрабатывают меры, и на это нужен не один час. И скорее всего, основные меры поддержки будут разработаны уже постфактум, когда эпидемия закончится, отталкиваясь от реальных потерь бизнеса, которые на сегодняшний день оценить затруднительно», — говорит Федяев.
Цель сейчас одна, признается депутат, остановить распространение вируса любой ценой. Предприниматели же, игнорирующие распоряжение правительства, по сути являются диверсантами, и по отношению к таким нужно предпринимать не административную ответственность, а уголовную.
«Только представьте, на заводе работает тысячу человек, которых не отправили на самоизоляцию. Один из них болен, и по требованию начальства пришел на работу, где заразил еще 100 человек, которые разбросают вирус по всему региону за считанные часы, что может привести к ряду смертей. И кто в них будет виноват? Однозначно, виноват начальник, вызвавший на работу больного, наплевав на рекомендации президента и правительства. Поэтому стоит понимать социальную ответственность бизнеса», — считает законодатель.
С другой стороны, налицо несостоятельность чиновников в плане контроля, добавляет он. По словам Федяева, многие предприятия отказались временно закрываться, а бары, ночные клубы и даже сексшопы в Ростове работали до утра.
«Точки продаж просто повесили табличку, что якобы работают в режиме выдачи заказов интернет-магазинов — буквально вчера знакомый таким образом купил смеси для кальяна, хотя данный товар к перечню первой необходимости точно не относится. Призываю региональный бизнес проявить социальную ответственность и не пользоваться беспомощностью властей. На кону сегодня человеческие жизни и здоровье жителей донского края, это самое важное», — говорит депутат.
Те, чьи права нарушены, кого заставили выйти на работу, взять больничный или уволиться в этот непростой период, следует обратиться в прокуратуру, инспекцию по труду и Роспотребнадзор. Оставить обращение можно, сидя дома, не нарушая режима самоизоляции, направив жалобы онлайн, воспользовавшись формами на официальных сайтах ведомств.
Выживи, если сможешь: кто обанкротится из-за коронавируса на Дону