Posted 3 апреля 2020,, 13:34

Published 3 апреля 2020,, 13:34

Modified 17 сентября 2022,, 16:56

Updated 17 сентября 2022,, 16:56

Спасать будет некого: почему в Ростовской области выбрали режим самоизоляции

3 апреля 2020, 13:34
В Ростовской области почти неделю действует обязательная самоизоляция граждан. При этом многие до сих пор путают, чем она отличается от карантина, и не понимают, почему не введен режим ЧС.

Некоторые это связывают с нежеланием государства брать на себя дополнительные расходы, чтобы обеспечить граждан, оказавшихся без средств. Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, в чем причины такого выбора и как отличаются между собой эти режимы.

Карантин vs самоизоляция

Ранее в соцсетях разлетелась информация о том, что слово «карантин» закреплено юридически, а «самоизоляция» — нет. «При карантине и ЧС государство объявляет форс-мажор, и все договора теряют силу, включая ипотечные. Гарантом исполнения обязательств становится государство, оно берет на себя издержки. При изоляции вы сидите дома без работы и денег, и сами отвечаете за свои финансовые риски», — сказано в сообщении. Корреспондент RostovGazeta решил выяснить, так ли это на самом деле.

Адвокат Рамиль Сефиханов пояснил, что при карантине нельзя выходить из дома и работать, даже в организациях, занимающихся жизнеобеспечением. «При самоизоляции люди могут выходить на работу, в ближайший магазин и так далее. До принятия законов о штрафах за нарушение самоизоляции разница была большой, потому что она проводилась в добровольном порядке. В принципе, с учетом принятия этих законов и поправок, карантин и самоизоляция становятся почти одинаковыми», — сообщил он.

Адвокат Алексей Мельдер отметил, что в рамках закона за нарушение режимов предусмотрена административная и уголовная ответственность. «Карантин — это режим, который предписан врачами заболевшему человеку или тому, у которого подозревают заболевание. Если он его нарушит, то к нему могут быть применены меры вплоть до уголовной ответственности, лишения свободы до пяти лет», — сообщил собеседник.

Он рассказал, что самоизоляция — это более мягкая мера, которую применяют ко всем гражданам. «За нарушение самоизоляции по состоянию на сегодня есть только небольшая административная ответственность, штраф от 500 рублей до тысячи. В дальнейшем, судя по заявлениям законодателей, она будет ужесточаться», — добавил он. (Размер штрафа увеличили от 15 тысяч до 40 тысяч рублей — RostovGazeta)

По его словам, разница между самоизоляцией и карантином в правовых последствиях. «Если будут нарушены карантинные меры, правоохранители установят, что человек сбежал и кого-то заразил, то он понесет уголовную ответственность. А если человек на самоизоляции не знал о болезни, и кого-то заразил, то для него не будет уголовной ответственности», — заключил адвокат.

По данным Мельдера, при нарушении контрактов и сейчас в ТПП могут выдавать справки об обстоятельствах непреодолимой силы, форс-мажоре. Кроме того, такие моменты часто прописываются в контрактах. «Но это не значит, что контракты нужно исполнять по своему желанию. Как только ситуация изменится, компания все равно должна поставить товар, оплатить аренду и так далее», — сообщил собеседник. Он пояснил, что это позволяет нарушить сроки выполнения договора без санкций.

Мельдер сообщил, что ипотечникам, скорее всего, дадут каникулы от выплат на пять-шесть месяцев. По его словам, государство должно регулировать отношения между физлицами и банками, так как льготы одним приведут к потерям других. Адвокат предположил, что ипотечников не бросят в непростой ситуации, так как это приведет к другим, более тяжелым последствиям, в том числе цепи банкротств. «Такого события никогда не было нигде, поэтому никто к нему не готов, нельзя за один день принять все необходимые меры», — заключил он.

А почему ситуация не чрезвычайная

По мнению политолога Александра Джадова, пока в большинстве регионов, включая Ростовскую область, нет существенных оснований для введения режима чрезвычайной ситуации (ЧС). Это прописано в законах и подзаконных актах. «Но я не исключаю, что в ближайшее время такое возможно. Пока принято решение ограничивается другими мерами, более щадящими», — пояснил собеседник.

Он рассказал, что введение режима ЧС — это также нагрузка на федеральный бюджет. «Это перевод экономик регионов на фактически военные рельсы, этот режим грозит нарушением гражданских прав самых разных субъектов, и экономических, и всех прочих. Поэтому на данный момент федеральное правительство оттягивает введение данного режима, насколько это возможно», — сообщил политолог. Он добавил, что его введение также скажется на психологическом состоянии населения.

Джадов добавил, что ЧС могут вводить в отдельных субъектах федерации, но для этого должны быть указания от федеральной власти.

Депутат Законодательного собрания Ростовской области, руководитель фракции ЛДПР Евгений Федяев рассказал, что режим самоизоляции предполагает меньшую ответственность для государства, поэтому его и ввели. По его словам, другие режимы потребовали бы от власти незамедлительных мер и финансовой помощи для предпринимателей и населения.

«Сейчас президент и некоторые региональные чиновники говорят о мерах поддержки. Но пока они примут решение, спасать будет некого», — считает Федяев. Он сообщил, что буквально две недели назад на одном из заседаний комитета по экономической политике в Заксобрании обсуждался вопрос о промышленной политике в Ростовской области. «По итогам заседания комитет всегда дает профильному министерству рекомендации со сроками. Тогда было поручено министерству промышленности и экономического развития разработать комплекс мер для помощи объектам среднего и малого предпринимательства до 1 сентября. До сентября просто разработать. Потом их надо будет предложить, обсудить, помусолить. Это просто смешно», — полагает Федяев.

Собеседник сообщил, что через месяц предпринимателей не останется в ресторанной сфере, туризме, фитнесе. Кроме этого, по его мнению, исчезнут предприниматели, которые торговали на рынках, в торговых центрах. Пока бизнесменам Ростовской области только дали отсрочку на выплату аренды за пользование государственным имуществом.

«У нас на каждом заседании депутатов городской думы приватизируют имущество. Все, что можно продать, уже продали. Если остались какие-то небольшие государственные и муниципальные помещения, которые можно сдать бизнесу в аренду, то этот бизнес максимально приближен к власти. Родственники, товарищи, любовники и любовницы чиновников. Весь нормальный бизнес сидит на аренде, которую устанавливает собственник», — рассказал Федяев.

По словам депутата, сейчас к нему поступают жалобы от субъектов малого бизнеса. «Например, предприниматели с рынка „Атлант“ говорят, что их выгнали, они не могут торговать. Но собственник рынка смеется в лицо и заставляет платить аренду. А там работают сотни предпринимателей», — сообщил собеседник. Федяев рассказал, что цены на аренду очень высокие: например, в ТЦ «Мега» магазинчик на 14 метров обходится в месяц в сто тысяч рублей. Он заключил, что малый и средний бизнес таким образом убили.

«Даже если не касаться мер поддержки предпринимателей, а обычных граждан. Тем, чей доход упал на 30%, можно обратиться в банки и те им предоставят каникулы или отсрочку. Давайте подумаем по факту. Во-первых, это право банка, он может отказать. Во-вторых, у нас много людей в Ростовской области получают официальную заработную плату, чтобы можно было понять, что доход упал на 30%?», — спросил депутат. Он добавил, что такую зарплату имеют только государственные и муниципальные служащие, но им выплаты не сократят, потому что уже заложены деньги в бюджет. «А рядовые граждане… Мне пишет многодетная мать. Ее муж работает в доставке воды, официальная зарплата — 2 890 рублей, он оформлен на четверть ставки. Неофициально — 35 тысяч рублей. На нерабочей неделе доставлять воду некому, супруга отправили в вынужденный отпуск и заплатили 2 890 рублей. Ему сохранили зарплату. Но как прожить семье? И он не сможет пойти со справкой в банк и подтвердить, что его доходы упали», — пояснил Федяев. По словам депутата, к нему приходят сотни сообщений в соцсетях о таких случаях, и он не знает, что отвечать людям. «Ведь даже те меры, которые были озвучены, в реальности не смогут быть применены. И если их примут на федеральном и региональном уровнях, воспользуются ими единицы», — заключил он.

"