Posted 6 февраля 2020, 15:01
Published 6 февраля 2020, 15:01
Modified 11 сентября 2022, 15:17
Updated 11 сентября 2022, 15:17
Налоги, ЖКХ, зарплаты
В церкви, как и в любой организации, существуют свои проблемы. Почти все опрошенные корреспондентами нашего издания служители церкви утверждают, что храму нужно платить налоги, услуги ЖКХ, а также заработные платы работникам. Пресс-секретарь ростовской епархии Игорь Петровский в беседе с журналистом RostovGazeta сравнил церкви с музыкальными кружками или клубами юных натуралистов, где члены платят взносы.
«Мы все наследники «недоразвитого» социализма и того периода, когда казалось, что все может быть бесплатно и доступно. Мы живем в мире, где за все нужно платить. Нужно платить любой организации, за помещение, за свет, за газ. В последнее время мы платим даже за питьевую воду. Не возникает же вопросов относительно взносов, когда становишься членом музыкального кружка, клуба юных натуралистов или группы по изучению творчества Акутагавы. Делаешь взносы и понимаешь, что это необходимое дело. Чтобы эта группа, клуб и кружок «жили», оплачивали помещение, зарплату сотрудникам, коммуналку. Но когда речь идёт о членстве в религиозной организации, - а Крещение, по формальным признакам, это вход в христианскую общину, - вдруг у некоторых граждан возникает вопрос «зачем тут платить»? Христиане собираются для богослужения в уютных помещениях, которые называются храмами. Здесь горит свет, есть отопление, поёт хор, моют полы, выбрасывают мусор, в общем, делают все для того, чтобы человеку было хорошо, красиво, уютно. Это что «откровение небес», что за это нужно платить? Или мы что, переступая порог храма, оказываемся в невесомости, в нематериальном мире, где не действуют законы земли, квитанции ЖКХ и здравый смысл? Где, мол, наша любимая «халява»? Мы пришли такие «великие» и «прекрасные», уже этим делаем одолжение церковникам, а они с нас деньги хотят еще... Такой подход — крайне глуп, циничен и безнравственен. Как правило, такое отношение проявляют не прихожане, не члены общины, такие вопросы возникают у людей, которые в церкви бывают крайне редко, а то и вовсе не бывают», - комментирует Петровский.
Вопросы о заработках церквей, по словам Петровского, задают те люди, которые таким вот причудливым образом снимают для себя вопросы духовной жизни.
«Логика этого самообмана не хитрая: «Если в церкви берут деньги, то никакой духовной жизни в церкви нет, верить им не надо и все, что они там говорят про духовную жизнь - все это чепуха, все это бизнес». Эти хитрые психологические модели, определенные игрища со своей совестью имеют место быть в случаях, когда некоторые «товарищи» возмущаются тем, почему в храме они должны оставлять жертву. Если не валять дурака, открыть глаза и включить мозги, мы легко поймем, что в любом храме есть сотрудники, есть социальные службы, есть воскресные школы, есть уборщицы, клирошане, охрана, педагоги, повара, свечницы, сёстры милосердия и проч. На что община должна жить, трудиться, развиваться? Более того, когда вы заходите под своды храма, вы же хотите, чтобы зимой тут было тепло, а летом прохладно, чтобы работали батареи или кондиционеры, чтобы батюшка служил исправно, а можно и два, а можно и дьякона для большей красоты богослужения. Странно, что у некоторых отключается логика и они полагают, что все это может существовать и функционировать бесплатно», - говорит он.
Служители церкви, утверждает Петровский, тоже люди, которые оплачивают коммуналку, платят все государственные налоги, «хотят что-то домой себе принести».
«Самое бессовестное во всей этой «страшилке про платные услуги» то, что таинство крещения и таинство венчания происходят один раз в жизни. Один раз в жизни ты жертвуешь что-то той общине, где собираешься приобщиться к церковному таинству. Ты же пользуешься всей этой красотой, которую люди создали и берегут для тебя: теплом, светом, написанными иконами, расписанными фресками, вся эта красота к твоим услугам… Человек переступает порог храма и задает вопрос: «а почему все это за деньги?» А потому, дорогой мой, за деньги, что все это надо содержать, все это часть материального мира. Все это требует каких-то затрат», - говорит Петровский.
В барах, ресторанах, спа-салонах и саунах, продолжает пресс-секретарь Главы Донской митрополии, «некоторые оставляют в тысячи раз больше денег, чем тот рубль», который приносят в приход один раз за всю свою жизнь».
«Никто не откажет, если вы проходите бесплатные огласительные курсы, как правило, двухдневные, и священник понимает, что вы готовы принять таинство крещения, но у вас элементарно нет денег, вам никто никогда не откажет. Даже наоборот. Такая сознательность будет радостью для любой общины. Вас примут с открытыми объятиями, не спросив даже жертву. Ибо жертва Богу - чистое сердце. А если вы идете просто «на халяву» - лукавя, что нет денег, то лучше с такими намерениями просто не переступать храм Божий и не врать Богу. Два главных таинства церкви - исповедь и причастие - всегда и везде бесплатны. А крещение или венчание - это единственная просьба за всю вашу жизнь со стороны общины поддержать их деятельность», - считает Петровский.
«Приходите, договоримся»
В церковной лавке Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, который в октябре освятил после реставрации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, есть «расценки» на все «услуги». В списке треб Кафедрального собора самое дорогое — венчание с хором.
«Крещение общее — тысячу рублей, индивидуальное — три тысячи рублей. Очереди особенной нет, чаще всего и получается индивидуальное. Венчание без хора — пять тысяч рублей, с хором — десять тысяч рублей», — говорит продавец лавки.
Если хотите «сэкономить», можно отправиться в Ростовскую область, в небольшой храм, где точно будет дешевле и крещение, и венчание, добавляет она.
«Бесплатно могут покрестить и у нас, если люди в тяжелом положении, беженцы и без средств к существованию. Батюшка не откажет. Или минимальную жертву какую-то, может быть, внести, либо найти сельского батюшку какого-то», — советует женщина.
Сотрудник храма Святого Благоверного князя Дмитрия Донского в разговоре о ценах и «скидках» на крещение и венчание сказал о том, что нужно индивидуально поговорить на эту тему.
«Навстречу пойдем, я посмотрю. Вы дайте мне подумать. Вы тоже подумайте, сколько сможете пожертвовать. Бесплатно… (замешкался) Нам же надо содержать все это дело, свет, газ. Нам бесплатно никто ничего не предоставляет, к сожалению. И сейчас очень тяжелые времена в финансовом плане. Сейчас же храмов „понастроили“, патриаршая программа „Храм в шаговой доступности“ и храмов очень много», — говорит он.
Храмов много, конкуренция, мало обрядов крещения и венчания, поэтому здесь готовы немного снизить цену. В целом, в этом храме цена на общее крещение составляет две тысячи рублей, индивидуальное — пять тысяч. Венчание с хором, так же, как и в Кафедральном соборе — десять тысяч рублей, без хора — семь тысяч рублей.
Господь учил
Мы обзвонили десятки храмов в Ростове, цены на таинства крещения и венчания оглашали везде и сразу, они примерно одинаковые.
Когда спрашиваем, кого бесплатно готовы батюшки крестить и венчать, нам отвечают — «нужно договариваться с батюшкой» или настоятелем. Если тяжелое, бедственное положение, либо ты — беженец из Украины, прав был пресс-секретарь ростовской епархии Игорь Петровский, батюшки не откажут. Просто нужно прийти и попросить об этом, рассказать обо всем чистосердечно.
Один лишь разговор со священнослужителями Ростова-на-Дону выбивается из контекста. Настоятель небольшого Храма Всех Святых, что находится на Халтуринском переулке, ответил сразу, что платить за таинство крещения и венчания не нужно.
«Крещение не может стоить, это Таинство Божье. Пожертвование должно быть пожертвованием. Кто сколько сможет и сколько захочет. Мы здесь не можем никаких цен назначать, ничего», — говорит настоятель Храма Всех Святых Алексей.
Отвечая на вопрос о «ценниках», которые устанавливаются в других церквях, Алексей вспомнил Патриарха Алексея.
«Я же не могу за них отвечать [храмы, где есть „цены“ за таинства]. Патриарх покойный Алексей говорит, что такого быть не должно. Я этому следую не потому, что Патриарх это сказал, а потому что Господь этому учил, Иисус Христос. Поэтому я этому и следую. Я много раз бесплатно крестил, венчал и отпевал», — сказал он.
Проклятия священника
В Аксае в храме Успения в июле прошлого года молодая семья решила покрестить своего полугодовалого сына. Елена [фамилию она отказалась называть] и ее супруг отправились заранее в небольшой храм, узнали расценки, и поняли, что на индивидуальные крестины, которые стоят пять тысяч рублей, денег у них нет. Поэтому на семейном совете решено было крестить ребенка вместе с другими малышами.
«Во время крестин священнику показалось, что наша крестная не повторяет за ним молитвы. Она просто тихо повторяла. Священник начал говорить в грубой форме: „Вы должны повторять за мной, иначе ваш ребенок будет болеть!“ Мы были в шоковом состоянии, он продолжал что-то бубнить, нести чушь какую-то. Мы не промолчали, это еще больше его вывело. Не знаю, связано ли это или нет, но на следующий день, когда мы вновь привели ребенка на причащение, ему дали вино, у малыша была сильнейшая аллергия, мы месяц после этого лечились», — рассказала Елена.
Также по словам женщины, ее сын во время крестин громко плакал, из-за этого ей пришлось брать мальчика на руки вместо крестной. Это тоже стало причиной конфликта со священником.
«В целом, очень неорганизованно было все. И впечатления остались от крестин — просто ужас», — делится она.
Последний громкий скандал, связанный со священником, произошел в Гатчине. Свидетели крестин сняли на видео жуткий процесс, когда священнослужитель насильно окунал малыша в купель, в которую он не помещался. Маме ребенка он вовсе сказал: «Кто ты тогда для ребенка? Зачем его крестить принесла?» Священника отстранили от служения после этого инцидента.
Церковь - НКО
Настоятель храма Царственных Страстотерпцев в поселке Красный Сад Азовского района отец Андрей Мнацаганов не разглашает доход своей церкви. Он крестит своих прихожан за пожертвование в 1,5 тысячи рублей, венчания в его храме бывают редко. О «заработке» своего прихода он говорить не хочет, единственное, о чем можно «написать» - это президентский грант в 500 тысяч рублей, который отец Андрей получил в прошлом году, на работу с молодежью. Официально в храме отца Мнацаганова работают три человека, об их заработной плате настоятель также не уполномочен говорить.
«Мы же НКО (некоммерческая организация) - отчитываемся перед Министерством юстиции: сколько внесено, сколько потрачено. По налоговой только на заработную плату сдаем отчеты: НДФЛ, налог на пенсионные… Если два миллиона [доход церкви, как некоммерческой организации] - будут проверки от Минюста, никто же этого не хочет. В конце года мы приходим «по нулям» - все что получили - тратим», - говорит Мнацаганов.
Читайте также: Священники Ростова не хотят покупать выставленное на торги церковные предметы. Росимущество Ростовской области выставило на торги четыре лота предметов церковного обихода, стоимость имущества составила 1,1 млн рублей. Из-за отсутствия заявок на участие начальную стоимость лотов снизили на 30%, затем на 60%, а сегодня эти предметы уже предлагается купить со «скидкой» в 90%.