Posted 6 декабря 2019,, 13:27

Published 6 декабря 2019,, 13:27

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Кто украл миллиард: за что 4 года находится в СИЗО Ростова экс-замминистра энергетики

6 декабря 2019, 13:27
Бывший заместитель министра энергетики РФ Станислав Светлицкий с 2016 года находится в СИЗО по подозрению в хищении более одного миллиарда рублей. Вместе с крупным экс-чиновником по делу проходит и генеральный директор «АБВК‐Эко» Дмитрий Пузанов.

Когда вынесут приговор по запутанному делу обвиняемым и почему более года дело откладывается в суде Пролетарского района Ростова-на-Дону, разбирались эксперты RostovGazeta.

«Нечистый Дон»

ЗАО «АБВК-Эко» создали в 2008 году как инвестора проекта «Чистый Дон», инициированного «Ростовводоканалом». Проект предполагал строительство в Ростове блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Он входил в список «сотни губернаторских проектов». Завершение проекта планировалось в 2017 году, но позже сроки реализации отложили на три года.

В списке задач компания обязалась строить комплекс повторного использования вод, которые бы промывали фильтры на очистных сооружениях. Стройка стоила более миллиарда рублей.

Также фирма должна была построить завод по сжиганию иловых осадков в левобережной зоне города. Сооружение оценили в 2,2 миллиарда долларов, возведением завода должен был заняться немецкий концерн Hager+Elsasser. Однако в течение нескольких лет партнеры из Германии обанкротились, исполнение контракта приостановили, а авторов проекта «Чистый дон» заключили под стражу.

Учредителем компании «АБВК-Эко» является зарегистрированная на Виргинских островах «Велтон бизнес ЛТД». Генеральным директором компании являлся Дмитрий Пузанов, а контролировал его бывший замминистра энергетики Станислав Светлицкий с помощью АО «Евразийский», которым тогда заведовал. Светлицкий занимал высокий пост во власти всего два года — с 2008 по 2010 год. После чего с головой ушел в бизнес. В большой бизнес. И с 2016 года Светлицкий и Пузанов обвиняются в хищении 1,12 миллиардов рублей, которые не были потрачены на строительства завода иловых осадков и попросту исчезли. Они заключены под стражу, сидят в СИЗО, а дело откладывают почти каждый месяц под разными предлогами, начиная с мая прошлого года.

Как полагает следствие, с 2014 года фигуранты дела похитили деньги, которые были получены с ООО «АБВК-Эко» с помощью двух кредитных договоров в банках ОАО «Народный кредит» и ОАО «АМБ Банк». Следователи считают, что миллионы перевели на счета признанной банкротом немецкой фирмы Hager+Elsaesser.

Однако адвокаты подсудимых уверенно заявляют СМИ, что деньги не были похищены — сумму перевели на счет немецкого подрядчика, а те, мол, обанкротились, не выполнив полностью договор. А компания, которая стала правопреемницей банкрота — выполнить договорные обязательства отказалась.

Авторы «Чистого Дона» решили тогда закончить проект, несмотря ни на что. Получив страховые выплаты с Hager+Elsаеsser, «АБВК-Эко» заменила план строительства и нашла новых исполнителей. Фирма вместо стройки завода занялась проведением канализации в Ростове и строительством блоков переработки илового осадка вкупе с газопоршневой электростанцией. Новый план был согласован с местными властями, а деньги, которые выплатили немецкие подрядчики-банкроты, направили по «новому руслу».

Так, получается, что деньги, принадлежащие банкам, никто не похищал, уверенно заявляют защитники подсудимых. Однако следствие считает иначе — средства должны были вернуть в банки в счет досрочного погашения кредитных обязательств. Адвокаты также указывают на то, что гарантийные деньги Hager+Elsаеsser не были кредитными, поэтому их никто не мог похищать.

Чьи деньги, были ли состав преступления, разбирается СК с 2016 года, возбудив дело по статье «Мошенничество» в отношении Пузанова и Светлицкого. Сам экс-замминистр считает, что его дело — это рейдерский захват «Евразийского». Светлицкий не раз говорил о том, что в модернизацию водосточной системы Ростова-на-Дону его компания вложила около 16 миллиардов рублей и хищение одного миллиарда выглядит в этой истории, по крайней мере, смешной.

Выпускать из СИЗО под домашний арест Светлицкого и Пузанова судьи не хотят, хотя по действующему законодательству — заключение под стражу за преступления в сфере предпринимательства не предполагается.

По делу о «нечистом Доне» проходят еще четыре человека, кроме вышеназванных. У всех статья УК РФ 159 ч. 4 « Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение». По этой статье в случае признания вины могут посадить до десяти лет. С момента задержания, напомним, прошло четыре года.

Экономическое преступление

Общественный деятель Елена Колмыкова стала известна благодаря борьбе за своего мужа — гендиректора банка «Кредит-Экспресс» Михаила Колмыкова. Его заключили под стражу в 2017 году, заподозрив в хищении двух миллиардов рублей. Следствие считало, что за несколько дней до своего увольнения Колмыков заключил кредитные договора с рядом лиц (и с самим собой) и вывел из кассы банка 28 млн рублей. Однако Колмыков сегодня на свободе. Выяснилось, что руководство «Кредит Банка» и было замешано, скорее всего, в хищении миллиардов. А Михаила просто хотели подставить за то, что он выявил в московском филиале банка серьезные нарушения, к которым якобы были причастны акционеры банка. Это и стало поводом для того, чтобы не просто «изгнать» Колмыкова, а посадить его и обвинить в пропаже крупной суммы.

В СИЗО Михаил пробыл 11 месяцев, теперь за это семья намерена получить компенсацию в размере одного миллиона рублей. Если бы жена Михаила не добивалась так рьяно правды, вряд ли Колмыков был бы на свободе.

Еще одно громкое «экономическое дело» — дело нынешнего главы Ассоциации защиты бизнеса Александра Хуруджи. Он провел в следственном изоляторе девять месяцев, столько же времени — под домашним арестом. Хуруджи был основным фигурантом в деле о краже 470 миллионов рублей у энергетической организации. Проходил по двум статьям: «мошенничество» и «легализация (отмывание) денежных средств». В мае 2017 года суд его оправдал, признав невиновным в ввиду отсутствия состава преступления.

По мнению экс-прокурора Евгения Берковича, бывшего замминистра РФ Светлицкого и сотрудников банка «Народный кредит» незаконно привлекли к ответственности по заказу недобросовестных работников ФСБ России. Как утверждает Беркович, дело сфабриковал следователь ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области Алексей Гринин. Именно вел также дело Хуруджи и дело менеджеров Ростовского филиала Россельхозбанка, которое не дошло до суда, говорит бывший прокурор.

«В сентябре 2016 за уши притянул Гринин и арестовал по делу банка „Народный кредит“ собственников корпорации „Развитие“, освобождены в ноябре 2016 по требованию комиссии ГП РФ, уволен 1 марта 2017 бывший заместитель генерального прокурора РФ Сергей Воробьев. Возбужденное в мае 2016 в отношении бывшего замминистра энергетики РФ, собственника Ростовских Водоканалов Светлицкого — самое громкое экономическое дело последних 3 лет. По данному делу недобросовестные сотрудники правоохранительных органов вымогали у Светлицкого в изоляторе 10 миллионов долларов США», — пишет Беркович в своих обращениях в соцсетях.

Много вопросов

Заместитель председателя РОКА «Советник» Екатерина Водяник считает, что в деле Светлицкого остается много вопросов, начиная от общих сроков следствия и судебного разбирательства и его нахождения все это время под стражей, до обоснованности предъявленного обвинения.

«Сроками разбирательства по многомиллиардным экономическим делам давно никого не удивишь, такие дела состоят из сотен томов, действительно рассматриваются годами, а обвиняемые все эти годы продолжают находиться в СИЗО. В моей практике был случай, когда от даты задержания до даты вступления в силу приговора суда прошло 5 лет, и все это время обвиняемый в экономическом преступлении находился под стражей. Правда, спустя несколько лет, он получил компенсацию за длительные сроки рассмотрения дела и за условия, в которых содержался в следственном изоляторе, по решению Европейского суда по правам человека. Какое бы решение не принял наш суд по существу обвинения, но компенсация за длительность сроков его вынесения — уже устоявшаяся практика Европейского суда в отношении нашей страны. Европейская конвенция закрепляет право каждого заключенного под стражу на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда», — комментирует Водяник.

Как пишут в СМИ, Светлицкий считает, что обвинение против него строится на показаниях Виталия Юна.

«Могу отметить, что очень часто по экономическим делам обвинение строится на показаниях одного человека. При этом часто такой человек идет на сделку со следствием, и в обмен на свободу дает показания против тех или иных лиц. В то время как органы следствия не только не добывают другие доказательства, но и не пытаются это сделать, а иногда таковых в принципе не существует. Показания по уголовному делу, данные свидетелем, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, с точки зрения УПК РФ являются полноценным доказательством. И суды такие доказательства принимают, так как обосновать, что свидетель врет, стороне защиты очень непросто. А чтобы эти показания не принять, суду в приговоре подобный вывод нужно мотивировать. Но как? Нужны доказательства оговора. Проще написать в приговоре, что у суда нет оснований сомневаться в показаниях, данных свидетелем», — отметила Водяник.

Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи пристально следит за всей этой историей со Светлицким.

«Во-первых, это ростовская история, во-вторых, статья «резиновая предпринимательская 154-я часть 4» — профильная для АЗБ. Есть еще обстоятельство — следователь Гринин, тот же самый, что и в моем уголовном деле, которое, как мы помним, окончилось полным оправданием. Поэтому здесь я «объективно необъективен» и не буду оценивать предъявляемые составы преступления по существу.

Одно могу сказать абсолютно нейтрально: не было необходимости столько времени держать Светлицкого в СИЗО, он не представляет угрозы обществу и цели, которые ставит перед собой следствие, вполне могли бы быть достигнуты, если бы обвиняемый находился под домашним арестом», — говорит Хуруджи.

Более того, считает спикер, адвокаты Светлицкого могли бы эффективнее организовать процесс защиты.

«Хотим мы этого или нет, но практика показывает, что нахождение в СИЗО сводит к минимуму шанс на оправдательный приговор, ведь человек уже наказан, уже отсидел, и кто будет отвечать за это, если судья его оправдает? Смотрите, возвращаясь опять к Ростову и Гринину, еще один „его сиделец“ банкир Михаил Колмыков, оправданный этим летом, получит компенсацию. Платить ему будет не Гринин, и не судья, закрывавший его в СИЗО, а государство. Тем не менее, система всегда противится подобным решениям», — прокомментировал Хуруджи.

Уверенная пятерка

На апрель текущего года Ростовская область занимала в России пятое место по уровню преступности. Об этом сообщалось в статистическом сборнике Генпрокуратуры РФ. На сайте ведомства есть данные за октябрь текущего года. В значении «преступления экономической направленности» указано, что за 7 месяцев 2019 года в Ростовской области было зарегистрировано 2065 дел. Эта динамика по показателю не сильно меняется, начиная с 2013 года. А выявлено лиц, совершивших экономические преступления — 910 в этом году.

Хотя, в соседнем Краснодарском крае с начала года по октябрь было зарегистрировано экономических преступлений в два раза больше, чем в Ростовской области — 3887 дел. Однако выявляемость в этом регионе в сравнении с нашей областью намного хуже — всего были задержаны 1253 человека.

Читайте также: Федералы «доят» ростовский бизнес: кто мешает работать предпринимателям

"