Posted 25 апреля 2019, 08:05
Published 25 апреля 2019, 08:05
Modified 11 сентября 2022, 09:07
Updated 11 сентября 2022, 09:07
Виной всему - гастарбайтеры, которых нанимают подрядчики в роли экспертов-реставраторов. Почему так происходит и как миллионы, выделенные на ремонт памятников, уходят на откаты и дешевую штукатурку, узнал корреспондент RostovGazeta.
Счетная палата РФ 9 апреля опубликовала данные о том, что в регионах плохо контролируют сохранность памятников федерального значения. В связи с этим были назначены проверки использования выделенных средств на охрану объектов культурного наследия в крупных городах.
В Ростовской области у Комитета по охране объектов культурного наследия Счетная палата РФ также потребовала документы, но о результатах проверки пока ничего не сообщила.
«По запросу Счетной палаты РФ комитетом были представлены необходимые документы и сведения. Результаты проверки до сведения комитета не доводились», - прокомментировал председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский.
В счетной палате Ростовской области не смогли прокомментировать сообщение о плохом контроле сохранности объектов культурного наследия федерального значения. «Объектами именно федерального значения занимается Счетная палата РФ, мы к ним не имеем никакого отношения. Мы проверяем и контролируем местные памятники», - отметили в пресс-службе СП Ростовской области.
На памятники за год потратили 400 млн рублей
С января прошлого года сохранением объектов памятников занимается Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Ранее эту функцию выполняло Министерство культуры. На сегодняшний день в Ростовской области насчитывается 10 778 объектов культурного наследия, из них 8045 - федерального значения, 1310 - регионального и три - местного значения. Большинство объектов культурного наследия федерального значения, а это 7988 объектов, являются объектами археологического наследия.
В общем, по данным регионального Комитета, на сохранение объектов культурного наследия в Ростовской области в прошлом году было выделено из федерального бюджета 134 миллиона рублей, из регионального - 241 миллион рублей и из муниципального бюджета - 28 миллионов рублей. И это без учета средств инвесторов и частных лиц, добавляют в ведомстве. О какой именно сумме от инвесторов идет речь - неизвестно. В общем, государство потратило на ремонт памятников в Ростовской области в 2018 году 403 миллиона рублей.
По данным Комитета по охране объектов культурного наследия на 2018 год, в области 25 объектов культурного наследия нуждаются в проведении работ по воссозданию их конструкций.
«Определить сумму денежных средств, необходимых для воссоздания, ремонта или реставрации объектов возможно по результатам детального обследования и разборки проектно-сметной документации. Объекты культурного наследия всех видов собственности должны быть обследованы силами организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия», - рассказал Грунский.
На сайте Министерства культуры РФ можно найти каждый памятник в любой категории историко-культурного значения во всех регионах. Однако по состоянию объектов на сегодняшний день в таблице Минкульта ничего не говорится.
Миллионы на ремонт
По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в этом году в Ростовской области планируется отреставрировать несколько объектов культурного наследия федерального значения: «Здание Ростовского Государственного драматического театра им. М. Горького» (33 855 354 руб.), «Ефремовское подворье: - служебная постройка (фундаменты каретной и конюшни)» (1 393 600 руб.), «Усадьба, где жил и работал в 1949-1984 годах М. А. Шолохов» (46 647 118 руб).
На реконструкцию трех объектов в общей сложности государство потратит более 82 миллионов рублей. На ремонт 11 объектов регионального значения в этом году будет потрачено более 130 миллионов рублей.
На сегодняшний день, на реконструкции 14 памятников в области в этом году будет выделено более 212 миллионов рублей. Но это не окончательная сумма, это данные сайта госзакупок. В любой момент на портале могут появиться еще десяток объектов, нуждающихся в ремонте.
«В рамках реализации госпрограммы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» на охрану и сохранение объектов культурного наследия из областного бюджета регулярно выделяются средства, за счет которых осуществляется подготовка документов на объекты, уточнение их границ и состояния», - добавил Грунский.
В настоящее время программы по сохранению объектов культурного наследия в Ростовской области не принята. Вместе с тем, сейчас в регионе действует региональная программа, предусматривающая, в том числе, работы по ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов-объектов культурного наследия. Всего в прошлом году выдано 65 разрешений на проведение работ по сохранению памятников в регионе, в рамках этой программы.
Реставрацией за 170 млн довольны
На реконструкцию трех памятников в Ростовской области: областной музей, музей русско-армянской дружбы, а также Дом Солодова, выделено из бюджетов 179 миллионов рублей.
В прошлом году был отремонтирован главный корпус Ростовского областного музея краеведения на Большой Садовой, 79. Стоимость работ составила 116 миллионов рублей.
«Все работы были выполнены в соответствии с проектно-сметными документациями. Реставрацией мы довольны, нет грубых вмешательств. В этом году будут отремонтированы еще два объекта культурного наследия регионального значения, которые находятся в моем ведении - Музей русско-армянской дружбы, а также Дом Солодова», - говорит директор областного музея краеведения Галина Куликова.
Если объект культурного наследия находится на балансе, есть ряд ограничений - любое действие нужно согласовывать с Комитетом, составлять проектно-сметную документацию, добавляет Куликова.
Подрядчики должны иметь специальную лицензию, все работы ведутся при строгом контроле властей.
«Конечно, при проведении таких работ хочется сохранить, как можно больше элементов старины. В особняке Солодова будут восстановлены ряд утраченных элементов по сохранившимся фотографиям. К ним относятся перила и фасад здания», - комментирует Куликова.
Всеми работами, которые уже были проведены на объектах культурного наследия, директор музея довольна.
Дешевая штукатурка
Не все позитивно оценивают работу реставраторов в Ростовской области. Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин отрицательно относится к результатам реконструкций почти во всех старых зданиях. Сейчас выигрывает господряд на реконструкцию того или иного объекта та организация, которая предлагает меньшую сумму. А это не совсем правильный подход, считают Кожин.
«Такого не должно быть в этом деле. Та фирма, которая предлагает за меньшую сумму отреставрировать объект, - выигрывает подряд. И поэтому у нас такие печальные результаты при проведении реконструкции при капремонте. Сейчас рассматривается идея о том, чтобы поменять законодательство в этой области. Нужно сделать так, чтобы у компании, которая выигрывает тендер, была репутация, квалификация», - отмечает Кожин.
Дома-памятники особая тема. Очень печальная история для нашего региона. В каждом доме старого фонда важно сохранять особенность.
«Зачастую после капремонта старинные дома теряют свою красоту и превращаются в нарядные здания с кондиционерами и стеклопакетами. Иногда, конечно, удается сохранять какие-то детали, но это в редких исключениях», - добавляет Кожин.
Недавно заговорили о том, что стелу на Театральной площади власти намерены лишить статуса объекта культурного наследия. Это оказывается делается для того, чтобы сэкономить на благоустройстве. Ведь для реконструкции территории возле памятника требуется гораздо больше денег.
«Если объект имеет статус культурного наследия, ремонтом здесь должны заниматься только те, у кого есть лицензия. Соответственно эти работы стоят дороже, хотя этим одни и те же мастера занимаются. Благоустройство у стелы на Театральной площади обойдется в три раза дороже, если она не лишится статуса памятника. Но и наличие лицензии не является гарантией качественной работы», - отмечает Кожин.
Неправильным называют специалисты этапы капремонта в старых домах. Чаще всего Фонд капитального ремонта в Ростовской области начинает реконструкцию с фасада, когда в домах требуется ремонт кровли или коммуникации.
«Штукатурка - это самое дешевое, что можно сделать, но и самое наглядное. У здания могут быть проблемы с кровлей, с коммуникацией, но вместо этого первый этап при капремонте - ремонт фасада. План таких действий принимает Фонд капремонта. Но и тут очень много денег «попилено» между собой. Подрядчик выигрывает тендер и отдает заказ на субподряд. К примеру, по документам, проходит, что штукатурка стоит 3 тысячи рублей за квадратный метр, а рабочим из Средней Азии или Кавказа платят по 500 рублей. Оставшаяся сумма уходит на "откаты" и взятки», - комментирует бригадир, занимающийся капремонтом объектов в Ростове.
Рабочим, приехавшим на заработки в Россию, чаще всего доверяют реставрацию старинных объектов культурного наследия, отсюда и такой печальный результат. Из 30 объектов - старых домов в Ростовской области, которые прошли через капремонт в 2018 году, всего несколько объектов заслужили одобрение со стороны специалистов.
Вечный огонь должен гореть
Установленные в Ростовской области старые памятники, как ни парадоксально, требуют меньше затрат, чем новые.
«Старые памятники требуют меньше затрат. К примеру, памятники Буденному или Ленину, им какие затраты нужны? Время от времени помыть или плитку поменять. За все время памятник Пушкина чинили всего один раз. Постамент Ломоносова тоже стоит на цельном куске, там ломаться нечему. Если вандалы надпись сделают - только стереть или закрасить, но это не затратно», - говорит Кожин.
Другое дело - стелы, считает эксперт. К примеру, обслуживание стелы на Театральной площади обходится в круглую сумму.
«Не предусмотрели лестницу на стеле, поэтому альпинист должен подниматься туда, чтобы менять габаритные огни. А это затратное дело. Памятник Иосифу Аргутинскому сделан из дешевых материалов, он все время в ящике закрыт», - комментирует Кожин.
Мемориальные доски в регионе также нуждаются в постоянном уходе, их нужно реставрировать, чинить и приводить в порядок.
«Вечный огонь должен гореть. Но в мире произошла девальвация с вечным огнем, его стали тиражировать. У нас они вечно тухнут или включают два раза в год - ну какой же это вечный огонь? В большей или меньшей степени у нас в области все памятники имеют те или иные проблемы», - отмечает Кожин.
Ремонт пластиковой бутылкой
Громкий скандал, связанный с капремонтом в Ростове за последнее время, произошел с доходным домом на Станиславского, 75, который был построен в 1909 году. Дом попал под программу капитального-ремонта к ЧМ-2018 и результаты такой реконструкции поразили всех. Вместо старинной лепнины, изображающей цветы, находчивые реставраторы поместили донышки от 1,5 литровых пластиковых бутылок. Исторический облик здания был уничтожен.
Всего же перед ЧМ в центре Ростова отремонтировали около 500 зданий, на капремонт было потрачено почти два миллиарда рублей.
Эксперты Межведомственной комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды Ростова-на-Дону после капремонта насчитали 26 объектов, которым был нанесен ущерб. Среди испорченных ремонтом домов - особняк Шварца, где рабочие сбили лепнину и замазали фасад. А в доходном доме Коноваловой рабочие спилили верхний слой кирпичной кладки, вместо того, чтобы очистить фасад.
Демонтировали и потеряли окно в стиле модерн в здании «Гимназии №36», заменив пластиковым стеклопакетом. Библиотеку ЮФУ на Пушкинской также испортили непрофессиональные рабочие, испортив верхний слой кирпича.
Еще один объект регионального значения на углу Шаумяна – Семашко, который в народе называют «Дом со стрекозой», уже нельзя спасти. Здесь рабочие срезали потемневший защитный слой кирпича, со временем, задние погибнет.
«Таких испорченных объектов культурного наследия большое количество. Капремонт уничтожает исторические лепнины, элементы, которые никогда уже нельзя восстановить», - говорит Кожин.
В связи с пожаром в Париже, где почти полностью сгорел Нотр-Дам-де-Пари, в соцсетях пользователи пошутили: «Отправьте ростовских реставраторов на помощь парижанам».