Массовое отравление таллием работников авиазавода произошло в 2017 году, в этой истории до сих не поставлена точка. В этом году ТАНТК запомнится ограблением самолета «Судного дня». Почему предприятие работает в «минус» и могут ли его обанкротить, в материале корреспондента RostovGazeta.
Убыточный авиазавод
Последний прибыльный для «Таганрогского авиационный научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева» был 2016 год. Тогда прибыль предприятия составила 2,3 миллиарда рублей. В 2017 году убыток компании, судя по финансовым отчетам ТАНТК, составил 1,8 млрд рублей, в 2018 году - 2,8 млрд рублей. В прошлом году авиазавод «отметил» рекорд по убыткам - 3,6 млрд рублей. Ситуация не улучшилась и в текущем году. За девять месяцев 2020 года (III квартал) чистый убыток авиазавода составил 1,7 млрд рублей.
При этом, с 2017 года прослеживаются также и убытки от продаж ТАНТК: в 2017 году - 3,1 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах - 1,8 млрд рублей, в 2020 году - 900 млн рублей.
Экономисты, глядя на эти данные предполагают: если убытки и прибыли от продаж синхронно появились с 2017 года, возможно, что авиазавод изначально продает свою продукцию по цене ниже себестоимости. Говорить об убытках сотрудники авиазавода отказались.
«С учетом того, что ТАНТК имени Бериева является дочерним и зависимым Обществом ПАО «Объединенной авиастроительной корпорации» у нас общая информационная политика и мы любую информацию выдаем по согласованию с головной компанией, которое является также ПАО «Ил»», - сказал начальник отдела внешнеэкономических связей завода Роман Бубенцов.
Редакция направила официальный запрос в ТАНТК.
По данным системы «Спарк», за прошлый год выручка компании снизилась на 32%, прослеживается также сокращение рентабельности продаж на 52%. Валовая рентабельность (показатель эффективности производства компании) ниже средней нормы по отрасли на 243%. Рентабельность продаж (чистая прибыль в общем доходе) ниже среднеотраслевого показателя на 465%. Чистая норма прибыли ниже среднего значения по отрасли на 3 174%.
Возможное банкротство
«Финансовые отчеты таганрогского авиазавода говорят, что компания находится на стадии банкротства. Это государственная структура и государство иногда такие организации содержит просто за свой счет даже при условии таких убытков. Если размещен гособоронзаказ от Министерства обороны или Росгвардии, им «спущена» определенная цена. Как бы предприятие не пыталось пересмотреть эту цену, продукцию у них купят только по той цене, которая указана в госконтракте. Какая бы себестоимость не сложилась, им дадут только ту цену, которая сложилась. Такие предприятия обычно не волнуются за финансовый результат, они все равно получат деньги от государства», - комментирует экономист на условиях анонимности.
Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи тоже считает, что авиазавод не обанкротится.
«На мой взгляд, устойчивость и эффективность работы любого предприятия во многом зависит от руководства. Все мы помним времена, когда все останавливалось, а «Роствертол» продолжал держаться и развиваться, благодаря команде Михаила Нагибина, а потом Бориса Слюсаря. Аналогичный пример на «Донском Табаке», где Иван Саввиди смог не только удержать предприятие от распада, но и вырасти в крупный устойчивый холдинг. Тут все: желание руководителя, умение, лоббистские возможности, построение взаимодействия с федеральными и региональными властями, банками. Более восьми лет авиазаводом руководил Виктор Кобзев, предприятие было стабильным и развивалось. За последние пять лет на ТАНТК сменилось уже четыре директора, это не способствует развитию в таких сложных и технологичных отраслях как авиастроение. На практике такие предприятия не банкротят, будет какая-то форма господдержки из федерального бюджета или Ростеха, компания делает уникальный продукт и обслуживает, уверен, что сохранят», - комментирует Хуруджи.
Зарплаты по 700 тысяч
Сейчас на ТАНТК им. Бериева трудятся более пяти тысяч сотрудников. Инженеры, мастера и сборщики получают около 30-35 тысяч рублей, ведущие инженеры - 45 тысяч рублей, технологи в цехах - 25 тысяч рублей. Об этом рассказывают сами сотрудники предприятия.
«На заводе периодически происходят «демарши». Люди, у которых есть доступ к автоматизированному системе управления, распечатывают зарплатные квитки директоров дирекции и раскладывают их на подоконниках. Один из таких квитков принадлежал, к примеру, Грудинину (Юрий Грудинин директор ТАНТК им. Бериева с 2015 по 2019 год), в 2017 году его оклад составлял 700 тысяч рублей. Думаю, и сейчас руководители получают не меньше», - говорит экс-сотрудник авиазавода.
Некоторые связывают убытки завода с советской инфраструктурой предприятия, которое рассчитано на крупносерийное производство.
«Сейчас производство на авиазаводе практически штучное, а издержки остались крупносерийные. На содержание инфраструктуры уходит существенная сумма. Но это одна из версий причин. Почему именно с 2017 года началось миллиардные убытки - непонятно. Производство и до этого времени на предприятии было «штучное»», - рассказывают работники ТАНТК.
С приходом санкций после войны на Украине завод не может справиться с дефицитом импортных запчастей.
«В частности, в 2017 году сорвалась программа по ремонту шести ТУ-95 МС (стратегический бомбардировщик-ракетоносец). Выполнили ремонт всего двух самолетов, так как был дефицит на поставку запчастей. Смесь для термостойкой резины (до 200 градусов) импортная. После санкций были вынуждены перейти на отечественную резину, которая более низкого качества, но другого выхода не было», - говорит бывший инженер авиазавода.
На днях стало известно, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева попал в новый список экспортных ограничений США.
Авиаскандалы
Летом текущего года сотрудники авиазавода пожаловались на отмену премий за выслугу лет. Доплату к окладу они получали до 2019 года, жалобы в профсоюз организации ни к чему не приводят, пишут в соцсетях работники ТАНТК. Одному из сотрудников выплатили премию лишь после решения суда. Работникам завода руководство предлагает уволиться, если их не устраивают условия оплаты.
В ноябре ТАНТК попал в федеральные СМИ в связи с ограблением самолета Ил-80 («Судного дня»). Из самолета, который предназначен для управления войсками на случай ядерной войны, неизвестные вынесли радиоаппаратуру. Ограбленный Ил-80 находился на аэродроме «Таганрог-Южный», инженеры ТАНКТ производили замену смазки на штоках амортизаторных стоек шасси.
Авиазавод после ЧП не стал менять подрядчика, охранявшего аэродром. Охранять аэродром «Таганрог-Южный» продолжит ФГУП «УВО Минтранса России».
Другие объекты ТАНТК защищает, согласно договору на сайте госзакупок, АО «РТ-охрана». Авиазавод в 2021 году потратит на охрану 87,3 миллиона рублей.
В прошлом году в отношении экс-директора ТАНТК им. Бериева Юрия Грудинина возбудили уголовное дело о хищении 3,7 млн рублей. Его заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, Грудинин приказал подчиненным включить себя в состав авторов патента новой продукции, чем нанес имущественный вред заводу. Летом 2020 года в отношении бывшего директора авиазавода возбудили второе дело о мошенничестве. СМИ сообщали, что Грудинин незаконно выписал себе премии на 1,4 млн рублей. Уголовные дела в отношении него все еще расследуются.
В «темном» деле с отравлением сотрудников авиазавода в Таганроге таллием, которое произошло в 2017 году, до сих пор не поставлена точка. Подсудимый Владислав Шульга отрицает свою вину, заседания проходят чуть ли не каждый вторник. Как говорит адвокат Шульги, возможно, рассматриваться уголовное дело будут до лета 2021 года.
Читайте вторую часть статьи: Без премий и квартир: как авиазавод в Таганроге «кидает» своих сотрудников