Метод Яндиева: как в Ростовской области искали маньяков

24 января 2021, 07:54
Последние 10 лет уходящего ХХ века на Дону отличились множеством жестоких, серийных преступлений. Одно только имя ростовского маньяка Андрея Чикатило — серийного убийцы, педофила и каннибала, стало нарицательным, получившим известность на всю страну.

У него нашелся последователь, который планировал превзойти "рекорд" Чикатило - ростовский серийный убийца Владимир Муханкин. В те годы, поиском самых известных маньяков на Дону успешно занимался начальник отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма прокуратуры Ростовской области Амурхан Яндиев. Поговаривали, что в своей практике, следователь использует какой-то лишь ему известный психологический прием, благодаря которому выходит на след серийных убийц. Об этом приеме, о поисках маньяков, и о том, нужна ли для них смертная казнь, Амурхан Яндиев рассказал в эксклюзивном интервью RostovGazeta.

Поиском серийных убийц вы занимались почти 20 лет, и стали первым, кто ввел в практику психологию, позволяющую проникать в душевный мир маньяка. Как удалось создать такой метод?

Дело в том, что все серийные убийцы — это обиженные на жизнь люди. У каждого своя судьба, оставившая свой след на психике. Это было видно и по Чикатило. Он видел войну, голод. Во время войны люди съели его брата. А его отец побывал в плену, а потом его осудили и сослали в Сибирь. Эти события привели Чикатило к проблемам в сексуальной жизни. Всем известно, что он был женат, имел двоих детей. Но он вспоминал, что первый половой контакт прошел неудачно — был срыв, о котором не смог забыть никогда. Так и не реализовал себя как полноценный мужчина. Да и жена рассказывала, с каким трудом они зачали двух детей, как за всю совместную супружескую жизнь, в интимной близости были в общей сложности максимум 25 раз. Поэтому говоря о психологическом подходе к поиску преступника, конечно же, надо думать как преступник, ставить себя на его место и действовать по его сценарию. Тогда все становится понятно и поиск негодяя значительно сокращается.

Что поставило финальную точку в многолетнем поиске Чикатило?

5 ноября 1990 года в районе поселка Донлесхоза в Красносулинском районе произошло очередное жесткое убийство. Жертвой стал мальчик. Место преступления осмотрела следственная группа под руководством начальника следственной части Прокуратуры РСФСР Иссы Костоева. Ничего сверхестественного они не обнаружили, и Костоев уехал в Москву на ноябрьские праздники. А мы, с заместителем начальника уголовного розыска в Первомайском районе Ростова Иваном Воробинским, решили сами съездить в Шахты, разузнать что там и как, хотя это была не наша зона ответственности. Но дело-то было общее. Встретились там с кассиршей железнодорожного вокзала, где была замечена предпоследняя жертва, тоже мальчик. И эта женщина-кассир видела того, кто увел мальчика. Но принципиально нового нам она тоже не рассказала. Тогда я решил пойти на откровение. Рассказал ей, как действует преступник. Что путем обмана, под разными предлогами, он уводит своих жертв в безлюдные места, где и совершает убийства.

- Доверительная беседа сыграла свою роль? Удалось выйти на след Чикатило?

Да, внезапно, кассирша вспомнила, что ее дочка, которая каждый день ездит на электричке в медучилище в Шахты, видела похожий случай. Мы дождались приезда дочери. И она действительно рассказала, как однажды, в вагоне электрички с ней ехал мальчик. По вагону неоднократно прошел сутоловатый мужчина. Он внезапно подсел к мальчику и сообщил о том, что мальчику надо выйти вместе с ним на остановке, поскольку там ребенка ожидает мама. Но мальчик не обратил никакого внимания на мужчину, и как только электричка прибыла в Шахты — выскочил из вагона и убежал. Студентка видела, как мужчина погнался за ним, но не догнал. Она добавила, что этот мужчина катается в электричке по два раза в неделю. Его описания девочкой-студенткой, ее матерью-кассиршей, и существующие у нас полностью совпали. Так мы вышли на след. Я позвонил Костоеву в Москву, он тут же вылетел в Ростов. Мы стали работать в этом направлении. А дело в том, что Чикатило уже проходил у нас в качестве подозреваемого в 1984 году. Но тогда его группа крови не совпала с той, которую мы искали. Поэтому, пришлось отпустить. Но в этот раз, когда все девчата узнали его по фотографии, мы уже приняли решение — брать его, не обращая внимание на группу крови. Потому что именно с группой крови, похоже, в то время была допущена какая-то ошибка. 20 декабря 1990 года мы его задержали.

Почему появляются маньяки?

Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос. Во многом, появление маньяков-убийц провоцирует само общество. Оно озлоблено. Яркий тому пример — серийный убийца Владимир Муханкин. Рассказывая историю своей жизни он же сам отмечал, что те условия, в которых он жил, могли воспитать только зверя, а никак не человека. Еще когда он был в утробе матери, свекровь выгнала беременную невестку из дома. Она пыталась избавиться от ребенка, и к повитухам ходила, и лекарства принимала. Но ребенок родился. И тогда уже она постоянно издевалась над ним, считая, что именно ребенок виноват в ее несложившейся жизни. «И что из меня могло получиться?», - этим риторическим вопросом задавался сам Муханкин.

Многие люди пережили войну, видели и голод и лишения, и при этом не стали серийными убийцами. Может, проблема не в судьбе?

Безусловно, у всех серийных преступников с детства заложены выраженные психические отклонения. Но со временем они обретают масштабные формы. Судите сами. В первый раз Муханкин отбывал наказание за развратные действия в отношении маленькой девочки. Тогда, он читал прессу, откуда и узнал, что в Ростове появился маньяк Чикатило. И когда его повторно осудили за нападение на двух женщин, он, признался в том, что «узнав о Чикатило, я захотел перекрыть его рекорд». Более того, Муханкин подготовил список лиц, которые, по его словам, «подлежат уничтожению». В этом списке оказалась женщина — следователь из Волгодонска.

Как получилось, что вы сдружились с Муханкиным?

Дело его было большим и сложным. У Чикатило с 1978 по 1990 годы было 55 жертв, двух из которых мы так и не нашли. А у Муханкина было 8 трупов за 2,5 месяца. Общаясь с ним, я уже имел опыт в расследовании таких дел, знал психологию маньяков убийц, навел о нем справки, и поэтому на первой встрече, протянул ему руку и поздоровался: «Привет, Вовка!». Спросил, не обижают ли его в камере, а потом уже поспособствовал о переводе его в одиночную камеру. Все это позволило создать между нами доверительные отношения. Он осознавал, что негодяй. Но видя, когда к нему относятся как к нормальному человеку, на его глаза наворачивались слезы. Было видно, что он переживает. Не исключаю, что делал это Муханкин специально для меня, чтобы разжалобить. Тем не менее дошло до того, что на имя прокурора области он написал заявление о том, что все осознал и обратился с просьбой о том, чтобы я присутствовал на его смертной казни. Но это, конечно же, было исключено.

Если серийные убийцы столь чувствительные люди, то, может, имеет смысл лечить их психические отклонения?

Я уверен, что изменить их сознание никак нельзя, оно уже сформировано в коре головного мозга. И это мнение подтверждает пример другого ростовского маньяка-убийцы Дмитрия Кулешова. В 1995 году, на праздник 9 мая, в доме на улице Орбитальной пропала девочка. Мать видела, как она вошла в подъезд их дома, но в квартире не появилась. Следом пришел отец, а девочки все нет. А тогда в Ростове никак не могли выйти на след двух маньяков: Электрика и Лифтера. Электрик ходил по квартирам под эгидой проверки счетчиков, выявляя квартиры, в которых маленький ребенок один, без родителей. А Лифтер своих жертв пас возле лифта. Поэтому все ростовские дети были предупреждены: посторонним двери не открывать, в лифт не заходить. Соответственно, искать пропавшую девочку родители стали по лестничным пролетам. Обыскали весь дом, вызвали милицию, перекрыли все ходы и выходы, проверили все малосемейные комнаты. И ничего не обнаружили. Девочка пропала без следа.

- Как такое могло произойти?

Я проанализировал ситуацию. Последний раз ее видели в подъезде. Перебрал в уме всех соседей и пришел к выводу, что в исчезновении девочки может быть замешан один человек — проживающий в доме 17-летний подросток. Изучив показания свидетелей я убедился в своей правоте. Он, вместе с другими детьми помогал в поиске девочки. Но подключился к этому с разрывом в 30 минут. Для того, чтобы получить его чистосердечное признание в содеянном пришлось прибегнуть к странной, на первый взгляд, комбинации. В присутствии понятых, свидетелей и адвоката я потребовал, чтобы Кулешов снял штаны. Он очень удивился, но послушался. А я сразу стал блефовать. Посмотрел многозначительно на причинное место, усмехнулся и говорю: «Мне все понятно, одевайся». Кулешов стал медленно одеваться, не понимая что происходит. А по глазам было видно, что он мучительно соображает, что такого я мог увидеть, и что произошло. Тут же, не давая ему опомнится, я перешел в наступление. «Куда, - спрашиваю, - делась девочка, говори». Он понял, что мне все известно, и внезапно признался, что у него были интимные отношения с какой-то другой девочкой, но все было по любви, а потом она переехала в другой город. И я, не давая ему опомнится, тут же продолжаю: «А эту девочку зачем убил?». Он в запале и выпалил, что испугался, потому что эта девочка обещала все рассказать маме.

17-летний подросток оказался убийцей?

Да, и в этом он признался тут же, на камеру. Рассказал, что спрятал тело девочки на балконе, под лодкой, куда при осмотре всех квартир не догадались заглянуть представители правоохранительных органов. Мы организовали группу, которая отправилась в квартиру, и действительно обнаружили все следы преступления. Потом совместно с «Криминальной Россией» мы делали передачу о профилактике преступности, где рассказывали о Кулешове. И, возвращаясь к вопросу можно ли вылечить психические отклонения серийных убийц, уже тогда я высказал свое суждение - маньяки-убийцы неизлечимы. Отсидев 10 лет Кулешов вышел на свободу и поселился в Первомайском районе Ростова. Там он совершил убийство двух детей у соседки. А после этого еще и пошел поминать детей вместе со всеми. До сих пор я не понимаю, почему его не осудили пожизненно, а дали всего-навсего 25 лет. Он же неисправим, выйдет на свободу и продолжит совершать преступления.

Смогла бы смертная казнь защитить общество от маньяков-убийц?

Это очень сложный, двоякий вопрос. Ведь по делу Чикатило расстреляли невиновного. И с этой точки зрения я, конечно же, выступаю против. Известны же случаи, когда с помощью силовых методов осуждают невиновных, а потом их показания начинают рушиться в суде. Они признаются, что на них оказывали давление. Суды возвращают такие дела на дополнительное расследование, проведение проверки. А проверку проводят те же, кто и создавал это дело. Поэтому, на мой взгляд, надо создать специальный отдел по помилованию, куда вошли бы специалисты, которые долгие годы проработали в правоохранительной системе, знали бы работу уголовного розыска, следствия. И тогда бы они смогли пресекать незаконные осуждения на смертную казнь.

Какие схожие черты объединяют серийных убийц ?

Общаясь с Муханкиным, я поинтересовался, как в толпе различить маньяка, и что же его толкает на убийство? Он рассказал, что в поиске жертвы маньяк ходит в районе различных организаций, школ. И если посмотреть на него внимательно — он сразу отвернется и убежит. Но план свой обязательно реализует, потому что у него уже сформирован настрой: заполучить жертву. Все маньяки-убийцы по характеру трусливые. Не зря же существует выражение: «Жестокость — признак трусости». Есть много примеров лидеров государств, которые свою трусость компенсировали жестокостью. И маньяки все точно такие. Но жертвы могут противостоять им при одном условии. Маньяку надо, чтобы жертва сопротивлялась. Об этом я рассказал когда принимал участие в съемке передачи о серийных убийствах на одном из центральных каналов телевидения. Также, в числе приглашенных героев, была жена Михаила Круга. И в подтверждении моих слов она рассказала, как однажды на нее напал маньяк. Испугавшись, она быстро смекнула что к чему и предложила ему: «Ну не здесь же. Пошли ко мне домой, там свободно». В результате, он бросил ее и ушел. Потому что маньяк теряет интерес в таких случаях. Ему надо, чтобы жертва сопротивлялась, умаляла его, и только тогда он будет убивать, получая от этого удовольствие.

Вы смотрите фильмы про маньяков? Правдиво ли в них показана работа следователя?

Конечно же, я смотрю фильмы про маньяков, но они, как российские, так и американские, ничего общего не имеют с реальностью. Недавно посмотрел про психиатра, который раскрыл преступление. Было смешно: психиатр командует и следователем, и прокурором, рассказывая как себя надо вести. В жизни такого, безусловно, быть не может. Этим летом ко мне приезжали сценаристы от Федора Бондарчука. Хотят сделать фильм на основе реальных событий. Мы долго общались, и, конечно же, они пришли в шок от моего рассказа.

Сейчас вы работаете адвокатом. Не задумывались вернуться к прежней профессии?

Бывших следователей не бывает, а по жизни я следователь. Конечно же, скучаю по своей прежней работе. И был порыв вернуться. Но когда я озвучил свои условия, мне посоветовали больше не возвращаться к этому вопросу. Поэтому сейчас я планирую заняться другим делом. Хочу переиздать книгу о Муханкине: Серийный убийца: портрет в интерьере. Тогда, с профессором факультета филологии и журналистики РГУ Александром Люксембургом, мы писали ее второпях. И она больше походит на познавательный учебник, на некое методическое пособие для практикующих работников. А я хочу создать художественное произведение, так сказать, исповедь маньяка перед следователем.

#Эксклюзив #Дарья Демидова #Интервью
Подпишитесь