Кто же стоит за разжиганием конфликта? Почему для провокаций выбраны именно Республики Северного Кавказа? Какие методы используют провокаторы, и что с этим делать — в материале корреспондента RostovGazeta.
По словам экспертов, попытка раскачать Северный Кавказ ведется очень давно.
«В горах на Кавказе сложно налаживать серьезное производство. Любые горные районы трудоизбыточны. В них живет множество народов. Посмотрите, к примеру, что творится в Шотландии», - отмечает депутат Госдумы Анатолий Вассерман.
Собеседник добавляет, что народные волнения в большинстве случаев происходят на фоне хронической бескормицы.
«В советские годы в горах сумели более-менее организовать эффективное производство. Но оно требовало серьезных организационных усилий и включения главных районов в общегосударственную хозяйственную систему. Когда ее не стало, Кавказ снова оказался уязвимым, чем сейчас активно пользуются провокаторы», - подчеркивает Вассерман.
Эксперты отмечают, что для выражения несанкционированного протеста не случайно был выбран Дагестан. Это один из сложных регионов Северного Кавказа, где проживает более 30 разных национальностей и остаются острые социально-экономические неурядицы. Попытка сыграть на естественных переживаниях людей стала для провокаторов питательной почвой. Так, 25 сентября в Махачкале прошел несанкционированный митинг. По мнению экспертов, это была диверсия, тщательно спланированная украинскими и западными службами. Через подконтрольные Telegram-каналы и чаты провокаторы подстрекали людей выступить против частичной мобилизации. Там же публиковались инструкции по разжиганию конфликта.
Волнение быстро подавили. Среди его участников не оказалось не только ни одного родственника участников спецоперации, но и призванных в рамках частичной мобилизации.
«Самым любопытным является тот факт, что как раз на Северном Кавказе есть значительное число людей, которые могли бы найти свое призвание в армии. Соответственно, все провокации здесь нацелены против интересов самих жителей Кавказа», - делится мнением депутат Госдумы.
«Именно во время акций в поддержку Дагестана стали выступать Владимир Зеленский, беглые олигархи, ряд западных СМИ и Telegram-каналов, различные паблики в запрещенных в России соцсетях. Эксперты и политики, которые на протяжении долгих лет ни разу не вспоминали о Дагестане, неожиданно стали оказывать поддержку, призывать не откликаться на частичную мобилизацию, выступать против политики России. Сразу же стало понятно, кто и зачем это делает», - сообщает ростовский политолог Александр Сухарь.
По его словам, не остались в стороне и оппозиционные политики дагестанского происхождения, большинство из которых уже за границей. Максимально был задействован гротеск. По словам очевидцев, в реальности на несанкционированный митинг в Дагестане вышли несколько сотен человек в трех населенных пунктах республики - в Махачкале, селах Бабаюрт и Эндирей. Но в подконтрольных Западу и Украине пабликах информацию целенаправленно преувеличили, сообщив о том, что «гудит весь Дагестан».
Раздувать ситуацию до абсурдных величин, по мнению экспертов, стало обычной практикой противоборствующих сил.
«Например, задолго до несанкционированных митингов, в сети появлялась информация о том, что в спецоперации участвуют 600-700 тысяч дагестанцев. А это абсолютно не соответствует действительности. Также была информация о погибших 150 тысячах дагестанцев, которых где-то припрятали. Но ведь любой здравомыслящий человек должен понимать всю абсурдность таких заявлений», - объясняет Сухарь.
Однако, по его словам, часть людей, не обладающих в полной мере информацией, верят инсинуациям, наивно подозревая, что «нет дыма без огня». Тем более, информационная политика по разобщению россиян ведется со стороны Украины и Запада очень активно. В этой политике одно из приоритетных мест уделено национализму. Не случайно, с этой риторикой украинские провокаторы в сети сегодня практически ежедневно выходят в эфир.
«Стала появляться информация о том, что ситуация с несанкционированными акциями протеста перекинулась в столицу Кабардино-Балкарии. Но это тоже не так. Все протестные акции одновременно планировались в ряде мест. В Дагестане, Кабардино-Балкарии, не исключено, и в Карачаево-Черкесии», - делится информацией Александр Сухарь.
Однако, по его словам, подобные народные волнения не возникнут в Ингушетии или Чечне.
«Здесь люди понимают, что происходит», - убежден политолог.
Несмотря на нюансы спецоперации, Россия продолжает контролировать важнейшие регионы на Украине, которые выразили желание присоединиться к нашей стране. Однако эксперты отмечают, что эта тенденция весьма опасна для украинских властей. Ведь примеру ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей могут последовать и другие регионы - Николаевская, Одесская и Днепропетровская области. Многие местные жители этих территорий тоже хотят воссоединения с Россией. Но, опасаясь за свои жизни, пока боятся выступать открыто.
«И, надо понимать, что это серьезный момент для раскачки ситуации внутри самой Украины. Западные интересанты это понимают, поэтому и идут сейчас на всевозможные ухищрения, чтобы по всему периметру бывшего СССР накалить политическую ситуацию до предела», - объясняет Александр Сухарь.
Эксперты сходятся во мнении, что для недопущения народных волнений в регионах Северного Кавказа нужна серьезная разъяснительная работа с населением.
«Все эти несанкционированные протесты происходят из-за отсутствия внятной информации. Люди смотрят по телевизору брифинги с краткими формулировками, ничего не понимают и лезут за разъяснениями в интернет. А в сети их уже поджидают наши враги, описывающие полный бред», - говорит Сухарь.
Помимо работы с населением, эксперты рекомендуют выявлять зачинщиков беспорядков и провокаторов, манипулирующих людьми.
«Надо задействовать формулу четырех слов. Провокаторов — арестовывать, с провоцированными — работать, то есть вести разъяснительную беседу», - резюмирует Вассерман.