Posted 24 июня 2022, 17:05
Published 24 июня 2022, 17:05
Modified 11 сентября 2022, 16:21
Updated 11 сентября 2022, 16:21
Что еще кануло в Лету разбирался корреспондент RostovGazeta.
Смеси для детского питания Bledina стали одними из первых новинок с Запада. Компания Danone начала поставлять этот бренд в девяностых годах. К тому времени он уже полюбился европейским младенцам, и производители решили расширить область продаж. Вот только зарубежные маркетологи не учли, что название детского питания совсем не вяжется с русским менталитетом. На эту тему пошутил и создал своей пародией едва ли не самую эффективную рекламу, ведущий популярной в 90-х юмористической передачи «Оба-на!» Игорь Угольников. Фразу «Bledinoj вскормлен весь мир!» россияне вспоминали еще долго. Официальный слоган рекламной компании звучал так: «Bledina— все, что нужно вашему ребенку!» и вместо исполнения своей прямой продающей функции только веселил российских покупателей.
«В свое время мы при сыне не произносили название кашки, которой его кормили», — смеется ростовчанка Наталья Хуминова.
Сотрудники российских отделений Danone конечно передавали в главный офис жалобы на название детского питания, которые долго оставались без ответа. Однако в 2009 году Bledina все же исчезла с прилавков. На радость родителям — не совсем. Маркетологи провели ребрендинг и детское питание стали продавать под другим названием. Такое исключение сделали только для российского рынка, в Европе название остается прежним. Товар с оригинальным названием можно купить и в интернет-магазине.
Рекламу этого чая с теплом на сердце вспоминают все миллениалы. Этот бархатистый голос мультяшки-домового таким особенным образом произносил слово «беседа», что не заварить чашечку шансов практически не оставалось.
Бренд чая принадлежал компании Unilever. Он появился в магазинах в далеком 1998 году и с самых первых дней продвигал в своей рекламе атмосферу уюта и домашнего тепла, о чем говорит слоган «Беседуйте на здоровье! Беседа. Создан дарить тепло».
«Беседа» стал первым брендом чая в России, который стал выпускать пакетики необычной круглой формы. С 2002 года и до исчезновения чая в 2017 они практически не изменялись. С 2012 года рекламная компания стала постепенно затухать, и покупатели о «Беседе» почти забыли. К 2017 году спрос на этот чай упал и Unilever якобы снял его с производства.
Бренд «Скелетон» появился на прилавках российских магазинов в 2004 году . Производители сделали ставку на подростков, которые уже выросли из других детских творожков, а до взрослой молочки еще не доросли. И маркетинговый ход оказался на первый взгляд беспроигрышным. Проблемы у подросткового йогурта начались, как водится, с родителей. Евгения Мартынова заявила в 2005 году, что подаст на бренд «Скелетон» в суд, потому что упаковка пугает её пятилетнюю дочь.
Пресс-секретарь тогда ответила, что продукция под названием «Скелетоны» была всячески протестирована и получила одобрительное заключение РАН. До суда дело не дошло, но толчок возмущениям родителей был дан и через некоторое время подростки остались без «Скелетонов». Сейчас их все еще можно купить, но не в российских магазинах. В Чехии йогурт продается под названием «Костицы» в узнаваемой упаковке.
«Веселый молочник» начал свое путешествие по полкам российских магазинов с Сибири, где компания стала выпускать его на заводах «Сибирское молоко» и «Владивостокский молочный комбинат» в 2000 году. Всего за шесть лет ассортимент «Веселого молочника» пополнился сгущенным молоком, сырами, различными йогуртами и сырками, даже молочными кашами. Что заставило процветающую компанию уйти с рынка до сих пор не ясно окончательно. Тем не менее, покупатели почти не видели «Веселого молочника» с 2021 года.
Маргарин Rama
Спреды Rama. Без них сложно представить себе холодильник российской семьи в 90-х–00-х годах. Сам бренд имеет длинную историю, он появился в Германии еще в 1924 году, а в Россию его принесла волна «всего зарубежного» в 1996 году. Спред стал дешевой заменой сливочному маслу. Позже линейку расширил «бутербродный» маргарин с оливковым маслом, витаминными добавками и пониженной жирностью.
«Помню, я прихожу домой после школы и делаю себе с ним бутерброд, присаливаю. Вкусно — невероятно. А мама готовила на нем все. Потом как-то попробовала, когда повзрослела и подумала: «как мы могли это есть», — вспоминает ростовчанка Мария Касимова.
Rama уже в начале двухтысячных начала пропадать с радаров потребителей, и чтобы хоть как-то удержаться на плаву производители вводили обновления в рецептуру и дизайн. Однако в 2018 году владельцы бизнеса продали его инвесторам. За рубежом спред от Rama все еще можно купить. В Российских магазинах он отсутствовал до 2021 года, сегодня его можно найти на полках редкого магазина. Спред польского производства не пользуется повышенным спросом у современных россиян.
«Я видела Раму в гипермаркете недавно, руки потянулись взять и прочитать состав. Принципиально ничего не изменилось, вкус тех времен вспоминать не хочется. Поставила обратно и взяла обычное масло», — рассказывает Мария.
Представительство этой компании открылось в России чуть больше 20 лет назад, в 2000 году. Примерно в это же время мобильные телефоны начали набирать популярность среди населения. К 2009 году Nokia стал самым популярным производителем телефонов. Кнопочный мобильник этого бренда хоть раз держал в руках каждый россиянин, а жизнестойкости легендарной Nokia 3310 пользователи поражаются по сей день. С появлением на рынке смартфонов Nokia ушла в тень и о раскладушках все забыли. Сегодня за громкими названиями других брендов ее продукцию едва можно разглядеть. Однако Nokia от нас окончательно никуда не ушла. Более того, компания наладила продажу смартфонов, но вернуть себе былую славу, увы, не смогла.
«Перестановка на брендовом рынке произошла из-за резкой смены потребительского поведения в это период. Общество стало свободнее, появился выбор и здесь сыграл роль естественны отбор. Люди сами избавились от того, что не соответствует их стандартам качества и ритму жизни», — поясняет ростовский маркетолог Анастасия Широкова.
Эксперт считает, что у исчезнувших брендов низкий шанс вернуться на прилавки, поскольку производителям придется начинать все с нуля и выйти на выигрышные позиции среди прижившихся товаров будет чрезвычайно сложно.