Posted 5 марта 2018, 13:00
Published 5 марта 2018, 13:00
Modified 17 сентября 2022, 14:56
Updated 17 сентября 2022, 14:56
Обсуждение состоялось в Торгово-промышленной палате Ростовской области.
Что предложили?
Разработчик проекта, начальник отдела территориального градостроительного проектирования ГАУ РО "Ростовский научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" Григорий Алексеев-Малахов выделил на территории, прилегающей к аэропорту, несколько функциональных зон, которые должны определить его дальнейшее развитие. По факту, выступление разработчика свелось к тому, что "необходимо развивать транспортную систему в связке с прилегающими территориями".
Речь идет о соседних городах, прежде всего, Новочеркасске, а также Ростове и Шахтах. "В нашем случае важную роль сыграет Новочеркасск… Это и столица казачества, и промышленный город, в нем есть площадки для инноваций – это и НЭВЗ, и технопарки. Потенциал очень большой, и в рамках функционального наполнения аэрополиса очень важный", - считает Алексеев-Малахов. Такой вывод исследователь сделал, основываясь на российском и зарубежном опыте, на чем неоднократно заострял внимание.
Почему бизнесмены против?
В представленном проекте не оказалось места бизнесменам. "Из того, что я услышал, пока обсуждается только пассажиропоток, несмотря на то, что комплекс расположен в удачном для развития грузового потока месте, на перекрестке путей всех видов транспорта", - сказал президент холдинга "Тамга" Валерий Болюченко.
По его словам, учитывая, что морские торговые порты в Таганроге, Азове и Ростове полностью загружены, новый аэропорт должен стать так называемым "сухим портом", некой перевалочной базой, которая позволила бы увеличить грузооборот в том числе и действующих в регионе портов.
"Разгружая морские порты, мы увеличиваем тем самым их грузооборот, потому что сейчас у них все площадки забиты. Создавая на этой территории таможенный терминал, мы начинаем притягивать сюда потенциальных клиентов. Если мы этот шанс упустим, и опять начнем заниматься строительством дорог, детских садов, рассуждать о пассажиропотоках, это все тоже очень нужно, но мы этим ничего не решим", - полагает Болюченко.
По его мнению, если начать развивать территорию аэропорта, не заложив зону для развития бизнеса, то ни транспортные развязки, ни узлы перегруза, ни узлы хранения, ни вся прочая логистика будет уже не нужна. "Если же здесь будут сконцентрированы все виды грузового транспорта, то мы станем ключевой фигурой в России, наподобие Сингапура, но пока в докладе об этом ничего не было сказано, как будет развиваться железная дорога и другие виды транспорта", - отметил Болюченко.
Алексеев-Малахов признался, что эта задача глубоко не прорабатывалась. Не стали разработчики рассматривать и вопрос о том, кто бы мог стать потенциальным резидентом данного аэрополиса. В результате в регионе может появиться еще одна "территория опережающего развития", куда бизнесу просто не захочется идти.
Какой выход?
"Здесь есть два пути: либо государство создает инфраструктуру, дороги и все остальное, и показывает готовую инвестиционную площадку для размещения логистических комплексов, либо должен появиться некий инвестор, который скажет, что готов построить здесь комплекс, который будет обрабатывать n-нное количество грузов, и начнет строить его на условиях государственно-частного партнерства", - добавил генеральный директор ООО "Северо-Кавказское логистическое предприятие" Виктор Халын.
По его словам, в идеале проложить необходимую инфраструктуру должно государство, но предприниматель высказал сомнения по поводу того, найдутся ли на эти цели средства. Будущее приаэропортовой территории Халын он видит в развитии электронной коммерции.
Замминистра транспорта региона Сергей Ушаков бизнесменов поддержал. "Если вы обратили внимание, то на схемах, которые в проекте предложены, нет тех моментов, о которых вы уже сейчас сказали, это исключительно концептуальное видение развития территории", - отметил он. По его словам, разработчикам проекта нужно "более внимательно подойти к вопросу размещения промышленной зоны на территории, прилегающей к аэропорту, которая в перспективе позволит размещать здесь грузовые терминалы и комплексы".
Разработчик проекта попытался оправдаться, что с северной части аэропорта рассматривалась возможность размещения таможенного терминала, но бизнесмены заверили, что это вторично. "Вначале должны появиться крупные логистические и распределительные центры, а таможня подтянется. Вы, может быть, и сделали акцент на этом, но ведь это вторично. Если начать с таможни, то не факт, что все остальное подтянется", - раскритиковал проект Халын.
У Новочеркасска нет перспектив
Одним из ключевых положений проекта стало развитие города Новочеркасска – ему отводилось чуть ли не ключевое внимание. С таким повышенным интересом к промышленному городу, где "и так все хорошо", не согласились предприниматели.
"В первую очередь надо делать упор на развитии малых городов, которые находятся поблизости, на тех людях, которые сегодня там без работы – на Новошахтинске, на Гуково, на Родионовке. Новочеркасск адаптируется, потому что развитие машиностроительного комплекса в городе сегодня переживает бум", - сказал генеральный директор ООО "ПКП" Михаил Родионов.
По его словам, из-за укрупнения агрохолдингов в зоне риска также находится Ростов, куда со всех окраин съезжаются люди, которые не находят работу на предприятиях региона. "Всех их надо перехватывать на Платове. А для этого на территории комплекса нужно вкладывать деньги в инфраструктуру и обеспечить до 10-15 тысяч рабочих мест", - полагает бизнесмен.
Как бы власти не уходили с головой в развитие транспортной инфраструктуры нового аэропорта, пока на данной территории не будет обеспечена коммунальная инфраструктура – не подведена вода, газ и энергетика в тех объемах, которые необходимы бизнесу, все вопросы с развитием данной территории теряют всякий смысл, считает предприниматель.
Проект продления железной дороги от Персиановки к новому аэропорту стоимостью порядка шести миллиардов рублей, по словам Родионова, преждевременный, пока прилегающая к аэропорту территории не обеспечена коммуникациями.
"Пока может быть было бы целесообразнее не рассматривать вопросы, связанные с развитием Персиановки и проложением новых 15 километров железнодорожных путей, а реконструировать станцию в Персиановке, где можно было бы делать перевалку на эти самые 15 километров до аэропорта. Высвободившиеся пять миллиардов можно было бы направить на инфраструктурное развитие этого региона", - считает он.
Председатель комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области по развитию транспортно-логистического комплекса Александр Потеряхин считает, что с открытием нового аэропорта у региона "начинается новая эпоха". Видимо, для бизнеса в этой эпохе места нет.