Posted 8 октября 2021, 10:53

Published 8 октября 2021, 10:53

Modified 11 сентября 2022, 16:53

Updated 11 сентября 2022, 16:53

Ростовский иммунолог рассказала о вакцинации от COVID-19 и профилактике

8 октября 2021, 10:53
Почти два года мир живет в условиях пандемии. Тем не менее до сих пор, вокруг ситуации с коронавирусом остается множество вопросов.

Продолжается прививочная кампания от COVID-19. И, несмотря на то, что в Ростове уже привито свыше 80% от числа запланированных к вакцинации граждан, в регионе объявлена 4-я волна коронавируса из-за роста числа заболевших.

Почему COVID-19 не поддается врачебному контролю? Откуда берутся новые штаммы коронавируса? Нужно ли боятся COVID-19 и как ему противостоять?

На эти вопросы в беседе с корреспондентом RostovGazeta ответила врач аллерголог-иммунолог из Ростова, врач первой категории, к. м. н., Татьяна Шарковская.

— Татьяна Евгеньевна, в интервью с Вами, опубликованном заслуженной артисткой РФ Марией Шукшиной, Вы затронули тему о существовании надежного способа защиты от коронавируса. Но подробно не рассказали о нем. Откроете секрет?

— Во-первых, я говорила о профилактике всей респираторно-вирусной группы заболеваний, включая в том числе грипп и COVID-19. Ведь известно, что коронавирус передается воздушно-капельным путем. Входными воротами для него являются слизистые оболочки глаз и носа. Во-вторых, никакого секрета нет. Меры профилактики в сезон подъема респираторной инфекции зарекомендовали себя еще в социалистические времена. Все детские, школьные, и дошкольные учреждения успешно пользовались ими. А кто не выполнял меры профилактики— заболевал. За 32 года работы врачом я могу уверенно сказать, что этот метод проверен и отлично защищает от заражения. Основная суть заключается в том, чтобы защитить входные ворота от проникновения инфекции. Для этого заблаговременно эндозально назначается базовый иммунный препарат, потому, что он не лечебный, а именно профилактический. Он, накануне эпидсезона, настраивает все три звена иммунной системы на борьбу с любой вирусной и бактериальной инфекцией. Его действие длится до полугода. Также, весь осенне-зимний период в обязательном порядке надо защищать нос. Для этого существуют специальные противовирусные мази. Но можно использовать и обычный вазелин. Смысл заключается в том, чтобы закрыть поры в носу, не позволяя инфекции попадать на слизистые, откуда она может впоследствии проникнуть в кровеносное русло. Также, регулярно надо мыть руки. И никто меня не переубедит в том, что такая защита не работает.

— А ношение масок действительно защищает от коронавируса?

— Маска нужна больному человеку, поскольку она защищает окружающую среду от выдыхаемой инфекции. Ведь не случайно, еще из практики СССР, когда в семье кто-то заболевал, врачи советовали изолировать больного, надеть на него маску и чаще проветривать помещение. Любой вирус боится свежего воздуха, солнца и чистоты. Но, к сожалению, далеко не каждый человек проявляет сознательность. Возможно поэтому, сегодня всех заставляют носить маски при посещении общественных мест. Врачи тоже ведут прием в масках. Она защитит от большого числа патогенов, летящих в лицо доктору при контакте с пациентом. Но для того, чтобы маска работала, ее надо менять каждые три часа. Во времена Советского Союза, а я тогда работала на Урале, в период подъема сезонной респираторной инфекции, СЭС строго следила за этим. И знаете как? На входе в отделение больницы, на постах у медсестер висел график смены масок. С 9 утра медики носили белые маски. С полудня — зеленые. На каждый час был свой цвет. А санитарки или сестра-хозяйка каждые три часа обходили медиков, забирали старые маски на дезинфекцию и выдавали новые согласно цветам в графике. А что мы видим сегодня? Пожилые люди захотят в общественный транспорт, достают из кармана очевидно заношенные, грязные маски и надевают на лицо. А все потому, что никто из докторов, из высших менеджеров нашего здравоохранения грамотно им не рассказывает о первичных мерах профилактики.

— Сегодня наряду с прививкой от COVID-19 врачи настоятельно рекомендуют делать и прививку от гриппа. Не возникнет ли между ними нежелательной реакции?

— В советские времена были периоды, когда в школу вместо 30-и человек ходили 5-6. И по этому поводу не били тревогу. Назначали лечение, проходил эпидсезон и все возвращалось на круги своя. Да, сейчас у нас есть COVID-19, но и грипп никто не отменял. И если человек в течение своей жизни регулярно вакцинировался от гриппа, ему необходимо сделать эту прививку. Потому что его организм привык к регулярной иммунной нагрузке, адекватно реагирует на нее, а сейчас не время для экспериментов. Однако после прививки от коронавируса, должно пройти не менее месяца. Но если человек никогда не прививался от гриппа, не стоит об этом задумываться сегодня. Индивидуальные методы защиты, как и прежде, позволят успешно пережить сезон респираторных заболеваний. Только их надо строго соблюдать.

— Но нас убеждают, что именно вакцинация позволит разорвать цепочку заражений COVID-19...

— Вирус, как и любое живое существо, хочет жить. Защищаясь от любых факторов агрессии, он мутирует. Например, неправильное применение антибиотиков привело сегодня к появлению грибов и микробов, устойчивых абсолютно ко всем группам антибиотиков. Тоже самое происходит и с коронавирусом. Естественно, он начинает использовать какие-то новые способы защиты от вакцины и проводимого лечения. В результате появляются новые штаммы. И чем больше мы будем прививаться вакциной, которая еще не до конца изучена и не зарекомендовала себя вакциной, тем больше может возникнуть мутаций. Ведь сегодня нам уже открыто говорят, что от заражения прививка не защищает, но якобы позволяет избежать тяжелых форм заболеваний. Но я лично знаю вакцинированных людей, которые болели очень тяжело. Да, они не умерли, но только потому, что у них крепкое здоровье. Но после вакцинации умер мой родственник. Это был здоровый мужчина, спортсмен, бывший военный. Пусть ему было 72 года, но он занимался спортом и вел спортивную группу — обучал детей самбо. Этот человек был воспитан в социалистические времена, когда доверие к медицине зашкаливало, и никто не подвергал сомнениям слова врача. Он уже первую прививку перенес плохо, но пошел на вторую. Потом поступил в стационар, а через пару дней его перевели в «красную зону» с диагнозом COVID-19.

— Вы противник вакцинации от COVID-19?

— Я совершенно не против вакцинации как профилактического метода. Иммунологом я работаю с 1995 года. В свое время была главным иммунологом Астрахани. Тогда, в конце каждого года, мы считали иммунные прослойки, определяли поствакцинальные осложнения, хотя в то время они были крайне редки. Врачи несли ответственность за проведенные прививки, ведь у нас были достаточно большие медотводы к вакцинации. Благодаря им, мы прививали только здоровых деток, а ослабленных сначала оздоравливали. А что происходит с вакцинацией от COVID-19 сегодня? Позвольте, но помимо поликлиник, у нас прививки делают в торговых центрах. В Москве стали вакцинировать уже в музеях. Как в этом случае вести речь о медицине, откуда может возникнуть доверие к врачам? Почему людей убеждают, что перед прививкой, и тем более новой вакциной, сделанной совершенно новыми методами, не надо обследоваться? Но самое главное, что когда вакцинированный заболевает, ему говорят, что это он на вакцинацию пришел в продромальный [инкубационный — прим. редакции] период. Здесь и возникает главный вопрос — почему же перед прививкой человека не обследовали? Но если верить статистике, у нас уже привито свыше 50% населения. А где же хоть какие-то данные по всему поствакцинальному течению? Недавно я поинтересовалась у коллег из Израиля, проводятся ли у них какие-либо исследования действия вакцин? Оказалось, что тоже нет.

— Многие уже заметили, что после активного старта прививочной кампании начался новый рост заболеваемости. Это как-то связано?

— Две недели назад мою сестру на работе заставили сделать прививку от COVID-19. Первый день она жаловалась на сильную боль в руке. Два дня держалась температура выше 37 градусов, а потом поднялась до 40. Мы вызвали врача, который велел сдать ПЦР-тест. Конечно же, из носа был выделен Sars-CoV-2, поставлен диагноз COVID-19, и началось лечение. В результате, моя сестра попала и в группу прошедших вакцинацию, и в группу заболевших. Да и все врачи уже открыто говорят о том, что сегодня если человек заболеет обычным ОРЗ, ему ставят диагноз COVID-19. Разве так можно собирать статистику? Зачем искусственно нагнетать ситуацию? Ведь будем откровенны. Люди сегодня не просто запуганы, а живут в стрессе, страхе, депрессии. По радио, по ТВ и в СМИ нас убеждают прививаться. На пересечении Буденновского и Красноармейской в Ростове повесили плакат с агрессивным призывом: «Сколько еще должно умереть, чтобы ты привился?». Разве можно так пугать людей? Кроме страшилок в интернете, у нас нет четкого знания патогенеза коронавируса. Кто-то из докторов публично заявил, что вирус влияет на сосуды и на эритроциты. Все это подхватили, ринулись на свой лад пересказывать, переписывать. Почти два года мы живем в условиях пандемии вируса Sars-CoV-2. Но до него был Mers-CoV. Его тоже не особо изучали, а через 3-4 месяца и вовсе про него забыли. У нас в организме живет порядка 2-3 кг микроорганизмов — вирусов, бактерий, простейших, грибов, анаэробов, аэробов… Из них две трети условно-патогенные. То есть те, которые необходимы нашей иммунной системе для ее регулярной тренировки. Еще условно-патогенные микроорганизмы есть в кишечнике. Они активно участвуют в процессе переваривания пищи, вырабатывают важные ферменты. Но как только человек заболевает, условно-патогенная флора начинает интенсивно расти. Наступает болезнь. Однако человеческий организм — это саморегулирующая система. В ней есть важная нейро-иммунно-эндокринная регуляция, которая и обеспечивают гомеостаз — постоянство внутренней среды организма. И пока это постоянство сохраняется, организм живет.

— И какой можно сделать вывод?

— Да, COVID-19 — болезнь опасная. Но неопасных болезней не бывает. Необходимо помнить, что первая защита от любой вирусной инфекции — это профилактика, а отнюдь не ношение перчаток. Я уверенна, что в обозримом будущем, руководители нашего здравоохранения обратят внимание на очевидные факты.

Подпишитесь