Posted 16 февраля 2020,, 09:48

Published 16 февраля 2020,, 09:48

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Борьба с грязью и убытки: как работают ростовские экоактивисты

16 февраля 2020, 09:48
По оценкам ростовских экоактивистов, экотема в городе набирает обороты: все больше людей становятся волонтерами. При этом добровольцы продолжают сталкиваться с отсутствием поддержки властей и разобщенностью разных экодвижений.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, как устроен экоактивизм в Ростове, какие городские проблемы он пытается решить и реально ли на этом заработать.

Почему слово «субботник» теперь под запретом

Одним из направлений ростовского экоактивизма является добровольная уборка территорий. Этим занимаются многие движения, в их числе — проект «Сделаем» (за один день в году добровольцы пытаются очистить как можно большую территорию) и экопикник (помимо уборки людям предлагают досуг на природе).

Организатор экопикников, общий координатор проекта «Сделаю» в Ростовской области Владимир Гиро отметил, что когда власти объявляют субботники, то это происходит добровольно-принудительно. «Поэтому со словом „субботник“ у людей, особенно у бюджетников, ассоциируется с испорченным выходным», — добавил он. Гиро считает, что если бы работников приглашали на уборку мусора в лес, то могла бы быть другая реакция. Но часто субботники проводят там, где и так есть дворники. Кроме того, о субботниках не всегда сообщают заранее, а всего за пару дней до мероприятия, часто без точного места встречи и времени начала, поэтому добровольцы даже при желании не могут присоединиться к участникам.

В отличии от субботников в формате экопикника люди проводят время на природе за спортивными играми, песнями, легкими закусками, которыми делятся с другими участниками, и проводят уборку мусора, вешают плакаты или сажают деревья. «Уборка является добровольной, никого не заставляют», — добавил активист. Он планирует организовывать такие мероприятия раз в месяц в течение 2020 года.

«Когда мы публиковали сообщения в соцсетях, нам писали, что мы мошенники. Якобы мы делаем уборку, а администрация списывает деньги за нами. Но насколько мне известно, городскими лесами, например, управляет отдельное ведомство, которое составляет контракты на уборку только на 15 метров от дороги. Все, что внутри леса, контрактом обычно не предусмотрено вот мы и организовываем уборки только там, где не будут это делать городские власти», — рассказал активист.

Кроме этого, Гиро предположил, что некоторые подрядчики могу просто не делать свою работу тщательно. «Это зависит от честности подрядчика. Если под кустом лежит гора покрышек, то зачем ему поднимать этот куст и убирать их?», — пояснил он.

Что касается материального обеспечения, то активисты обращаются к районным администрациям, чтобы получить мешки, инструменты, машины для вывоза мусора.

«Когда мы обращаемся за поддержкой к районным администрациям при проведении субботников: за мешками, лопатами и машинами, чтобы вывезти мусор, реакция разная. В прошлом году Ленинский район нас очень поддержал, а в Кировском мы не нашли поддержки. Нам сказали, что поздно спохватились — за неделю», — рассказала корреспонденту RostovGazeta директор «Центра содействия экологическим инициативам «Экомост» Дарья Карманова.

Кроме указанных движений в Ростове с прошлого года действуют российские проекты «Доброе дело» и «Тут грязи нет» (занимаются также экопросвещением, получили статус общественных инспекторов в Минприроды региона). Формат «Тут грязи нет предполагает, что за каждый мешок с мусором участник получает экорубль, в конце уборки за эти рубли можно купить товары от спонсоров. Кроме этого, в городе работает всероссийский коммерческо-волонтерский проект «Чистые игры», организаторы которого превращают уборку в спортивное соревнование: за мусор получают баллы, а потом призы.

Владимир Гиро рассказал корреспонденту RostovGazeta о еще двух инструментах для борьбы с мусором: карта свалок Общественного Народного Фронта и сайт благоустройства города. Он пояснил, что в первом случае после нанесения на карту свалку быстро убирают. Что касается сайта благоустройства, то после обращения должны давать ответ в течение 30 дней.

«Существуют инструменты, которые позволяют убрать свалку, не прикасаясь к ней. Администрация — это тоже не паук с восемью глазами, который все видит и знает. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы сообщить о свалке. Другое дело, если на это сообщение придет отписка. Но с тем уровнем загрязнения, которые есть в Ростове, не нужно надеяться, что это все уберут власти. Тут население должно помогать», — заключил Гиро.

Что течет в малых реках

Владимир Гиро рассказал, что в 2020 году активисты нашли несколько экоорганизаций и специалистов, которые хотят заняться этим направлением, но пока оно не очень развито. Во многом потому, что анализы воды стоят достаточно дорого, для этого нужны средства спонсоров.

«В Ростове, по некоторым данным, около сорока родников — это много. Но дело в том, что у нас даже нет их картотеки, большинство никто не контролирует. Ежегодно Роспотребнадзор берет пробы только в 13 родниках, самых популярных», — рассказал активист. Гиро отметил, что на сайте Роспотребнадзора хоть и вывешивается отчет о результатах исследований, но без подробного цифрового указания замеров и нормативов.

Гиро отметил, что в Ростове действует организация «Темерник СУ», которая занимается Темерником. «Это отлично, но у нас не одна река. Есть Безымянная балка, Кизитириновский ручей с Можайскими прудами. Есть много малых рек и прудов в городе, некоторые из которых просто в ужасном состоянии. Но об этом никто не говорит.», — сообщил активист. Собеседник добавил, что на весну запланирована большая уборка в Лелюшенковском лесопарке, где есть родничок и маленькая речка вдоль всей улицы Штахановского. «И там на каждом шагу — покрышка. Речка в овраге, все заросло зеленью, поэтому этого никто не видит», — пояснил доброволец.

Он отметил, что в Можайских прудах, откуда активисты вытащили 80 покрышек, раньше купались люди, катались на катамаранах. «Потом начали загрязнять. Может, детишки спускались на покрышках и оставляли там. Но шины там лежали минимум 30 лет», — рассказал Гиро.

По его словам, в Ростове нет никакой целенаправленной программы по очистке родников и рек. «И возможно, без помощи общественности покрышки там будут еще 30 лет лежать», — считает доброволец. Однако Гиро выразил надежду что когда-то удастся убедить власти создать график по регулярной очистке рек и родников, чтобы потом не пришлось вкладывать в каждую реку миллионы.

РАСТЕНИЯ

Кто будет ухаживать за засыхающими деревьями

Директор «Центра содействия экологическим инициативам «Экомост» Дарья Карманова рассказала, что центр занимается помимо уборок экопросвещением и проектом под рабочим названием «Друзья парков», в рамках которого волонтеры смогут оказывать различную помощь в озеленении города. В частности в высадке деревьев (для этого нужно приглашение районных администраций или отдела благоустройства) и контроля за качеством растений, инвентаризации и уходе за растениями.

«На последних собраниях по озеленению города говорилось, что не такая проблема посадить, но большая проблема вырастить. Где-то есть вопросы с отсутствием качественного финансирования, где-то — отсутствием специалистов», — добавила Карманова.

Она отметила, что организация не хочет брать на себя функционал администрации. «Но мы понимаем, что если чего-то не происходит, то возможно, потому что нет ресурса. И вместо того, чтобы вступать в распри, мы предлагаем волонтерский ресурс», — рассказала директор организации. Собеседница пояснила, что диалог с властями еще налаживается, в этой области пока нет принятых решений.

По словам Кармановой, в Ростове много мест, которые требуют внимания. «Чтобы понять, что городу не хватает средств или специалистов, достаточно просто по нему пройтись», — добавила она. По словам директора организации, более точную информацию они смогут получить, когда поработают с каждым районом и поймут, каких ресурсов не хватает и какую помощь там готовы принять

Проблемы с озеленением в городе, по словам Кармановой, фундаментальны. «С одной стороны, нам не хватает специалистов внутри структуры, которые должны эти вопросы решать. Они просто не воспитаны нашей образовательной системой или не попали на эти места по социальным лифтам. Возможно, у них другие цели», — предположила активистка. С другой стороны, как отметила собеседница, нельзя говорить, что вина лежит только на чиновниках. «Есть наше общество, которое закрывает глаза на многое, само оставляет свалки, уничтожает зеленые насаждения. Общество, которое не готово собирать отходы раздельно и много к чему не готово», — пояснила она.

Директор организации сообщила, что поэтому «Экомост» хочет заниматься просвещением, воспитывая более высокие ожидания и собственную ответственность в обществе. «И предлагаем партнерство тем, кто должен реализовывать народную волю», — добавила Карманова.

По ее словам, чтобы обучить волонтеров правильно сажать деревья, сформировать чек-лист для народного контроля за состоянием растений, организация пригласит специалистов, в том числе эколога Ирину Федоровну Черкашину. Собеседница пояснила, что сейчас обсуждается инициатива формирования волонтерских команд в разных районах города.

ПЕРЕРАБОТКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Можно ли заработать на переработке

По данным Минприроды, практически все твердые коммунальные отходы в России вывозятся на мусорные полигоны и свалки. В переработку или сжигание отправляется около 4-5% мусора. Хотя данных о Ростовской области нет, можно предположить, что ситуация не сильно отличается, так как мусороперерабатывающего комплекса все еще нет.

Как следует из открытых источников, на данный момент в Ростовской области занимаются сбором и переработкой отходов около 87 компаний. Однако в это число входят муниципальные организации, а также фирмы, которые перерабатывают металл и утилизируют опасные отходы. В среднем, это отрасль не прибыльна: средний убыток организаций составляет около 56 миллионов рублей.

Первые четыре места по объему выручки занимают компаний, занимающиеся обработкой лома и цветных металлов, опасных отходов, пятое — ГК «Чистый город», региональный оператор Ростова и Мясниковского района (выручка — 1,5 миллиардов рублей за 2018 год, чистая прибыль — 848 тысяч рублей). Именно эта компания сейчас, по идее, должна собирать весь мусор, часть из него отправлять на переработку. Но наряду с ней в Ростове действуют другие фирмы, которые собирают и перерабатывают мусор, устанавливают контейнеры для раздельного сбора и устраивают акции по сбору. Так сбором отходов в Ростовской области занимаются «Экоцентр», фонд «Экология Дона», «Ростоввторпереработка» (организовали эколого-образовательный центр «Экориум». Активисты проводят уроки в школах), Эко-Спас в Батайске и другие.

Директор НКО «Ростов — Город Будущего» Алексей Милич рассказал, что его организация проводит ежемесячные акции, где принимает отходы. «Мы берем макулатуру, ПЭТ-бутылку, флаконы, стекло, батарейки, лампочки, металл. Не принимаем остальные виды пластика, биоотходы. То, что мы собираем, сдаем в переработку, с этим нет проблем», — рассказал Милич.

«Ростов — Город Будущего» занимается просвещением в школах, садиках, проводит экодворы — мини-фестивали с экопросвещением в игровой форме, привлечением переработчиков, которые устанавливают контейнеры. «Есть экошкола, в рамках которой мы работаем с заповедниками — отправляем туда детей на практику, где они изучают флору и фауну», — рассказал Милич. По его словам, совместно с «Гринпис» организация реализует проект «Воздух» (изучает уровень загрязнения воздуха в городах), развивает добровольных пожарных, которые тушат лесные и степные пожары.

В целом, «Ростов — Город Будущего» за 2019 год получил больше 475 тысяч рублей (48% — -продажа вторсырья, 35% — оказание услуг, пожертвования — 11%, проведение уроков — 7%). Организация потратила 405,7 тысяч рублей на административные расходы, раздельный сбор и другие мероприятия. То есть заработала меньше 70 тысяч рублей в год.

Ноль отходов — Экомаркеты

Активисты движения «Ноль отходов» считают, что для решения проблем с мусором, людям стоят обратить внимание на свое потребление. В первую очередь отказаться от одноразовых вещей в пользу многоразовых и выбирать продукты и товары, которые наносят природе наименьший вред.

Сертифицированный экотренер, основатель сообщества «Ноль Отходов ЮФО " или «Zero Waste Rostov» Виктория Гапонова рассказала, что в Ростове основала тренинг «Экошкола по-ростовски» для взрослого населения, который посвящен раздельному сбору. В ноябре прошел первый поток в антикафе «Тренд». Виктория планирует проводить их и дальше на постоянной основе, с апреля еще и в формате онлайн. Весь проект будет называться по-новому: «Академия Экологической Осознанности».

«После того, как клиенты обучились очно на моем трениге „Раздельный сбор отходов в каждый дом“, они могут купить необходимые экотовары (многоразовые сумки, экомешочки, бахилы, стаканы, трубочки и так далее) в точке продаж, которую я создала в этом же антикафе для их же удобства и скорейшего внедрения экопривычек. Это качественные вещи ручной работы, которые приятно брать в руки», — сообщила она.

Позже активистка планирует запустить вторую ступень тренинга «Путь к нулю отходов». «Приходится людям долго доносить ценность экологичных привычек. Сталкиваясь с тем, что нужно от чего-то отказываться (например, от пакета), им кажется, что они не должны этого делать. В принципе, всегда ограничения воспринимаются человеком агрессивно, такая у людей психология. Именно поэтому я занялась еще и экотоварами. Я не просто рассказываю, что пакет — это плохо, но и предлагаю альтернативу в шаговой доступности», — сообщила собеседница.

Она отметила, что есть активисты, которые шьют себе экомешочек из старой шторы и ходят с ними по магазину. «Им все равно, как это выглядит. Конечно, это их право. Но на мой взгляд, любая экопривычка должна приносить удовольствие. Главное вовлекать остальных и видом и функциональностью», — считает активистка.

По ее словам, на тренинге люди платят только по тарифам антикафе. «Пока могу позволить себе делать бесплатно, чтобы в принципе привлечь внимание населения. Со временем я буду брать за это деньги, так как работа должна приносить еще и доход. Но любое дело на начальном этапе приносит больше убытков, чем доходов», — считает она.

В Ростове действует несколько точек продаж с приставкой «эко». Часть из них так продвигает здоровую еду, но обычно в пластике, другая — продает продукты без упаковки.

Что делать с экодвижением

Организатор экопикников, общий координатор проекта «Сделаю» в Ростовской области Владимир Гиро отметил, что планирует наладить общение экообъединений в донской столице. «Пока невозможно объединиться в какое-то единое сообщество. Более того, это не будет возможно. Каждый занимается своими направлениями, все это влить в одну экоорганизацию нельзя», — считает активист.

Гиро отметил, что ежемесячно проводятся встречи экоактивистов для обсуждения совместных планов идей и проектов, а также знакомство с новыми экоактивитами которые о нас узнали и захотели к нам присоединиться. В 2020 году, как и в предыдущем, совместно с остальными экообъединениями пытаемся составлять общий календарь экомероприятий города и ссылку на него размещаем в наших группах. Это нужно, чтобы события не назначались на один день в разных частях города, а наоборот активисты могли помогать друг другу в их проведении.

Кроме этого, в Ростове есть инициатива создать совет экологических объединений города. «Насколько я знаю, ни один из других городов не смог сделать союз, везде сообщества разрозненные. Единственное исключение — когда какая-то экоорганизация создавалась как единственная, потом все остальные движения оформлялись как ее филиалы», — рассказал Гиро. По его мнению, в Ростове много замечательных экоорганизаций, и их дружеское взаимодействие — ключ к развитию сознательного отношения граждан и властей к природе.

"