Через сколько в Ростовской области будут ездить беспилотные машины
Аналитика

Через сколько в Ростовской области будут ездить беспилотные машины

28 июля 2019, 10:47Photo: RostovGazeta
Сейчас на московских дорогах тестируют беспилотные автомобили, в работе проекта принимает участие Таганрогский университет. RostovGazeta разбиралась, что это за проект, через сколько на улицах региона начнут ездить машины без водителей и что за этим последует.

Что тестируют

Ранее СМИ сообщали, что «Яндекс» тестирует на московских улицах беспилотные автомобили. Среди партнеров проекта назывался Таганрогский университет. Как пояснили в Институте радиотехнических систем и управления ЮФУ, речь идет о преподавателях, которые работают по принципу совмещения. «Они работают в «Научно-конструкторском бюро вычислительных систем», — пояснил сотрудник вуза.

Бюро, как указано на его сайте, было образовано в 2001 году для создания современного инновационного дизайн-центра в области вычислительной техники и микроэлектроники, систем автоматического управления, цифровой обработки изображений и сигналов. На сайте отмечается, что основные направления деятельности компании связаны с работой бортового оборудования. То есть бюро занимается и обеспечением работы беспилотных авто.

О московском проекте рассказали представители пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса». «В данный момент на дороги общего пользования Москвы в рамках эксперимента выехали первые пять беспилотных автомобилей „Яндекса“. Еще несколько десятков таких же автомобилей ждут сертификации и постановки на учет. Ездят машины в общем потоке, строго соблюдая правила дорожного движения. Во время тестирования на водительском кресле находится инженер-испытатель, который может при необходимости взять управление на себя», — сообщили сотрудники. По их словам, эксперимент проходит на всей территории города, и выбор конкретного маршрута зависит от задач тестирования.

Photo:RostovGazeta

На дороги выйдет еще сотня

«Чем больше беспилотных автомобилей выходит на дороги, тем быстрее развивается технология — машины собирают разные дорожные ситуации, учатся с ними взаимодействовать. Поэтому на данном этапе необходимо увеличивать тестовый флот», — считают представители компании. Они отмечают, что в этом году планируется вывести на дороги более сотни автомобилей. «Сначала наши машины будут ездить в Москве, для тестирования технологии в условиях большого города. По мере увеличения нашего флота мы будем расширять территорию тестирования, и со временем беспилотные автомобили „Яндекса“ появятся в других российских городах», — добавили в службе.

«Машины обучаются постоянно, и, спустя какое-то время, мы сможем перейти к беспилотным автомобилям, которым уже не нужен будет инженер в салоне, а будет достаточно удаленного оператора», — считают сотрудники компании. Они отметили, что сначала это станет возможным на ограниченных территориях, которые будут постепенно расширяться. «Результатом должна стать технология, которая сможет управлять автомобилем лучше человека. При этом делать это самостоятельно, стабильно и в разных условиях. Мы рассчитываем, что достигнем этого уровня в течение 3-5 лет», — сообщили представители.

По их словам, для массового применения технологии требуется также соответствующее законодательство, которое пока только начинает разрабатываться. «Так в России еще нет регулирования для беспилотных пассажирских перевозок. Мы уверены, что как только оно появится, мы сможем запустить сервис робо-такси в столице, сначала в отдельных районах, а затем и по всей стране. Тогда беспилотную машину можно будет вызвать в приложении „Яндекс.Такси“ так же, как в Иннополисе и Сколково. С момента запуска сервиса робо-такси в этих двух городах пассажиры совершили уже более 4000 поездок», — отметили в службе.

Photo:RostovGazeta

Через сколько перейдем на беспилотники

«Процесс перехода на полностью беспилотные автомобили будет проходить очень долго и постепенно. Сначала, вероятно, будет локальное использование, затем — общее применение с частичным использованием элементов беспилотного управления, после чего, возможно, появится эксплуатации полностью беспилотных автомобилей», — считает ведущий аналитик компании «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов. Он отметил, что отдельные производители говорят о сроках перехода на беспилотные автомобили до 2030 года. «В целом процесс перехода на беспилотники будет происходить по всей стране равномерно, но нужно время и значительные вложения», — добавил Исмаилов.

Председатель комитета Заксобрания региона по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Игорь Бураков отметил, что есть разные прогнозы на этот счет. «Еще год-два назад Греф (председатель ПАО „Сбербанк“ Герман Греф — RostovGazeta) уверенно говорил, что через пять лет половина автомобилей будет гибридными и электромобилями. И, вроде бы, определенная логика в этих рассуждениях была, но мы с вами видим, что этого пока не случилось, сроки серьезно сдвигаются. То же самое и в отношении беспилотных машин. Я думаю, что массовой эта история станет не раньше, чем через 10-15 лет. Хотя беспилотные автомобили уже есть, они успешно проходят тестирование», — сообщил Бураков. По его словам, в легковых автомобилях неизбежно начнут использовать беспилотные технологии. «Главный российский разработчик в этой сфере — „Яндекс“, и Ростов участвует в этом разве что своими программистами. Я думаю, вряд ли в легковом транспорте Ростовская область будет каким-то приоритетным пилотным регионом, мы будем двигаться так же, как и вся страна», — сообщил спикер.

Photo:RostovGazeta

Первым делом поезда и сельхозмашины

Бураков считает, что беспилотные технологии раньше появятся там, где есть типовое движение, легче поддающиеся алгоритмизации. «Поэтому мы, наверное, придем к этому в сельхозтехнике раньше, поскольку там все действия типовые. Над беспилотными технологиями работает „Ростсельмаш“, уже есть беспилотные комбайны, которые они тестируют, это же распространится и на трактора. Мне кажется, что машинный интеллект справится с подобной техникой лучше человека. У беспилотных сельхозмашин резко возрастает точность земледелия, а это благоприятно влияет на урожай и экологию, потому что нужно вносить меньше удобрений», — сообщил депутат.

Бураков отметил, что тем не менее по прогнозу компании, машинный интеллект заменит комбайнеров не завтра, а несколько позже. «Пока человек здесь оказывается эффективнее, потому что когда техника идет по полю, то машинный интеллект выигрывает на прямых линиях, а с разворотами пока человек справляется лучше, с переездом с одного поля на другое — тоже. Но думаю, что будут расти инвестиции в этом направлении, и за этим будущее, потому что у машинного интеллекта есть много плюсов», — считает собеседник. Среди преимуществ новых технологий он назвал круглосуточную работу. «И не надо волноваться по поводу трезвости машинного интеллекта, сохранности топлива, урожая», — добавил парламентарий. Бураков полагает, что Ростовская область можем стать лидером в стране по внедрению машинного интеллекта в сфере сельхозмашиностроения.

«Вторая наша специфика — это „Новочеркасский электровозостроительный завод“. Примерно 70% всех локомотивов в стране делает именно новочеркасский завод, но пока он не посмотрел в сторону беспилотных технологий. До реальных разработок в отличии от „Ростсельмаша“ они еще не добрались», — сообщил собеседник. Бураков отметил, что, в целом, в подвижном составе в том или ином виде эти технологии уже присутствуют и используются массово, в той же в авиации, например.

Photo:pixabay.com

Минусы и плюсы

«Надо быть острожными, потому что испытания идут во всем мире, и несчастные случаи еще происходят. Мы пока не дошли до того уровня, когда риски станут минимальными, хотя в конечном итоге это произойдет», — полагает спикер. По его словам, беспилотные технологии снизят аварийность, повысят скорость движения, уменьшат пробки на дорогах. Сначала беспилотные машины будут использоваться внутри больших городов, потом их выпустят на междугородние маршруты.

«Первый минус, о котором уже все говорят, — высвободится большое количество людей, которых заменит машинный интеллект. Есть разные оценки в отношении России, называют цифру до 5 млн человек. Но для нашей страны это, на самом деле, не минус, а плюс, поскольку мы еще видим естественную убыль населения, а это ведет к дефициту рабочих рук. Особенно в условиях существенного экономического роста, которого страна намерена добиться в ближайшую пятилетку. Любой рост будет требовать дополнительные рабочие руки, востребованность человеческого капитала интегрально будет все-таки возрастать», — сообщил Бураков. Он считает, что в нашей стране беспилотные автомобиле не приведут к такой острой проблеме на рынке труда, как в других странах, потому что в России низкая безработица, много вакансий. «И если мы будем разговаривать с работодателями, то мы чаще будем слышать о дефиците рабочих рук, чем о том, что они не знают, куда трудоустроить людей», — рассказала депутат.

Photo:pixabay.com

Вторым минусом он назвал возрастающую зависимость человека от технологий. «И, конечно, мы будем сталкиваться с вызовами, которых прежде не знали. Например, представьте, что в мире на сутки пропадет электричество. Острота и негативное воздействие энергетических аварий будет возрастать по мере того, как мы все более и более будем зависеть от электричества, Интернета, компьютерной техники», — добавил спикер. Он отметил, что кибератаки — это тоже дополнительный риск. «Мы говорим, что у машинного интеллекта нет проблем с трезвостью, но есть компьютерные вирусы. Как бороться с такими сбоями?», — говорит Бураков. Он отметил, что есть целая линейка новых вызовов, с которыми человек научится справляться, как это всегда и происходило. «Возможно, это будет тормозить прогресс, но точно его не остановит», — заключил собеседник.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter