Posted 7 ноября 2016,, 10:14
Published 7 ноября 2016,, 10:14
Modified 11 сентября 2022,, 09:06
Updated 11 сентября 2022,, 09:06
В своем эссе для Всероссийского конкурса "Учитель года — 2016" вы писали, что никогда не хотели быть учителем. В детстве хотели стать хирургом-кардиологом, но закончили филологический факультет РГУ. Почему остались в школе?
Школа - это очень интересное место, в котором всегда кипит жизнь и в котором интересно работать. Захотелось узнать эту огромную жизнь изнутри, попробовать на себе. Меня заинтересовало. И со временем школа стала частью моей жизни. Сейчас я ни о чем не жалею.
Есть что-то общее между учителем и кардиохирургом?
И учитель, и кардиохирург имеют дела с сердцами людей. Кто-то в прямом смысле, а кто-то в переносном. Врач и учитель - это две профессии, представители которых делают одно и тоже — стараются делать человека лучше. Поэтому я не сильно далеко ушел от своей первой мечты.
Бытует мнение, что в педагогические вузы идут те, кто не поступил в другие, более престижные заведения. Так ли это?
Мне про педагогический институт рассказывать тяжело, потому что я в нем не учился. Я заканчивал классический факультет филологии и считаю себя в первую очередь филологом, а уже во вторую - преподавателем.
Какая часть из выпускников педагогических вузов остается работать в школах?
К сожалению, не все, кто заканчивал в пединститут, работают учителями. Чтобы работать учителем, мало иметь образование, нужно еще иметь желание и определенные внутренние качества. Я считаю, что каждый учитель должен глубоко понимать свой предмет. А уже выбор, становиться учителем или нет, никого отношение к образованию и месту, где человек учился, не имеет.
Как в целом обстоят дела с кадрами в школах?
В последнее время молодых учителей в школе стало больше, что не может не радовать, ведь любая система должна обновляться и должны быть молодые учителя. В последние годы ситуация становится лучше, чем была несколько лет назад.
Есть ли тенденция к тому, что учителей-мужчин становится больше?
Работать учителем стало вполне нормально в современном обществе и мужчине в том числе. Изначально учитель - это мужская профессия. Женщины пришли в нее только в ХХ веке. На самом деле мужчина и женщина - это два разных учителя. В мужчине есть определенные качества, которые больше подходят для учительской профессии. С другой стороны, учитель-мужчина никогда не будет так по-матерински заботлив, как учитель -женщина. Сегодня уже никто не задает вопросов: "Почему ты пошел работать учителем?". Все понимают, что это замечательная и по-своему престижная профессия.
Как вы решились участвовать во Всероссийском конкурсе "Учитель года — 2016"?
На Всероссийском конкурсе я оказался, потому что выиграл областной конкурс "Учитель Дона-2016". Участие во Всероссийском конкурсе не было моей целью. Для себя я ставлю более реальные цели. Мне всегда нужно хорошо и качественно выполнить свою работу от начала до конца. Я считаю, что на всех этапах конкурса я выполнил свою работу хорошо, в том числе и на всероссийском. У меня от этого пути удовлетворение, и мне есть чем гордиться.
Что было самое сложное?
Ответственность, которая лежит всегда на участнике конкурса. Я понимал, что по моему выступлению будут судить обо всей Ростовской области. Легче всего представлять только себя. Ведь в случае успеха вся слава - моя и в случае неуспеха единственный, кого будут винить - тоже я. А мне нужно было выступить хорошо, чтобы было понятно, что Ростовская область имеет право называться одной из лучших. Поэтому ответственность — это самое тяжелое испытание в конкурсе. Потому что, по большому счету, все остальное — это обыкновенная учительская работа.
Победители конкурса встречались в Кремле с Путиным. Какие впечатления от встречи?
У нас была встреча на следующий день, после окончания конкурса. Получилась довольно теплая беседа. Было видно, что президент хочет поговорить с обыкновенными, живыми учителями. Мы ощутили, что мы интересны на самом высоком уровне.
Как вы относитесь к высказыванию Медведева о том, что учитель - это жертвенность, а "хотите зарабатывать - идите в бизнес"?
Это высказывание у меня не вызвало тогда и не вызывает сейчас сильных эмоций. Не могу отозваться об этой фразе ни положительно, ни отрицательно, по-моему, это просто констатация факта, реальности. Учительство - это призвание. Иногда комфорт внешний, которого можно достичь с помощью финансов, может быть не настолько прекрасен, как комфорт внутренний. Работа учителя - это прежде всего работа человека, который хочет достичь внутреннего комфорта. Тем более, что в школе можно зарабатывать деньги, и никто не умирает с голоду.
Какова ситуация с зарплатами в школе сейчас?
В школу приходят молодые люди, приходят мужчины - это говорит о том, что в школе можно жить, и это уже не то место, которым пугали 15-20 лет назад.
Глава города Сергей Горбань предложил вам место директора школы. Сначала вы согласились, а потом отказались. Почему?
Я выбрал преподавательскую деятельность, потому что директорство - это слишком административная работа, выполняя которою, я не буду чувствовать себя комфортно. Я все-таки учитель. Я участвовал в конкурсе "Учитель года", поэтому мне бы хотелось остаться учителем. Я переезжаю в Москву преподавать в лицее при МГУ русский язык и литературу и заниматься некоторыми административными вопросами. Также мне предложили стать научным руководителем направления "филология".
Как вы относитесь к негативным отзывам на такое решение - уехать преподавать в Москву?
Я спокойно отношусь к разным мнениям. Более того, сам учу детей высказывать абсолютно разные позиции. Но в лицо мне никто ничего плохого не говорит.
Как отреагировали ученики на ваше решение?
У них настоящий конфликт между разумом и чувствами. Разумом-то они понимают, что я делаю все правильно, и они гордятся, что их учитель будет работать в одном из лучших учебных заведений страны. Разумом-то они все понимают, но чувства все равно сдержать не могут. Поэтому и слезы, и просьбы, чтобы я не уезжал. Но это жизнь. Работа учителя такова, что рано или поздно учитель и ученик друг с другом прощаются. И это прощание всегда вызывает определенные эмоции, как и любое расставание.
Как меняются школьники с приходом интернета, мобильных телефонов, социальных сетей. Стали ли они более раскованы или есть положительные тенденции?
Они просто другие. И это самое главное. Они не могут быть такими, как были дети 50 лет назад. Это было бы странно и неправильно. Стало, конечно, тяжелей преподавать, потому что с помощью Интернета можно узнать гораздо больше, чем способен сказать учитель. Сейчас мы не являемся авторитетами в знаниях. Мы - те люди, которые показывают, что с этими знаниями нужно жить. Сегодня учитель — это человек, который акцентирует внимание на чем-то главном и дает понять, что это важно и нужно для жизни. Я, например, никогда не расскажу так много о Пушкине или Чехове, сколько можно узнать из различных, причем хороших, интернет-источников.
Нужно ли ограничивать доступ детей к новым технологиям?
Мне кажется, что новые технологии не должны мешать. Ограничивать детей от игр и интернета - это все равно, что много лет назад ограничить людей от колеса. Сегодня появление новых технологий также естественно как появление всех тех предметов, которые сначала вызывали страх и ужас, а теперь являются обычными предметами обихода. Против времени и против условий невозможно построить жизнь, потому что жизнь - это и есть существование в определенных условиях.
Насколько школы сегодня технологически оснащены?
Школа сегодня - это современный информационный центр, в котором интернет, интерактивные доски и электронные формы учебников существуют абсолютно естественно и не кажутся чем-то удивительным. Я думаю, что всем этим нужно уметь правильно пользоваться, и тогда будет по-настоящему качественный результат. А пока, к сожалению, очень часто технологии используются просто ради технологий без определенной цели.
Как вы находите общий язык с учениками и их родителями?
Я с учениками не просто говорю, а разговариваю. Разговаривать — это не просто говорить. Даже с пятиклассниками я общаюсь как со взрослыми, состоявшимися людьми.
Поговорим о системе образования. В СССР мы были самой читающей нацией, а сегодня совсем сдали позиции. Что в нашей системе образования не так? Или виноваты все, не только министерство образования?
Я абсолютно убежден, что в этом нет вины системы образования. Сейчас не читают как раз те, кто учился в советской школе — это родители моих учеников, которые своим примером не показывают, что книга - это важно. На самом деле современный человек очень много читает. Просто читает разовое. Поэтому говорить, что люди сейчас не читают - как минимум странно. А вот, то, что в современном мире и в обществе такое семейное, спокойное чтение куда-то ушло – факт. Понятно, что это связано с быстрым течением нашей жизни. Все куда-то спешат, а книга – это то, что нас останавливает, хватает за личное. В школе мы стараемся сделать так, чтобы книга стала чем-то важным и близким. Поэтому я беру книги на уроки, чтобы хотя бы там дети смогли их подержать.
Какие на сегодняшний день главные проблемы школ в России в целом и в Ростовской области в частности?
Это слишком глобальный вопрос. У Олега Парамонова, победителя Всероссийского конкурса "Учитель года-2016", было стихотворение, в котором есть такие строки: "страшнее нет проблемы, чем отсутствие проблем". Мне кажется, если мы позволим себе думать, что у нас все прекрасно и у нас совсем нет проблем, то это будет самой главной проблемой. Потому что преодоление трудностей и каждодневная работа, которую мы должны проводить - это и есть жизнь, движение вперед.
Как складываются отношения школ с властями региона, идут ли они на диалог и готовы ли решать возникающие проблемы?
В последние годы отношения власти к образованию стало совершенно другим. Мы понимаем, что мы нужны и интересны. К нам прислушиваются. Это действительно дает стимул работать. Мы всегда знали, что школа нужна конкретному ребенку, его родителям, но сейчас мы понимаем, что это большое социальное благо и оно интересно государству. Все изменения, которые происходят в образовании, это изменения, которые демонстрируют отношение властей, государства к школам. И, по моему мнению, сейчас происходят положительные изменения.
Часто в пример ставится система образования Финляндии. Почему?
Система образования в Финляндии — это в чистом виде советская система образования, в которой было уделено особое внимание предметному содержанию, глубокой научности. Нам просто необходимо немножко посмотреть назад, и мы поймем, что все новое — это модернизированное версия того прекрасного, что было в прошлом. Потому что педагогика - это наука, которая аккумулирует знания в течение многих лет и предполагает, что все новое строится на базе прежних знаний. Мне кажется, что нам не хватает любви к старому образованию, мы к нему относимся очень критично.
Что стоит вернуть из советской системы образования в современную?
Глубокую предметность, глубокие предметные знания. Не формы и методы, а именно предметное изучение. То есть задумываться не над вопросом "как преподавать", а решать вопрос, "что преподавать".
Какими чертами характера должен обладать современный учитель?
По современному учителю должно быть понятно, что он знает не только то, что преподает на уроке, но и то, что он - настоящая интересная и развитая личность. Современный учитель — это прежде всего человек, глядя на которого становится понятно, что знания — это база для жизни, понятно, что это человек, который находится в состоянии внутреннего комфорта и ему нравится дело, которым занимается.
Какую черту своего характера вы бы хотели видеть у своих учеников?
Уважение к разным точкам зрения. Это то, что я стараюсь воспитать и то, что я считаю очень важным. Мир не двухцветный и даже не из палитры цветов, а из огромного количества оттенков, и оценивать его нужно очень терпимо. Современный мир - это мир, в котором должны и могут сосуществовать абсолютно разные точки зрения.
Ваша любимая книга и поговорка?
Я вообще люблю поговорки и пословицы. Образование - это настоящий труд, причем труд прежде всего тех, кто учится, а не тех, кто учит. Поэтому мои поговорки были бы про труд человеческий. Про труд и пруд. О, а список книг большой. Я всегда своим ученикам говорю, что в разные периоды жизни мне нравились разные книги. Если говорить об одной, самой любимой, то это "Евгений Онегин". Потому что это книга, к которой я могу прийти в абсолютно любом состоянии. А самое главное, что я могу читать ее с абсолютно любого момента: и назад, и вперед - с любой главы. Не зря она называется "энциклопедией русской жизни".