Posted 3 февраля 2017,, 10:48
Published 3 февраля 2017,, 10:48
Modified 11 сентября 2022,, 16:05
Updated 11 сентября 2022,, 16:05
ОСАГО - это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Впервые оно появилось в Америке в 20-х годах прошлого века. Далее его вводили во всех странах для создания финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами машин.
В России же начали задумываться о введении этого вида страхования в 60-х годах. Однако окончательно ОСАГО пришло в страну в 2003 году после вступления в силу соответствующего закона.
Испытывать проблемы при покупке полисов автовладельцы начали с 2014 года. Многие страховые заявили о невыгодности услуги и стали ограничивать продажи. Обращаясь в офисы страховщиков, водители столкнулись с большими очередями и навязыванием различных допуслуг.
В одних компаниях полис прекратили продавать без страхования жизни. В других сильно сократили время работы и число операционистов, создав многодневные очереди. В третьих стали выдвигать условия об обязательном осмотре машины перед заключением контракта, при этом из-за загруженности эксперта предлагали записаться на процедуру только через три месяца после обращения.
В результате пенсионерки стали собираться у дверей компаний, предлагая автовладельцам постоять за них в очереди за деньги.
В 2015 году после множества жалоб от владельцев авто Банк России временно ограничил действие лицензии компании "Росгосстрах". Она лишилась права заключать новые договоры ОСАГО и изменять действующие. Однако ее обязали обслуживать убытки по страховым случаям и исполнять обязательства по ранее заключенным контрактам.
Вскоре организация предоставила документы, в которых было сказано о проведении ряда мер по исправлению сложившей ситуации. После этого действие лицензии восстановили.
Чтобы пресечь спекуляции, с 2015 года Банк России предложил страховщикам перейти на продажу электронных полисов. С 1 января 2017 года всех страховщиков обязали заключать договоры в электронном виде.
Теперь любой гражданин может приобрести электронный полис у компании, которая является членом Российского союза автостраховщиков. Сейчас насчитывается 69 таких организаций.
При этом на сайте Центробанка можно проверить, есть ли у компании действующая лицензия на ОСАГО.
Изначально множество пользователей жаловались, что при попытке купить полис через Интернет сайт дает сбои. На других порталах советовали обратиться в офис компании. При этом жители не всех регионов могли приобрести полис таким образом.
Продажи онлайн работают плохо, так как страховщики сами в них не заинтересованы. Страховые могут компенсировать работу в убыточных регионах (где полисы стоят дешево) сборами в прибыльных субъектах. Теперь это становится затруднительно: граждане из любой области могут приобретать полисы через Интернет.
Кроме того, инспектор ГАИ уже не может проверить без Интернета, есть у водителя электронный полис или нет.
Для покупки электронного полиса потребуются паспорт, водительское удостоверение, ПТС и диагностическая карта.
Нужно пройти регистрацию на сайте страховой компании и получить от нее логин и пароль для доступа. Они передаются автовладельцу по электронной почте, СМС или при личном обращении в офис страховой.
Далее необходимо заполнить заявление в электронной форме и оплатить при помощи банковской карты. Полис придет по электронной почте. Его нужно распечатать и держать при себе во время вождения авто.
Купить электронный полис можно на сайте страховой компании. Любые другие способы приобретения – через агентов и прочих посредников – незаконны.
Бумажный полис на привычном бланке строгой отчетности и полис в электронном виде абсолютно равнозначны с точки зрения закона. При этом можно заказать у страховой по почте бумажный вариант полиса. Однако доставку придется оплатить заявителю.
Сотрудники полиции могут проверить подлинность полиса по электронной базе данных.
Центробанк обязал представителей страховых компаний устранять неполадки на сайтах в течение получаса. Для проведения плановых работ организация должна оповестить об этом пользователей на главной странице сайта, причем уведомление должно появиться за сутки до начала мероприятий.
В объявлении должно быть указано и время завершения работ. Такие работы могут проводиться не чаще раза в месяц.
Также система сайта должна обеспечить заключение контракта за 30 минут после подачи заявления.