Posted 31 августа 2020,, 13:44

Published 31 августа 2020,, 13:44

Modified 11 сентября 2022,, 16:52

Updated 11 сентября 2022,, 16:52

Вячеслав Плахотнюк: «Сода и вода»

31 августа 2020, 13:44
Вячеслав Плахотнюк

Удар по соде в Башкирии может «аукнуться» госкомпаниям по всей России. Практически одновременно и Владимир Путин — Президент Российской Федерации, и ведомство Алексея Кудрина — Счётная палата Российской Федерации заявили об отсутствии видимого результата и от деятельности частных инвесторов, и от нанятых властями специалистов — менеджеров.

Было заявлено, что до 90 процентов контролируемых государством акционерных обществ находится с «серой зоне», их деятельность никак не анализируется, нет правил начисления и уплаты в бюджет дивидендов и планов развития. В этой мутной воде может водиться самая разная «рыба». Вопрос о том, куда уходит прибыль имеет ответ только в отношении «Башкирской соды» — «в офшор».

В Счётной палате отметили, что заработные платы и иные выплаты управленцам госкомпаний отличаются в десятки раз и часто не зависят от прибыльности или убыточности самих предприятий. В народе ходят легенды о баснословных зарплатах госменеджеров. Государство даже не знает точное число ГУПов и акционерных обществ, находящихся под его контролем. Это серьёзный коррупциогенный фактор и повод для срочного принятия мер.

«Башкирская сода» находится в частной собственности и с ней теперь, более-менее всё ясно. После «чёрной метки» от Президента менеджмент и задержавшиеся в России собственники отправятся в тюрьму, а предприятие — в правильные и чистые руки.Меры к тому, чтобы российским бенифициарам стало невыгодным прятаться за иностранные юрисдикции, тоже принимаются. Пример тому — недавняя корректировка налогового соглашения с Кипром.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом и судом. Таким образом, выводы Счётной палаты о крайней непрозрачности и неэффективности большинства предприятий с государственным участием должны прослужить сигналом к мерам, аналогичным тем, которые последуют за заявлением Президента в отношении «Башкирской соды». Это было бы правильно политически, и это масштабная работа.

С нормотворческой точки зрения стоит подумать об отдельном публичном Реестре компаний и государственным участием или контролем, об обязательном минимальном размере доходов, перечисляемом такими компаниями в бюджет, а также об обязательном опубликовании их финансовой отчётности, включая сведения о заплатах и иных выплатах работникам.Такие сведения не могут составлять ни государственную, ни личную тайну, а тем, кому это не нравится, можно предложить найти себе применение в частном секторе.

Заслуживает поддержки и инициатива внесения в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации поправок, приравнивающих к должностным лицам руководителей всех компаний, так или иначе контролируются государством. Это позволит усилить контроль в госкомпаниях. При этом санкции должны быть смягчены — нужно вообще уходить от практики лишать свободы на впервые совершённые экономические преступления.

"