Posted 24 сентября 2020, 09:40

Published 24 сентября 2020, 09:40

Modified 18 сентября 2022, 10:50

Updated 18 сентября 2022, 10:50

Грязные войны: кто виноват в мусорном коллапсе на севере Ростовской области

24 сентября 2020, 09:40
Жители города Миллерово жалуются на мусор уже несколько месяцев. Отходы образуют горы около домов, магазинов и на проезжей части. Но эта история не ограничивается одним городом. Оператор, который обслуживает Миллерово, захватывает семь районов, в которых живет больше 200 тысяч человек.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, что происходит на севере Ростовской области, куда уходят деньги за вывоз отходов и почему претензии к оператору начались только сейчас.

Ранее в редакцию RostovGazeta обратился житель города Миллерово, который рассказал, что проблемы с вывозом мусора здесь начались где-то полтора месяца назад. «Мусор вывозят примерно раз в три недели. На одной улице выкинули памперсы для взрослых, их растянули собаки, везде вонь. Был скандал из-за этого. Пищевые отходы тоже пропадают, туда не подойдешь из-за запаха», — сообщил собеседник. По его словам, договором предусмотрен вывоз мусора два раза в неделю.

«Я спрашивал у людей, которые возят мусор, в чем дело. Они говорили, что полигон закрыли. Теперь на время его открывают, мусор иногда успевают вывозить. А новый полигон якобы не согласовали. Какая-то чушь, согласовывают полигон вместо мусороперерабатывающего комплекса. В Вёшках мои знакомые тоже жалуются, что все плохо», — добавил житель.

Работой оператора недовольны и в администрации города Миллерово. «Почему вы нам звоните? Обращайтесь в „Экосервис“ с вопросом о том, почему редко вывозят, почему сбои у них. Ответственность вся на „Экосервисе“. У нас очень много обращений таких. Мы направляем письма, чтобы они лучше работали. Неоднократно обращались в министерство ЖКХ. По-моему, после писем немножко начали убирать», — сообщила корреспонденту RostovGazeta сотрудница администрации.

Причем здесь казаки

«Экосервис» — региональный оператор, который обслуживает Боковский, Верхнедонской, Кашарский, Миллеровский, Тарасовский, Чертковский, Шолоховский районы. По данным на начало 2020 года, всего в этих территориях живет больше 200 тысяч человек.

Согласно данным открытых источников, в «Экосервисе» работает около 149 сотрудников, пять вакансий открыто. В 2019 году убыток компании составил 38,9 миллионов рублей. Недавно оператора пытались сделать банкротом. В феврале этого года Федеральная налоговая служба подала соответствующий иск из-за долга в 1,7 миллиона, но в июне суд отказал организации.

Это далеко не единственные финансовые претензии к «Экосервису». Общая сумма исков к компании — 8,8 миллионов рублей. Так, в августе этого года фирма «Контраст плюс» потребовала 2,8 миллионов через суд из-за задолженности за аренду транспорта, МПО ЖКХ Миллеровского района — около двух миллионов, Верхнедонское МП ПУ ЖКХ подало иск на 2,9 миллионов.

Что касается текущего года, то «Экосервис» выступил заказчиком услуг и товаров почти на 105 миллионов рублей, самая большая сумма ушла на топливо — 60 миллионов. На размещение отходов оператор потратил 15,3 миллиона рублей.

Первым совладельцем «Экосервиса» в 2015 году указан Николай Недвигин, который сейчас является владельцем 75% «Экограда». Кроме этого, он директор торгового дома «Индустрия» (собственница — Недвигина Марина) и «Нитро Групп», разрабатывающей песчаные карьеры. Недвигин — атаман Новочеркасской городской общественной организации казаков «Геогиевская» (ее сейчас ликвидируют), один из совладельцев «Федерации дзюдо и самбо» и партии «Родина». В прошлом ему принадлежал «Эко-город».

В 2015 году в совладельцах фирмы появился Евгений Пономарев, через год он выкупил всю компанию. Бизнесмен стал владельцем «Экосервиса» 24 марта, а уже в июне компания получила бессрочную лицензию на работу с отходами. Сейчас он владеет «Эко-городом» (тем же, что принадлежал первому совладельцу «Экосервиса). То есть, по сути, эко-компании между первыми владельцами ходят по кругу.

С конца 2017 года среди собственников «Экосервиса» числились Александр Сметанин, Любовь Элиозишвили и «Первая строительная организация № 1».

Сейчас директором компании является Евгений Гнездилов, ему же принадлежит 10% фирмы с 2018 года. На его счету есть только три закрытых ИП.

Остальной частью фирмы владеет ООО «Первая строительная организация № 1», ее собственником является Григорий Сетраков. Кроме этой фирмы и «Экосервиса» бизнесмен владел только ООО «Донской Сельхозпродукт», но компания сейчас ликвидируется.

Что касается «Первой строительной организации № 1», то она занимается автомобильным грузовым транспортом, оказывает услуги по перевозкам, собирает неопасные отходы и так далее. Эта компания, в отличии от оператора, работает безубыточно, в 2019 году она вышла на прибыль в два миллиона, в 2018 успехи были чуть скромнее — 946 тысяч.

Долги на долги

Корреспондент RostovGazeta обратился на горячую линию «Экосервиса», чтобы получить ответ по жалобе читателя. Сотрудник попросил назвать конкретную улицу. Но в обращении были фотографии с горами отходов по всему городу.

В ответ на это собеседник заверил корреспондента, что компания вывозит мусор. «В одной части города в понедельник, вторник, среду, в другой — четверг, пятница, суббота. И в воскресенье захватываем то, что не доубирали в субботу. Кто звонит по горячей линии, и у кого вообще кошмар, то срываем машину и туда едем. Реагируем на все такие жалобы», — сообщил он. По информации специалиста, по итогам вторника «ни одной красной полоски» в городе не осталось, мусор нужно было вывезти примерно из трети города.

«Единственное — у нас вот перебой был, когда закрывали Чертковский полигон на девять дней. Это было где-то в конце августа. И нам вывозить мусор некуда было, повезем не туда — нас же прикроют. За эти девять дней представляете сколько насобиралось в городе Миллерово?», — отметил он. Сотрудник рассказал, что в начале сентября из-за приезда чиновников во время крупных пожаров «Экосервис» попросили быстро убрать мусор, для этого открыли полигон. «А потом опять его закрыли. Идет такое издевательство, а виноват „Экосервис“. Примерно недели три прошло, мы до сих пор вывозим», — добавил он.

Специалист сообщил, что полигон закрыли из-за долгов компании. «А с чего нам платить, если люди не платят? Но мы не приостанавливаемся, мы возим. А они полигон закрывают. Захотел — закрыл, захотел — открыл. Или закрыл на девять дней, на один открыл, а потом опять закрыл. Куда это идет?», — поинтересовался он. Работник рассказал, что компания пользуется двумя полигонами — Верхнедонским и Чертковским, и оба закрывали несколько раз.

По его данным, в Миллерово и Миллеровском районе платежи идут не более, чем 32% всего населения. «И так по всем семи районам, которые мы обслуживаем: Миллеровскому, Тарасовскому, Кашарскому, Верхнедонскому, Шолоховскому, Чертковскому, Боковскому», — рассказал сотрудник.

Он сообщил, что компания «Экосервис» купила землю под отходоперерабатывающий комплекс за восемь миллионов. «А Чертковский коммунальщик сразу же наложил арест на нее, так что мы не можем ничего сделать. Нам нужно экспертизы проводить, подготавливать участок, а нам не дают. Эту землю нужно признать подходящей под переработку, составить план и начинать потихоньку делать», — добавил собеседник. Специалист объяснил, что арест наложили тоже из-за долгов за полигон.

«Смотрите. Например, расходы мы понесли на 16 миллионов, а поступило нам на счет девять миллионов. Мы стараемся сначала зарплату отдать, запчасти поднакупить. Остаток отдает полигонам: по 100-200 тысяч перечисляем, а им мало этого», — заключил сотрудник.

Контейнерное дело

Еще одна проблема для вывоза мусора — отсутствие контейнеров. «В Миллерово мы ездим по свалкам. Сами подумайте. Подъезжает машина, там лежит гора мусора. Два грузчика и водитель берут лопаты и грузят это все, полдня уходит на одну кучу. По идее, у нас должен ездить один водитель и один грузчик. А у нас — водитель и два грузчика, которые сразу берут три лопаты. Если по одному грузчику будет, то мы до трех миллионов на зарплате сэкономим. Как раз эти деньги можно отдать полигонам.», — сообщил работник.

По его словам, компания пытается добиться установки контейнеров от администрации города с начала 2019 года. «Никто не пошевелился. А мы до сих пор ездим по этим мусорникам, а не местам накопления, как должно быть. Из-за этого у нас сбои идут», — пояснил собеседник.

Работник привел в пример один из таких случаев. «Несколько дней назад камаз заехал на Черноморскую, там стоят пять трехэтажных зданий и на них три контейнера. Машина заехала для погрузки в 9.30, втроем они в четыре вечера закончили, камаз был полный. „Экосервис“ виноват или кто? По соглашению с Министерством мы должны приехать, контейнер перевернуть и уехать. А то, что сбоку контейнера должен убирать собственник земельного участка, то есть администрация», — отметил сотрудник.

По его словам, большая часть куч мусора скапливается в городе Миллерово. «В остальных районах мы жителей опрашиваем. Они в администрацию идут, если администрация не помогает — пишут в прокуратуру письма. И тогда администрации волей-неволей ставят контейнеры, хотя бы без площадок», — сообщил специалист.

Как следует из его слов, в Чертковском районе начали ставить контейнеры, хоть их пока немного. «В Тарасовском поставили в 2019 году, и ни разу с ними проблем не было. Из Кашар иногда звонят с жалобами. Там было три машины: одна в ДТП попала, вторая сломалась, осталась одна. Сейчас доделываем вторую. В Верхнедонском районе тоже маловато контейнеров, в самой Казанке они стоят. Из Боковского и Чертковского районов ни одной жалобы за прошедшую неделю не было», — сообщил специалист.

Он заверил, что компании хватает автомобилей. «У нас 32 единицы, всего хватает. Были бы контейнеры, это было бы другое дело», — заключил он.

Решит ли проблемы расторжение договора

В среду на заседании правительства министр ЖКХ Ростовской области Михаил Полухин сообщил, что с «Экосервисом» планируют расторгнуть договор. У оператора выявили систематические сбои при вывозе отходов, сказались и долги.

Что касается собираемости платежей, то в августе этот показатель поднялся до 86% по Ростовской области. Региональных операторов в нынешних условиях решили поддержать за счет субсидий. «В первом полугодии 2020 года на эти цели было направлено 102 миллиона рублей», — сообщил министр.

Кроме этого, по его словам, для поддержки донских регоператоров привлекают средства федерального бюджета. В этом году Ростовской области направлено 268 миллионов рублей, но пока эти деньги до операторов не дошли. «На данном этапе проверяются представленные регоператорами документы. В сентябре — октябре планируется провести трансферт», — сообщил Полухин.

Во время своего выступления министр также отметил, что в регионе не хватает 42 тысяч контейнеров и 17,5 тысяч контейнерных площадок, что будет стоить более 600 млн рублей. То есть нехватка контейнеров реальна.

«В рамках законодательства их обустройство — задача собственника земельного участка, как правило, муниципалитета. На сегодня средства предусмотрены в бюджетах 24 муниципальных образований, в 31 — этой статьи нет», — сообщил министр.

Он уточнил, что региональные операторы не обязаны обеспечивать людей контейнерами, однако они купили и частично установили уже 16,5 тысяч тар. «Прорабатывается вопрос финансирования закупки контейнеров за счёт бюджета РФ», — добавил Полухин. Министр не уточнил сроки закупки новой тары.

Подпишитесь