Posted 8 августа 2022,, 06:52

Published 8 августа 2022,, 06:52

Modified 11 сентября 2022,, 16:49

Updated 11 сентября 2022,, 16:49

В Ростовской области больше 60 компаний продолжают зарабатывать на услугах такси

8 августа 2022, 06:52
В Ростовской области после пандемии в сфере пассажироперевозок и услуг такси остались работать более 60 компаний, о самой индустрии и ее развитии рассказали в Торгово-Промышленной палате (ТПП) России.

Согласно данным ТПП Российской Федерации, в течение 2021 года россияне пользовались услугами такси более 2,5 миллиарда раз, и с каждым годом популярность такси только растет.

В условиях загруженного общественного транспорта или отсутствия собственного автомобиля у населения не остается другой более комфортной альтернативы, чем воспользоваться услугами такси. Все, что для этого требуется — только телефон, в котором либо есть номер необходимого таксопарка, либо приложение одной из популярных компаний-агрегаторов. При этом услуги такси настолько популярны, что любой самый слабый дождь способен вызвать взлет спроса и цен на услуги частных перевозчиков, а иногда даже сбои в работе приложений агрегаторов.

«У нас, по-моему, вообще только такси ездят теперь по Москве, остальных машин стало меньше», — заметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По данным ТПП, в настоящий момент в сфере услуг такси работают более 575 тысяч человек по всей стране, а объем рынка составляет 820 миллиардов рублей. Эти колоссальные доходы по большей части приходятся на компании-агрегаторы, которые предоставляют таксомоторным компания, индивидуальным предпринимателям и обычным водителям доступ к единой системе, осуществляющей распределение заказов между зарегистрированными пользователями сервиса.

В ТПП утверждают, что через агрегаторов проходят 95% заказов, и только 5% заказов россияне делают самостоятельно, обращаясь в таксопарки без участия посредников. При этом большая доля рынка — около 70% приходится на популярный сервис «Яндекс.Такси», на втором месте по объему заказов оказалась компания «Ситимобил», занимающая немногим больше 8%. Оставшиеся доли от 95% практически одинаково распределили между собой Maxim, «Везёт» и InDriver.

При этом даже для водителей, получающих заказы посредством агрегаторов, наступили непростые времена. После начала спецоперации и введения антироссийских санкций комплектующие для ремонта автомобилей подорожали как минимум на 30%, а в Ростове с дефицитом деталей столкнулись даже АТП, осуществляющие пассажироперевозки по маршрутам общественного транспорта. В ТПП и вовсе утверждают, что с февраля текущего года автомобили и запчасти к ним подорожали вдвое, а средние расходы на ремонт транспортных средств выросли на 40%.

«Восстановление запасной части какой-то серьезной, агрегата, это минимум на 30% дешевле, чем создание нового аналога. Надо узаконить этот рынок, надо его легализовать. Соответственно, чтобы все это было безопасно заставить маркировать запчасти, которые восстановлены, кем восстановлены и так далее», — объяснил Сергей Катырин проблему, с которой столкнулись водители такси и таксомоторные парки в последние месяцы.

Между тем в Ростовской области, согласно данным системы «СПАРК-interfax», было зарегистрировано всего 216 компаний, основным видом деятельности которых являлась деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. К настоящему времени таких компаний осталось всего 61, при этом около 40 из них или прекратили зарабатывать в прошлом году, или находятся в стадии ликвидации.

Так по итогам 2021 года в Ростовской области зарегистрировано всего 22 компании, которые зафиксировали в своей отчетности выручку. При этом шесть компаний заработали до 865 тысяч рублей, 11 организаций от 865 тысяч до девяти миллионов рублей, а еще пять предприятий заработали на услугах извоза более девяти миллионов рублей.

Здесь стоит отметить, что наиболее успешной компанией оказалось ООО «Диспетчерская» с выручкой более 143,3 миллиона рублей и чистой прибылью в размере 14,9 миллиона рублей по итогам 2021 года. На втором месте по доходам оказалось ООО «Мега Плюс», чья выручка составила более 102,8 миллиона рублей с чистой прибылью 14,7 миллиона рублей, а тройку лидеров замкнуло ООО «Динамит» с выручкой 21,7 миллиона и прибылью 1,8 миллиона рублей в 2021 году.

Однако не для всех компаний прошлый год был настолько же успешен, например, ООО «ТАКСОПАРК № 1» и ООО"СТ-ФАВОРИТ» хоть и выручили от продаж от шести до 12 миллионов рублей, но их чистая прибыль по итогам прошлого года ушла в минус от 5,3 до 5,97 миллиона рублей, что повысило их индексы финансового риска от 90 до 93 баллов.

Интересным фактом также является то, что за 2022 год были ликвидированы 14 компаний, за 2021 год — 14 организаций, а за 2020 год — 13 предприятий. Таким образом за период пандемии коронавируса в Ростовской области прекратили деятельность всего 41 компания, предоставляющая услуги пассажироперевозок. Это практически треть компаний по оказанию услуг такси, что прекратили свою деятельность в период с января 2005 года.

Пока никто не может сделать точный прогноз о том, сколько компаний продолжат или начнут работать в Ростовской области к концу календарного года, однако уже известно, что в любом случае поездки станут безопаснее. В конце мая в России приняли закон, согласно которому люди с непогашенной судимостью по определенным статьям больше не смогут зарабатывать, оказывая услуги такси. Закон вступит в силу уже с марта 2023 года, и в ТПП считают, что это не единственная мера безопасности пассажиров, о которой следует позаботиться.

В ведомстве напомнили, что в настоящий момент сфера частного извоза не имеет никакого отдельно закона или регламента, который мог бы регулировать отношения между заказчиком, исполнителем и посредником в случае возникновения конфликта интересов. Между тем в Торгово-промышленной палате России объявили о создании специальной группы, которая работает над документом.

«Служба заказа должна нести ответственность за то, что она, если такие случаи бывают, [прим. редакции — сотрудничает] с теми, кто не имеет лицензии, кто этим видом бизнеса вообще не должен заниматься. Вне зависимости откуда водитель, а у нас сегодня свободное движение рабочей силы в Евразийском экономическом союзе, все должны иметь российские права», — в заключение добавил Сергей Катырин, добавив, что в перспективе новый закон способен не только сформулировать, но и защитить права работников рынка, занятых в сфере пассажироперевозок, а также обеспечить безопасность пассажиров.

"