Posted 17 декабря 2020,, 12:16

Published 17 декабря 2020,, 12:16

Modified 18 сентября 2022,, 11:12

Updated 18 сентября 2022,, 11:12

Почти половина народных промыслов исчезла в России за 30 лет

17 декабря 2020, 12:16
За последние 30 лет в России исчезло 40% народных промыслов и специалисты опасаются, что они могут пропасть совсем. Ростовская область не исключение. Мастера, получившие уникальные умения от учителей или родителей, уходят в другие сферы деятельности.

Народные промыслы не могут быть дорогими в принципе, кроме того, сказывается пандемия, из-за которой падает платежеспособность покупателей и в разы сократилось число туристов.

Так, компания «Аксинья» из Ростовской области по производству хорошо известной в советские годы семикаракорской керамики основную ставку делает на онлайн-продажи. Сейчас половина керамики продается в сторонних розничных магазинах, треть продукции в собственной сети, а остальное через интернет.

Как говорит директор «Аксиньи» Наталья Белова, компания способна увеличить производство втрое, но сначала надо найти рынок сбыта. Другая проблема — если производители керамики увеличат стоимость своей продукции. она просто станет неконкурентоспособной.

«Мы одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы. Это, конечно, наш национальный код, если хотите», — рассказал глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин в программе «Бизнес-вектор» и добавил, что сейчас народные промыслы чувствуют себя не очень хорошо и могут попросту исчезнуть.

В настоящее время в России существуют прядка 300 народных промыслов и практически все они производятся малым бизнесом. Одно из немногих исключений — Павлопосадская платочная мануфактура, которая выпускает платки, шали, шарфы и палантины с хорошо узнаваемой розой в центре. В планах — производство курток и жилеток все с той же розой. что может увеличить оборот фабрики на 5%. Но даже такое большое и автоматизированное производство в 2020 году из-за пандемии коронавируса не работало весной и летом.

Большинство же продукции народных промыслов производится вручную, например, ручной труд в себестоимости хохломских расписных изделий составляет 40%. А если поднять стоимость той же матрешки до тысячи рублей, вряд ли она будет пользоваться большим спросом.

Немаловажную роль играет и то, что народные промыслы стареют, а мастера не могут нати себе учеников. Средний возраст производителей около 50 лет и еси в ближайшее время не принять кардинальных решений, председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин, страна может лишиться всех мастеров.

Сегодня основными покупателями народных промыслов России являются сами же россияне, на туристов приходится лишь пятая часть продаж. За 2019 год, по информации Минпромторга, оборот народных художественных предприятий увеличился на 27%, но в 2020-м, по прогнозам, большинство художественных мастерских будут убыточными.

Производители могут рассчитывать на господдержку, но при этом обязаны показывать рост выпуска и продаж так как относятся к промышленности.

«Ну что мы будем оценивать, сколько наштамповали подносов или сколько мы кинжалов наштамповали на этом производстве? Не в этом же суть этого производства», — считает Сергей Катырин.

Осенью правительство РФ подготовило пакет изменений, для ремесленников планируют ввести саморегулирование, стандарты художественных стилей и разрешения на их использование. По мнению специалистов, это приведет к еще большим трудностям для мастеров. Для поддержания отрасли необходимо включить продукцию народных промыслов в госзакупки, привлечь частный капитал и пересмотреть критерии для получения мастерскими господдержки.

"