Posted 3 августа 2022,, 07:42

Published 3 августа 2022,, 07:42

Modified 18 сентября 2022,, 15:22

Updated 18 сентября 2022,, 15:22

«Армянские друзья России»: как Керенский защищал дашнаков Нахичевани-на-Дону в суде

3 августа 2022, 07:42
Керенский был не только социалистом и революционером, но и хорошим юристом. Причем как адвокат Александр Федорович высоко ценился. Он в 1912 году весьма успешно защищал дашнаков, в том числе и наших нахичеванских. Об этой истории — штатный краевед издания RostovGazeta Георгий Багдыков.

Кто такой Александр Федорович Керенский, знают многие. Именно он возглавлял Временное правительство в 1917 году. После октябрьской революции 1917 года сложил с себя полномочия председателя (премьер-министра) Временного правительства. Но вот о том, что он был известным адвокатом и даже защищал дашнаков, в том числе и из Нахичевани-на-Дону, известно не многим.

Кто такие

Дашнаками называют членов старейшей армянской партии социалистической ориентации Дашнакцутюн, которая возникла в 1890 году в Тифлисе. Кстати, эта партия существует и сегодня, даже входит в Социалистический Интернационал (Социнтерн). Они в начале двадцатого века были не только социалистами, они ставили перед собой грандиозную цель — создание свободной и независимой Армении в ее исторических границах. Именно поэтому они принимали активное участие в национально-освободительной борьбе армянского народа в Османской империи.

Отношение к дашнакам у царского правительства было разным и неоднозначным. Как социалистов их недолюбливали, но как союзников в борьбе с Османской Турцией уважали и ценили.

И все же дашнаки были социалистами-революционерами (кстати, полное название партии — Армянская революционная федерация или Армянское революционное содружество), они продавали оружие русским рабочим и революционерам. Известно, например, что в Нахичевани-на-Дону на сороковых линиях дашнаки занимались изготовлением самодельных бомб, а потом через Ростово-Нахичеванскую межу переправляли их ростовским революционерам. Конечно, царским жандармам такая деятельность представителей этой армянской социалистической партии нравиться не могла. Потому членов Дашнакцутюн периодически арестовывали, за ними зорко следили.

Минас Берберов

Ярким лидером дашнаков у нас на Дону был Минас Иванович Берберов. Он впоследствии стал членом правительства Первой Армянской республики. Эта республика существовала до прихода советской власти в Армению. Кстати, Минас Берберов какое-то время даже сотрудничал с известной газетой «Искра», «Приазовским краем», был редактором газеты «Донская речь».

И все же Берберова, как и других его соратников, арестовали за революционную деятельность. В январе−марте 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся суд над лидерами партии Дашнакцутюн, в том числе и над ним.

Одним из адвокатов лидеров партии Дашнакцутюн на суде был будущий председатель Временного правительства Александр Федорович Керенский.

Вот как об этом вспоминал он сам: «Одним из крупнейших для меня процессов стал процесс по делу армянской партии Дашнакцутюн в 1912 году. Оно стало эпилогом в прискорбной деятельности князя Голицына в начале столетия, в результате которой даже такие верные друзья России, как армяне, превратились в грозную революционную силу. Перед судом предстала вся армянская интеллигенция, включая писателей, врачей, юристов, банкиров и даже купцов (которые, как утверждалось, предоставляли революционерам денежные средства). Расследование длилось несколько лет. Аресты шли по всей России, и, в конце концов, в Санкт-Петербурге был учрежден специальный сенатский суд. Некоторых обвиняемых продержали в тюрьме почти четыре года, прежде чем начались судебные заседания. Слушания открылись в январе 1912 года и продолжались до середины марта. Были опрошены шестьсот свидетелей. Опасаясь беспорядков, полиция приняла особые меры предосторожности. Суд шел при закрытых дверях, в зал заседаний не допустили даже родственников обвиняемых. Атмосферу накаляли всякого рода запреты» («Россия на историческом повороте». А.Ф. Керенский).

Благодаря стараниям адвокатов, в том числе и Керенского, многие члены партии Дашнакцутюн были оправданы. Керенский считал, что оправдание лидеров партии дашнаков подняло престиж России среди армян в Турции и Закавказье. Это воодушевило многих армян в их национально-освободительной борьбе с Османской Турцией. Кстати, Керенский публично утверждал и писал, что Россия должна была относиться к армянам, воюющим с турками, как к своим союзникам.

После февральской революции 1917 года дашнаки стали чувствовать себя свободно. Но потом ситуация резко изменилась, партия была объявлена вне закона. После того как советская власть пришла в Армению, они пытались поднять восстание, но безуспешно. Далее деятельность этой партии продолжалась в условиях эмиграции. В тридцатые годы минувшего столетия немало армян, в том числе и в ростовской Нахичевани, были репрессированы из-за того, что их обвиняли в связях с дашнаками. Но это уже другая история.

Георгий Багдыков

"