Posted 11 мая 2022,, 13:18

Published 11 мая 2022,, 13:18

Modified 18 сентября 2022,, 15:10

Updated 18 сентября 2022,, 15:10

«Говорили на армянском». Чем русские Нахичевани-на-Дону отличались от жителей Ростова

11 мая 2022, 13:18
Город Нор Нахичеван (или Новый Нахичеван, впоследствии Нахичевань-на-Дону) был основан по указу императрицы Екатерины Великой армянами-переселенцами из Крыма в 1779 году. Почему-то многие думают, что в этом городе жили только армяне. Но это не так.

К середине девятнадцатого века в городе Нахичевани-на-Дону сформировалась довольно большая русская колония. И эта русская колония, как тогда говорили, весьма успешно развивалась. Более того, многие русские Нахичевани отлично говорили по-армянски и даже по-русски изъяснялись с некоторым акцентом.

Интересные воспоминания о том времени и о Нахичевани оставил известный историк Павел Петрович Филевский (1856−1951). Его отец работал в магистрате города.

Павел Петрович, в частности, писал: «В то время Нахичевань был еще совершенно армянским городом. Все русские говорили по-армянски, а некоторые русские так плохо говорили по-русски, что их не всегда можно было понимать. Чиновники магистрата были все русские древние старожилы города. Русская колония жила в одном месте в саду Чорчопова, где ныне завод „Аксай“, в противоположную сторону от Ростова. Отец жил и с русским чиновничеством, которое совершенно не смешивалось с армянами. Прислуга была исключительно русская, прекрасно оплачивалась и была избалована донельзя, потому что ее трудно было нанять».

А еще Филевский интересно описал нравы жителей Нахичевани.

«Накануне больших праздников богатые армяне присылали гостинцы секретарю: голову сахару, самого дорогого цветочного чаю, кусок материи, рису, окорока и пр. Отец, было, решительно запротестовал, но скоро увидел, что бороться с этим совершенно невозможно, тем более что присылали люди, не имевшие в магистрате никаких тяжб. Молодец из лавки приносил кулек, клал в передней, и никакие требования взять обратно не влияли. Молодец говорил, что велено доставить, и уходил.

Потом отец по совету служащих в магистрате махнул рукой и не разговаривал. Они ему сказали, что так от дедов и тут злого умысла нет, а один старый армянин ему сказал: «Ты нас не серди, душа моя, мы хотим с тобой жить хорошо, жалование у тебя маленькое, а мы рады тебе помочь. Зачем брезговать нашим подарком».

А вот как Павел Филевский описал армянские застолья, на которых всегда почетными гостями были русские соседи.

«Угощали армяне чрезвычайно обильно. Всевозможные сладости то и дело обносили, много танцевали, а больше всего пили вино, водку гораздо менее. В карты на званых вечерах почти не играли. Моя мать часто сердилась на отца, что он приходит с вечеров выпивши, он не оправдывался, но говорил, что у армян иначе бывать нельзя и, чтобы избежать выпивки, надо вовсе не ходить, что он согласен делать, но ему не хочется портить отношений».

Конечно, русские Нахичевани, живя с армянами бок о бок, сами становились в чем-то похожими на представителей этого древнего народа. Но при этом никогда своей национальной идентичности не теряли. Более того, в Нахичевани существовало три русских православных храма ─ церкви Софийская, во имя Святого Александра Невского и во имя Святой царицы Александры. Кстати, из трех русских православных церквей до наших дней сохранилась лишь Александрийская (улица Ченцова, 3).

Сохраняли русские Нахичевани и все свои национальные обычаи и традиции. Более того, немало этих традиций вошли в культуру донских армян. Армяне, например, с удовольствием вместе с русскими соседями сидели за самоваром, пили чай. На застольях армянские музыканты играли на национальных инструментах русские мелодии. Кстати, сегодня также донские армяне на свадьбах играют и поют русские народные песни.

Вот так переплетались культуры двух народов: два города — Нахичевань-на-Дону и Ростов — сближались друг с другом. Причем это сближение шло в прямом и в переносном смысле. Особенно любили нахичеванцы и ростовцы гулять совместно на Ростово-Нахичеванской меже (нынешняя Театральная площадь) во время больших праздников — на Пасху, в День Святого Георгия, который был особо почитаем армянами.

В эти дни нахичеванцы устраивали ярмарки, а также народные гулянья на Георгиевской площади, возле церкви Святого Георгия, которая располагалась на Ростово-Нахичеванской меже (чуть ниже нынешнего здания управления Северо-Кавказской железной дороги), и в Александровском саду. По воспоминаниям современников, на этих народных гуляньях армяне любили пить русский квас. А еще на ярмарках и других праздничных мероприятиях играли органисты. Удивительно, но самыми любимыми песнями армянских органистов были русские: «Барыня» и «Камаринская». А «русские нахичеванцы», да и ростовцы, с удовольствием слушали армянскую зурну.

Кстати, о том, что русские в Нахичевани свободное говорили по-армянски, вспоминал и великий художник Мартирос Сергеевич Сарьян. Он в своих воспоминаниях писал, что в Нахичевани к началу ХХ века русское население стало стремительно расти. И как следствие этого, стали появляться смешанные браки, армяне, русские и украинцы, да и донские казаки, стали родниться друг с другом.

Более того, известный ростовский краевед и писатель Владимир Сидоров считал, что «Ростов−Нахичевань ─ феномен мировой культуры». В газете «Нахичевань-на-Дону» за 29 декабря 2000 года Сидоров писал так:

«Надо сказать, что мудрые ростовцы и нахичеванцы еще до революции создали благоприятную среду для культурного, социального, экономического, политического взаимопроникновения друг в друга Ростова и Нахичевани. Происходила, выражаясь языком физики, некая диффузия. Даже русские из Нахичевани отличались от русских из Ростова. Нахичеванцы же активно внедрялись в Ростов. Как в этой связи не вспомнить Чалхушьяна, Дерижанова, Балабанова, других, сыгравших в истории Ростова заметную роль. Доходило до того, что, живя в Нахичевани, некоторые из них становились гласными Ростовской городской думы. А как не вспомнить знаменитый гайрабетовский театр? Карп Гайрабетов был нахичеванским головой, другом известного нахичеванского литератора Микаэла Налбандяна. В то же время в соседнем Ростове он становится совладельцем театра, сыгравшего одну из ключевых ролей в развитии донского театрального дела. Кстати, театр этот находился на том месте, где ныне размещается ростовская мэрия».

Что же еще особого было в русских Нахичевани? Отвечу так. Какая-то необыкновенная и трогательная любовь к Нахичевани-на-Дону. Мне приходилось общаться с русскими нахичеванскими старожилами. И я это могу подтвердить. Они были большими патриотами своей малой родины, с любовью относились к донским армянами. Или, как они любили говорить, к нашим армянам.

Никогда не забуду своего личного общения с таким настоящим «русским нахичеванцем», писателем и заслуженным строителем России Юрием Прохоровичем Локтюховым. Помню, как он искренне желал, чтобы вновь в Ростове появился бы Нахичеванский район. Юрий Прохорович оставил удивительно теплые и трогательные воспоминания о своих предках, которые жили в Нахичевани с девятнадцатого века.

Локтюхов был большим патриотам Нахичевани. Иногда мне даже казалось, что он больше проявлял свою любовь к этому бывшему городу, чем местные армяне. Но именно такими и были «русские нахичеванцы». Это правда. А знаете, почему они были такими?

А потому, что правильно когда-то известный писатель и краевед, автор «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону, Владимир Сергеевич Сидоров назвал Ростов−Нахичевань ─ феноменом мировой культуры. Так и есть. Этот феномен еще и пример настоящий дружбы народов.

Георгий Багдыков

"