Posted 11 декабря 2020,, 15:09

Published 11 декабря 2020,, 15:09

Modified 18 сентября 2022,, 11:10

Updated 18 сентября 2022,, 11:10

ДГТУ и ВШЭ научат ростовчан распознавать фейковые новости

11 декабря 2020, 15:09
Ученые ДГТУ и Высшей школы экономики разработали образовательную программу, которая может обучить простых граждан не верить фейковым новостям.

Курс получил название «Ответственное новостное потребление в цифровую эпоху: стратегии для граждан постсоветских государств». Он был разработан в рамках уникальной для России образовательной программы «Нейромедиа». Ознакомиться с образовательным контентом можно на Coursera.

Англоязычный курс по ответственному потреблению новостей (Responsible News Consumption in the Digital Age: Strategies for Citizens of Post-Soviet States) разработали проректор по учебной работе ДГТУ, доцент кафедры «Медиапроизводство», кандидат филологических наук Владимир Колодкин и руководитель департамента медиа, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, PhD Илья Кирия.

Программа обучения рассчитана на пять недель. Благодаря этой информации слушатели смогут определять степень достоверности новостной публикации. Пользователей обучат инструментам содержательного и структурного разбора любого информационного сообщения — от заметки до сложного лонгрида.

Участникам программы будет предложена концепция ответственного потребления новостей, которая ставит на первый план целостность информационной экосистемы гражданского общества. Кроме того, в ходе обучения будут рассмотрены внутренние принципы производства и распространения качественных новостей — основного журналистского продукта, который помогает демократической системе противостоять таким болезням, как кризис доверия, популизм или радикализм.

По словам разработчиков, на постсоветском пространстве аналогичных образовательных программ, посвященных специфике новостного потребления еще не было. Курс рассчитан на людей без базовой подготовки, однако пользу в нем смогут найти и начинающие медийщики. Для контроля освоения информации слушателям предлагаются тестовые задания и вопросы по пройденной теме.

Как рассказал Владимир Колодкин, в курсе был сделан акцент на ответственное медиапотребление, что особенно важно для граждан постсоветских государств, в которых гражданские институты зачастую еще достаточно молоды. «Он будет полезен и интересен любому пользователю, который теряется в волне информационной перегрузки, порожденной современным обществом», — пояснил он.

Ученый также добавил, что концепция ответственного новостного потребления восходит к концепции ответственного потребления как такового, которое является одной из 17 глобальных целей ООН. При этом если ответственный потребитель товаров заботится о будущих поколениях и об экологии планеты, то ответственный потребитель новостей заботится об информационной экологии гражданского общества.

"