Posted 12 августа 2022,, 12:36

Published 12 августа 2022,, 12:36

Modified 18 сентября 2022,, 15:22

Updated 18 сентября 2022,, 15:22

«Пляттские шутки»: как легендарный советский актер Ростислав Плятт работал в Ростове

12 августа 2022, 12:36
Легендарного актера Ростислава Плятта в Ростове знают многие. Он не только родился в нашем городе, но и в тридцатые годы минувшего века играл на сцене Ростовского драматического театра имени М. Горького. О его жизни на Дону - краевед Георгий Багдыков.

Плятт снялся во многих фильмах. Но наиболее его известные кинокартины: «Подкидыш», «Весна», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Вся королевская рать», «Визит к Минотавру». Но думаю, что многие запомнили Ростислава Плятта по роли пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны».

Плятт никогда и ни о ком публично не высказывался плохо. Он был добрым человеком. И ему окружающие отвечали взаимно любовью. И это при том, что Ростислав Янович любил розыгрыши. И мог сочинять колкие эпиграммы.

На малой Родине

В тридцатые годы минувшего столетия Плятт вместе с выдающимся режиссером Юрием Завадским и его труппой переезжает из Москвы в город своего детства - Ростов-на-Дону. По воспоминаниям самого Ростислава Яновича, именно в Ростове он раскрылся как актер. Плятт оставил интересные воспоминания о том времени, когда служил в драматическом театре имени М. Горького.

«На меня, ростовчанина по рождению, свидание с родиной не произвело особого впечатления. Во-первых, я был увезен из Ростова годовалым ребенком и, стало быть, никаких воспоминаний не осталось, а во-вторых, все эмоции и мысли были обращены к театру, где надо было жить и играть, к встрече с ростовской труппой, с которой предстояло нам слиться.

Что касается помещения, беду мы почувствовали сразу: увидели громадное здание, напоминавшее гигантский трактор (очевидно, по замыслу архитектора), а внутри массу лишнего пространства, так бы я выразился. Непомерно широкие коридоры, колоссальные фойе, зрительный зал на 2300 мест, больше, чем в Большом театре, ну и соответствующая сцена! Мрамор, бархат, плюш − полный «шик-модерн». Все было как-то «не по делу», и складывалось впечатление, что задача строителей − не создание удобного драматического театра, а желание щегольнуть размахом − глядите, мол, какой мы в Ростове театр отгрохали, а?!

Когда мы уже обжились и дело дошло до капустников, я организовал комический хор. Как вы могли уже заметить, я в те годы баловался веселыми стишками и написал для этого хора вокальный номер, который назывался так: «Советская популярная массовая песня об архитектуре сцены Ростовского драматического театра имени М. Горького». И там пелись на мотив «Широка страна моя родная» такие слова:

Широки партера пол и стены…

Рампы как велосипедный трек,

Мы другой такой не знаем сцены,

Где так плохо слышен человек!

Был такой период гигантомании в деле театрального строительства…»

Кстати, во время Великой Отечественной войны здание Ростовского драматического театра имени М. Горького сильно пострадало. И после реставрации и ремонта сцена и зрительный зал этого театра перестали быть такими грандиозными, но зато стали более удобными для актеров и зрителей.

История с фамилией

Интересная история связана с фамилией Плятт. Дело в том, что изначально она писалась с одной буквой «т». Когда Ростислав Янович решил стать актером, то придумал себе псевдоним. К фамилии Плят он добавил еще одну букву «т». А по отчеству стал себя называть Янович. Хотя по паспорту его отец был Иван.

Он был рожден в интернациональный семье. Папа у него был поляк, а мама украинка. Вот как об этом вспоминал сам Ростислав Янович: «Мой отец был поляк, правда, сильно обрусевший. Во всяком случае польской речи я дома не слышал. Невзирая на русское имя отца, все родные и близкие звали его Ясик, от польского Ян. Мать − Зинаида Ивановна Закаменная, была, как тогда говорили, хохлушка из Полтавы. Жили очень дружно».

А еще Плятт рассказывал, что, по воспоминаниям близких родственников, у его колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, − и начиналась тихая битва. Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла слух ребенка от всяческих полонизмов. Успеха добились обе: когда мальчик вырос, выяснилось, что он не знает ни одного языка, кроме русского.

«А не много ли у нас пляттства на радио?»

Ростислав Янович много работал на радио, участвовал в радиопостановках, озвучивал мультфильмы.

И вот как-то, придя на радио, он поинтересовался у коллег: «А не много ли у нас пляттства на радио?». В советские годы эта шутка Плятта передавалась из уст в уста. Даже я ее слышал, будучи школьником.

На него никогда не обижались, хотя он сам разыгрывал своих коллег, подшучивал над ними. Рассказывают, что один раз великая Фаина Георгиевна Раневская не выдержала и высказала Ростиславу Яновичу: «Опять эти ваши пляттские шутки?!» Хотя все знали, что Плятт искренне и очень трогательно любил Раневскую, уважал ее как актрису и человека.

Дебют в кино

Знаете, в каком фильме дебютировал Ростислав Янович? Многие считают, что это фильм «Подкидыш», который сделал Плятта невероятно популярным в СССР.

И все же Плятт в кино дебютировал не в «Подкидыше», а в картине «Ленин в 1918 году». Когда-то это был культовый фильм, его, пожалуй, смотрели все в Советском Союзе. Там Плятт играл некоего товарища Иванова, который беседовал со Сталиным. Но после смерти Сталина, после того как был осужден культ личности вождя, этот эпизод вырезали. Вот именно поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм «Подкидыш» в 1939 году.

Яркий след

Как я уже писал, Плятт озвучил немало мультфильмов. Он, например, читал текст от автора в мультфильмах: «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Как львенок и черепаха пели песню», «Слово имеют куклы». Думаю, многие помнят эти прекрасные советские мультики.

Ростислав Янович Плятт прожил долгую насыщенную жизнь. Он оставил после себя яркую память. И хотя он только родился в нашем городе, но мы по праву можем считать Ростислава Яновича своим земляком. Ведь Плятт в тридцатые годы минувшего века служил в театре драмы имени М. Горького. А еще оставил добрые, написанные с юмором, воспоминания и о театре, и о том времени, когда он жил в Ростове.

Георгий Багдыков

"