Posted 16 ноября 2018,, 11:16

Published 16 ноября 2018,, 11:16

Modified 17 сентября 2022,, 15:35

Updated 17 сентября 2022,, 15:35

О реформе начистоту

16 ноября 2018, 11:16
Все любят чистоту, но далеко не все хотят за нее платить. Тем не менее, 1 января 2019 году вступает в силу новый закон об обращении с твердыми коммунальными отходами.

Проводимая реформа призвана навести порядок в этой отрасли, и избавить территории муниципалитетов от мусорных свалок.

По новым требованиям

Новый тариф для региональных операторов Ростовской области на сбор и вывоз мусора, кроме компании "Экоград-Н" (Новочеркасский МЭОК), сегодня еще не известен. Пока действуют прежние правила рынка: региональные компании-перевозчики вывозят мусор на те несанкционированные свалки, которые находятся в ближайшем доступе. Однако ситуация далеко не так плоха, как кажется. Даже при хаотичном обращении с отходами, в этой сфере встречаются добросовестные игроки. Они не опасаются правил новой реформы, и региональные операторы заключают договоры на дальнейшую работу с надежными перевозчиками. Главное, в этом вопросе - соблюдать принятые регоператором условия.

"Требования, выдвигаемые нами к будущим нашим партнерам просты и прозрачны, - комментирует директор ООО "Экотранс" Валерий Завгородний.Во-первых, перевозчик должен обладать новой современной техникой".

Это условие к подрядчикам выдвинуто не случайно. Новая система обращения с ТКО предполагает вывоз мусора только на санкционированные полигоны. Пока идет строительство Неклиновского МЭОКа, ближайший такой полигон находится от обслуживающих ООО "Экотранс" территорий на расстоянии 100 км. (Таковы реалии и использовать полигон в черте города Таганрога больше недопустимо). Поэтому техника должна быть новой, чтобы при перевозке мусора не возникало никаких поломок, и работа компании осуществлялась строго по графику.

"Во-вторых, все рабочие автомобили перевозчик должен оснастить специальными трекерами, - дополняет Валерий Завгородний. – Мусоровозы нашей компании тоже оборудованы ими и подключены к системе ГЛОНАСС. Для этого мы приобрели два вида комплектов программного обеспечения, которые позволяют отслеживать маршруты и полностью следить за водителем во время всего пути. Такая автоматизация процесса сбора и вывоза отходов исключает любые отклонения от графика и контролирует маршрут мусоровозов, находящихся в нашей сети".

Компания планирует вести и видео с регистраторов. Будет учитываться количество контейнеров, которые опорожнены от мусора в каждой точке, и время, которое потребовалось на это. Программа уже работает в тестовом режиме. Одновременно "Экотранс" ведет инвентаризацию контейнерных площадок. Все они учитываются и наносятся на интерактивную карту города Таганрога и четырех районов, которые входят в наш МЭОК. Интерактивная карта позволит в любой момент определить суть проблемы, например, в случае поступления жалоб от населения и оперативно устранить ее.

В дальнейшем региональный оператор внедрит инновационную функцию "свой-чужой".

"Это означает, что после инвентаризации все наши контейнеры будут промаркированы специальной электронной меткой. И если к ним подъедет "чужой" мусоровоз, не нашей сети – гидравлическая система машины просто не запустится. Соответственно, и наоборот. Если наши мусоровозы захотят опорожнить «чужой» контейнер, без нашей электронной метки, у них ничего не получится, - поясняет Валерий Завгородний. – Таких мер, я считаю, будет достаточно для того, чтобы полностью исключить несанкционированные вывозы".

Будет чисто

Помимо определения подрядчиков, работы у регионального оператора сегодня хоть отбавляй. Коллектив ООО "Экотранс" активно проводит встречи с населением, разъясняя все особенности запуска новой реформы.

"Не понимая сути происходящего, некоторые люди недовольны повышением стоимости услуги по обращению с ТКО. Встречается ряд негодований. Но, к нашей радости, большинство жителей одобряют новую реформу, - сообщает директор Единого расчетного Центра, созданного на базе ООО "Экотранс" Елена Змушко. – Например, на встрече в Таганроге, люди согласились, что эта коммунальная услуга не может стоить дешево. Раньше у нас не было ПЭТ-бутылок, и больший объем мусора составляли органические отходы. Сегодня люди в больших объемах выбрасывают люминесцентные лампочки, батарейки и другие вредные отходы, засоряющие окружающую среду. Это все вывозится на свалки, не обладающие защитным слоем, уходит в грунт, попадает в воду. Отсюда – проблемы с экологией, из-за которых у людей возможно ослабление иммунитета, возникновение различных заболеваний".

Несанкционированные свалки – это бич современного общества. Сегодня несанкционированной свалкой или свалочным очагом называется любое скопление мусора, объемом, превышающим 1 куб. метр. По новому законодательству, ответственность за такую "мусорную кучу" лежит на плечах собственника земельного участка. Однако с 1 января, если собственник в пятидневный срок не устраняет свалку, региональный оператор своими силами очищает участок от мусора, вывозит отходы на полигон, после чего выставляет владельцу земельного участка счет за проведенную работу.

"Мы уже получили список несанкционированных свалок, и это самая первая задача, которую будем решать, начиная с нового года", - констатирует Валерий Завгородний.

Как снизить оплату за сбор и вывоз мусора?

Сегодня активно обсуждается тема раздельного сбора мусора. Однако на этот вопрос пока нет понятного ответа. Ясно одно: самостоятельно люди не хотят сортировать мусор. Однако опыт европейских стран показывает, что именно разделение отходов позволяет жителям снизить финансовое бремя от стоимости этой услуги. И такое право выбора предоставляется каждому человеку. Если владелец мусора сортирует его, то он платит меньше. И, соответственно, наоборот. Новая реформа позволяет и в России внедрить такой подход.

"В каждом муниципалитете есть пункты приема вторичного сырья, - говорит Валерий Завгородний. – Например, только в Ростове-на-Дону, таких пунктов больше десяти. Силами управляющей компании или ТСЖ собственники многоквартирных домов могут по своему желанию установить на площадке 3-4 контейнера для раздельного сбора мусора. К концу месяца, когда контейнер наполнится, надлежит сдать сортированные отходы и заработать на этом деньги".

Руководитель ООО "Экотранс" поясняет, что самостоятельная сортировка и вывоз мусора никак не повлияют на стоимость тарифа. Платить все равно придется сумму, указанную в квитанции. Но оплаченные средства будут компенсированы деньгами, полученными от реализации отсортированного мусора – ПЭТ-бутылки, бумаги, алюминиевой банки. И этот подход уже работает – так в донском регионе уже несколько управляющих компаний пошли по такому пути.

"